Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:02, контрольная работа
1 Раскрыть сущность понятия «финансовые ресурсы», охарактеризовать источники их образования, основные направления использования
2 Записать содержание финансового контроля в Республике Беларусь, его виды, формы, способы и органы
3 Записать сущность, состав и оценку оборотных средств предприятия
10622 Финансы и кредит
СОДЕРЖАНИЕ
Финансовые ресурсы предприятий – это денежные средства, имеющиеся в его распоряжении и направляемые на:
– развитие производственно-торгового процесса (сырье, материалы, расчетные счета и т.д.);
– содержание объектов непроизводственной сферы;
– потребление;
– резерв [1, с. 17].
Источниками финансовых ресурсов служат все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие или иной хозяйствующий субъект в определенный период (или на дату) и которые направляются на осуществление денежных расходов и отчислений, необходимых для производственного и социального развития: инвестиций, авансирования в текущие затраты расходов и отчислений на социальные нужды, в централизованные специальные фонды и в бюджеты различных уровней.
Итак, назвав основные виды расходов и отчислений финансовых ресурсов, мы тем самым классифицировали их по направлениям использования. Другой принцип классификации финансовых ресурсов связан с образованием фондов возмещения, потребления и накопления.
Наконец, финансовые ресурсы могут подразделяться на собственные, заемные, привлеченные (на возвратной и безвозвратной основе), ассигнования из бюджета или централизованных внебюджетных фондов.
По источникам образования финансовые ресурсы подразделяются на собственные (внутренние) и привлеченные на разных условиях (внешние), мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения (рис.1).
Рис. 1 – Состав финансовых ресурсов организации (предприятия) [5, с. 26]
Основную долю в собственных финансовых ресурсах составляет прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия). Вторым по значимости источником собственных финансовых ресурсов служат амортизационные отчисления.
Следует помнить, что не вся прибыль остаётся в распоряжении организации (предприятия), часть её в виде налогов и других налоговых платежей поступает в бюджет. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации (предприятия), распределяется решением руководящих органов управления на цели накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, используется на развитие производства и способствует росту имущества предприятия. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач.
Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов [2]. Они имеют двойственный характер, так как включаются в состав затрат на производство продукции и затем в составе выручки от реализации продукции поступают на расчётный счёт предприятия, становясь внутренним источником финансирования как простого, так и расширенного воспроизводства.
Привлечённые, или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно разделить на собственные, заёмные, поступающие в порядке перераспределения и бюджетные ассигнования. Это деление обусловлено формой вложения капитала. Если внешние инвесторы вкладывают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения становится образование привлечённых собственных финансовых ресурсов.
Предпринимательский капитал представляет собой капитал, вложенный в уставный капитал другой организации (предприятия) в целях извлечения прибыли или участия в управлении организацией (предприятием) [2, с. 67].
Ссудный капитал передаётся организации (предприятию) во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, выданных на разные сроки, средств других организаций (предприятий) в виде векселей, облигационных займов.
Средства, мобилизуемые на финансовом рынке, включают: средства от продажи собственных акций и облигаций, а также других видов ценных бумаг.
К средствам, поступающим в порядке перераспределения, относятся страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, головных компаний, дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов, бюджетные субсидии.
Бюджетные ассигнования могут использоваться как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки организаций (предприятий), продукция которых имеет общегосударственное значение.
Финансовые ресурсы используются организацией (предприятием) в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчётном счету в коммерческом банке и в кассе организации (предприятия).
Заботясь о финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, организация (предприятие) распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени. Углубление этих процессов в современной рыночной экономике приводит к усложнению финансовой работы, использованию в практике финансовых инструментов.
Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы. Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств. Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности [4, c. 84].
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
Финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.
Система финансового контроля в Республике Беларусь включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль [1, c. 94].
Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов, исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные комиссии Парламента так же в процессе своей деятельности анализируют и проверяют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламентом проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк.
Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях в составе министерств и ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Его главные задачи заключаются в непрерывном наблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.
Независимый финансовый контроль – это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии. Аудиторские организации и частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учёта, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий контроль.
Составной и неотъемлемой частью имущества предприятия, которое оказывает значительное влияние на эффективность производственно-хозяйственной деятельности, являются его оборотные средства.
Оборотные средства – это совокупность денежных средств, авансируемых для создания и использования оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный процесс производства и реализации продукции.
Характерная особенность оборотных средств заключается в том, что они:
– полностью потребляются в течение одного производственного цикла, перенося всю свою стоимость на вновь созданную продукцию;
– находятся все время в обороте;
– в течение одного оборота оборотные средства меняют свою форму с денежной на товарную и с товарной на денежную, проходя стадии закупки, производства и реализации.
Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, состоящего из процесса производства и процесса обращения.
Таблица - Состав и классификация оборотных средств
Для изучения состава и структуры оборотных средств в экономической науке их принято классифицировать по следующим признакам [3, c. 83]:
– сферам оборота;
– степени ликвидности;
– источникам формирования;
– элементам;
– по степени риска;
– охвату нормирования.
По сферам оборота оборотные средства подразделяются на оборотные производственные фонды (сфера производства) и фонды обращения (сфера обращения).
Оборотные средства функционируют одновременно в сфере производства и в сфере обращения, проходя три стадии кругооборота: снабжение, производства и сбыт (реализация).
По источникам формирования, оборотные средства предприятия подразделяются на:
– собственные
– заемные.
Собственные формируются за счет уставного фонда, прибыли, направленной на финансирование оборотных средств, и устойчивые пассивы.
Заемные средства формируются за счет кредитов банка, кредиторской задолженности и прочих.
Использование оборотных средств характеризуется коэффициентом оборачиваемости, продолжительностью одного оборота, и коэффициентом закрепления.
КО
= РП / Об.С,
где РП - реализация продукции
Об.С - оборотные средства
Д
= Т / КО,
где Д - продолжительность одного оборота
Т - продолжительность периода (в днях):
месяц - 30 дней, квартал - 90 дней, год - 360 дней.
Кз = Об С / РП,
где Кз - коэффициент закрепления или загрузки.
Определить плановую сумму прибыли от реализации продукции, рентабельность продукции, если:
- выручка от реализации продукции на плановый год – 33450 т.р.,
- материальные затраты – 2150 т.р.,
- амортизация – 180 т.р.,
- расходы на оплаты труда – 2600 т.р.,
- прочие денежные затраты – 920 т.р.,
- коммерческие расходы – 20% от производственной себестоимости.
- НДС – 7000 т.р.
- акцизы – 820 т.р.
РЕШЕНИЕ
1. Определим отчисления в ФСЗН:
ФСЗН = 2600*34/100=884 т.р.
2. Определим
отчисления на социальное
Осс = 2600*1/100=26 т.р.
3. Определим
производственную
ССп= 2150+2600+884+26+180+920=6760 т.р.
4. Определим коммерческие расходы:
Кр = 6760*20/100=1352 т.р.
5. Определим выручки без косвенных налогов:
Вбез налогов = 33450-7000-820=25630 т.р.
6. Определим прибыль от реализации:
Пр = 25630-6760-1352=17518 т.р.
7. Определим рентабельность продукции:
Рп = 17518/(6760+1352)*100=215,95%
1. Бельзецкий, А. И. Финансы и финансовый рынок: учебно-методический комплекс / А. И. Бельзецкий. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. – 442 с.
2. Финансы / под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика. – 2005.
3. Финансы: учебник / под ред. В.В. Ковалёва. – 2-е изд., перер. И доп. Минск: Велби. – 2012. – 673 с.
4. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е Маркиной. – Минск: Финансы и статистика. – 2011.
5. Финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепцова. – 2-е изд., перер. и доп. Минск: Экономист. – 2011. – 442 с.