Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 16:01, контрольная работа
С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
1. Экономическое содержание, функции и виды прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли. Методы планирования прибыли
С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли.
В экономической системе прибыль выполняет следующие функции:
1) является
показателем эффективности
2) обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;
3) является
источником формирования
Выделяют следующие виды прибыли:
Валовая прибыль – сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг, имущества предприятия) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Прибыль (убыток) от реализации продукции работ (услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость. Взаимосвязь показателей: В=П+Р; П=В-Р; Р=В-П
Прибыль до налогообложения (балансовая) – конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.
Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы).
Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к распределению) – прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемая на развитие производства и социальные нужды.
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования.
Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия.
Выделяют четыре основных метода планирования прибыли предприятия:
1) метод прямого счета (бюджетный);
2) аналитический;
3) планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж;
4) метод совместного расчета.
По методу прямого счета расчету прибыли предшествует: определение выпуска товарной продукции, определение остатков готовой продукции на складе на начало и на конец планового периода, определение отгруженной продукции в плановом периоде:
П = П1+Пт – П2, где П – планируемая прибыль; П1 и П2 – прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового периода. Пт – прибыль товарной продукции план-го периода. Пт = кол-во продукции по каждой номенклатуре × последовательно на цену реализации и на себестоимость единицы изделия.
Аналитический метод построен на применении базы расчета, в качестве которой могут использоваться: затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции; рентабельность; совокупность отчетных показателей деятельности предприятия. С учетом затрат на 1тыс. руб. товарной продукции прибыль планируется по всему выпуску.
П = Т * (100-З) / 100, где П – прибыль от выпуска товарной продукции; Т- товарная продукция в ценах реализации; З – затраты на 1тыс. руб. товарной продукции.
Базовая рентабельность = прибыль от товарного выпуска / себестоимость за отчетный период.
Планирование прибыли с применением расчета критического объема продаж. Этот метод базируется на распределении затрат на постоянные и переменные, и позволяет рассчитать требуемые предприятию объемы прибыли от продаж с помощью моделирования оптимальной комбинации: цен, объема производства, переменных и постоянных затрат.
Для этого формулу критического объема продаж видоизменяют следующим образом:
Вк = Сn / n - исходная формула.
Новый вид: Вк = (Сn+П) / n, где Сп – постоянные расходы; n – норма маржинального дохода n = (Выручка – Спер) / Выручка.
Метод совместного расчета представляет собой совокупность элементов первого и второго методов.
В условиях рыночных отношений имеются три основных источника получения прибыли:
- первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта;
- второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью;
- третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия.
Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы всемерно способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования. Одной из важнейших проблем распределения прибыли является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов. Экономически обоснованная система распределения прибыли должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.
Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия.
Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.
На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.
Прибыль, остающаяся
в распоряжении предприятия, используется
им самостоятельно и направляется на дальнейшее
развитие предпринимательской деятельности.
Чистая прибыль является источником погашения
собственных оборотных средств. Кроме
того, она направляется на уплату процентов
по кредитам, полученным на восполнение
недостатка собственных оборотных средств,
на приобретение основных средств, а также
уплату процентов по просроченным и отсроченным
кредитам.
За счет чистой прибыли уплачиваются некоторые
виды сборов и налогов, налог на перепродажу
автомобилей, вычислительной техники
и персональных компьютеров, сбор со сделок
по купле-продаже валюты на биржах, сбор
за право торговли и другие.
Наряду с финансированием производственного
развития прибыль, остающаяся в распоряжении
предприятия, направляется на удовлетворение
потребительских и социальных нужд.
Прибыль, остающаяся
в распоряжении предприятия, служит не
только источником финансирования производственного
и социального развития, а также материального
поощрения, но и используется в случаях
нарушения предприятием действующего
законодательства для уплаты различных
штрафов и санкций.
Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы
при несоблюдении требований по охране
окружающей среды от загрязнения, санитарных
норм и правил, при завышении регулируемых
цен на продукцию. Из чистой прибыли взыскивается
незаконно полученная предприятием прибыль.
В случаях утаивания прибыли от налогообложения
или взносов во внебюджетные фонды также
взыскиваются штрафные санкции, источником
уплаты которых является чистая прибыль.
Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и другое.
Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.
2. Особенности финансов организации малого бизнеса
Главным преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупных предприятий, реакция на быстро меняющийся спрос: умение "уловить" возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей.
Преимущества маневренности и экономичности становятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации.
Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ).
Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления.
Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах фирмы одни из наиболее ярких отличий российского малого предприятия от крупного.
Специфика менеджмента малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем.
Руководитель малого предприятия должен принять на себя всю полноту ответственности, так как услуги, профессионалов управленцев стоят дорого.
Выгода, которую может дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его содержание.
Управление финансовыми потоками в малом предприятии имеет свои отличительные особенности. В отличие от крупных компаний, владелец малого бизнеса, как правило, самостоятельно ведет все финансовые операции.
Одной из основных особенностей финансов малого бизнеса является небольшой капитал, которым необходимо эффективно распорядиться для развития предприятия. Руководитель малого бизнеса должен быстро и, в то же время, взвешено принимать решения о перенаправлении финансовых потоков, которые необходимы для организации производства, рекламной компании или выплаты зарплаты сотрудникам.
Еще одной особенностью финансов в малом бизнесе является то, что деньги, которые вкладываются в развитие предприятия, являются личными средствами владельца или средствами, которые были получены под залог личного имущества, что также предполагает определенные ограничения на использование финансов.
Взаимодействие малого бизнеса и кредитных организаций также имеет свои особенности. Особенности финансов малого бизнеса можно рассматривать также относительно системы налогообложения, которая несколько отличается от налогообложения крупных предприятий.
Автоматизация бизнес-процессов в малом бизнесе также имеет свои особенности. Как правило, многие частные предприятия используют недорогое программное обеспечение, которое позволяет выполнять только ограниченный набор функций.
Субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом «О Развитии Малого и Среднего Предпринимательства В Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышатьпредельные значения, (установлены Правительством Российской Федерации) - микропредприятия - 60 млн. Рублей; малые предприятия - 400 млн. Рублей.
Число малых предприятий – число действующих на конец отчетного года юридических лиц – субъектов малого предпринимательства (включая временно приостановивших хозяйственную деятельность сроком не более 2 лет), средняя численность работников которых до ста человек включительно, предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС должны составлять не более 400 млн. Рублей.
Список литературы
1.Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Бизнес-планирование на предприятии: учеб. для бакалавров / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М. : Издат.-торг. корпорация "Дашков и К", 2013. - 431 с.
3. Микроэкономика. Промежуточный уровень: учеб. для студентов высш. учеб. заведений / А. Н. Чеканский, Н. Л. Фролова ; МГУ им. М. В. Ломоносова, экон. фак. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 684 с.