Контрольная работа по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

1. Денежное обращение — это движение денег во внутреннем обороте в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними.
2. . Инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост цен могут разнообразные экономические обстоятельства: энергетический кризис, изменения в динамике производительности труда, структурные сдвиги в системе воспроизводства, циклические и сезонные колебания, монополизация рынка, введение новых ставок налогов и многое другое.

Содержание работы

1.Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное денежное обращение. ………………………………………………………………………………………………….3
2. Инфляция, ее понятие и сущность…………………………………………………………..12
3. Регулирование денежного обращения Центральным банком РФ…………14
Тесты……………………………………………………………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ_3курс.docx

— 63.24 Кб (Скачать файл)

Установление ориентиров роста денежной массы, осуществляемое Банком России исходя из основных напревший единой государственной денежной кредитной политики.

Прямые количественные ограничения, связанные с установлением лимитов на рефинансирование банков, проведением кредитными организациями отдельных банковских операций.

Эмиссия облигаций, заключающаяся в том, что Банк России от своего имени может осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Регулирование денежного обращения Центральным банком РФ

 Суть денежно-кредитной политики, как было описано в гл. 2, состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. При рассмотрении денежно-кредитной политики важно разделять ее цели, методы и инструменты.

Денежно-кредитная политика центрального банка всегда соответствует экономической политике государства. Ее наиболее общими целями в странах с развитой рыночной экономикой обычно являются обеспечение экономического роста, снижение инфляции и ограничение безработицы. Центральный банк может участвовать в реализации этих целей путем обеспечения экономики необходимой и достаточной денежной массой и регулирования доступности кредита, которые часто рассматриваются как промежуточные цели денежно-кредитной политики. Обе они находятся в состоянии внутреннего противоречия друг с другом. Для их достижения используется однотипный набор инструментов, с помощью которых можно регулировать денежное предложение, поэтому корреляция между ними высока и, следовательно, во многих случаях одновременно достичь их нельзя. Иными словами, центральный банк постоянно должен решать проблему выбора между низкой инфляцией и дешевым кредитом.

 

Объектом воздействия инструментов денежно-кредитной политики является денежное предложение и денежный мультипликатор. Предложение денег исходит от центрального банка, его основными источниками являются кредиты, предоставляемые правительству и национальной банковской системе, покупка иностранной валюты за национальную, а также ценных бумаг на открытом рынке. Основным методом денежно-кредитного регулирования, воздействующим на объем денежного предложения, является политика рефинансирования, которая предполагает использование различных инструментов. Воздействие на денежный мультипликатор обеспечивается в основном путем регулирования норм обязательных резервов. Наряду с этими основными экономическими методами в некоторых странах центральные банки используют и административные методы денежно-кредитного регулирования, или так называемые селективные методы регулирования: установление прямых количественных ограничений, портфельные ограничения и др. В последние годы в связи с широким распространением идей монетаризма многие центральные банки стали использовать и метод таргетирования, под которым понимают установление ориентиров роста денежной массы.

 

Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк в определенный отрезок времени. В условиях формирующихся финансовых рынков и относительной закрытости национальных экономик наиболее результативными являются прямые методы вмешательства центрального банка в денежно-кредитную сферу: административное регулирование депозитных и кредитных ставок коммерческих банков, установление предельных объемов кредитования банком своих клиентов, изменение уровня минимальных резервов. По мере развития финансовых рынков наблюдается переход к рыночным методам регулирования денежной массы, и прежде всего к операциям на открытом рынке и изменению уровня официальной ставки процента.

 

При выборе конкретных инструментов воздействия на денежное предложение в соответствии с текущими целями денежно-кредитной политики возникает ряд практических трудностей, обусловленных тем, что отдельные инструменты используются по другим важным направлениям регулирования. Например, кредиты рефинансирования, обеспечивая расширение денежного предложения, одновременно ведут к увеличению свободных резервов коммерческих банков, что не всегда желательно. Валютные интервенции параллельно с воздействием на предложение денег воздействуют и на валютный курс. Кроме того, возможности практического применения некоторых инструментов определяются развитием финансовых рынков (прежде всего это относится к операциям на открытом рынке) и правовым обеспечением.

 

Резервные требования. Повсеместно распространенным методом денежного регулирования является регулирование норм обязательных резервов, т. е. уровня резервов, которые коммерческие банки в обязательном порядке должны держать на резервном счете в центральном банке.

 

Распространено мнение, что впервые нормы резервов были введены в США в 1913 г. при создании Федеральной резервной системы. Однако еще в 1874 г. в США была введена норма резервирования в размере 5 % на такой вид пассива, как эмитированные банкноты.

 

Позднее сложилась многоступенчатая система резервного обеспечения обязательств по депозитам, при которой провинциальные банки хранили резервы на счетах в городских банках, а те в свою очередь - в банках основных финансовых центров. Эта система требовала нормативного резервного покрытия банковских депозитов. С образованием ФРС функция хранения резервов перешла к региональным федеральным банкам. Таким образом, исторически резервирование банками определенной части средств было обусловлено необходимостью иметь ликвидные резервы для бесперебойного осуществления платежей.

 

Длительное время нормы обязательных резервов рассматривались лишь в качестве способа резервного покрытия банковских депозитов. Введенные ФРС нормы обязательных резервов для банков - членов ФРС не изменялись и не пересматривались вплоть до 1933 г.

 

Закон о ФРС установил уровень обязательных резервов по вкладам до востребования в размере 13 % для федеральных резервных банков Нью-Йорка и Чикаго, 10 % для федеральных резервных банков других округов и 7 % для банков - членов ФРС. Для срочных вкладов обязательные резервы были установлены на уровне 3 %. В 1933 г. произошел резкий рост избыточных резервов в банковской системе США, что могло привести к инфляционному взрыву. Это вызывало серьезную обеспокоенность официальных лиц ФРС.

 

Для устранения такой угрозы Конгресс США в 1933 г. наделил ФРС полномочиями изменять требования к уровню обязательных резервов банков - членов ФРС, при этом каждое конкретное решение по изменению норм резервирования должно было утверждаться президентом США. Закон о банках 1935 г. отменил президентский контроль за изменением норм резервирования, превратив их в обычный инструмент регулирования банковской ликвидности. В результате значение гарантийно-страховой роли резервов уменьшилось.

 

Минимальные резервы стали основой механизма централизованного регулирования денежного рынка.

 

В последующие годы этот инструмент начали использовать во многих странах, в том числе в Германии и Италии после Второй мировой войны, во Франции с 1967 г., Испании с 1979 г. В Великобритании он был введен в 1961 г. и применялся гораздо реже, чем в других государствах.

 

Нормы обязательных резервов устанавливаются в виде определенного процента к сумме депозитов коммерческих банков. Нормы минимальных резервов различны по странам и дифференцируются в зависимости от размеров банковских учреждений, от конъюнктуры рынка, вида и величины вкладов. Наиболее часто это осуществляется по трем критериям:

 

в зависимости от срочности депозитов и их величины (в США, Германии). Например, в Германии максимальная высшая граница резервного обязательства, равная 30 %, установлена для бессрочных вкладов, по которым сумма минимальных резервов уточняется практически ежедневно. Максимально высокая ставка по срочным вкладам составляет 20 %, а по сберегательным - 10 %. Средняя резервная ставка всех кредитных институтов ФРГ в августе 1984 г. составляла 6 %[Банковский портфель. Т. 1. М., 1994. С. 38.];

в зависимости от срочности депозитов и величины всех депозитов банка (в Японии);

в зависимости от источников депозитов и валюты (нерезиденты, резиденты, в отечественной или иностранной валюте). Дифференциация норм обязательного резервирования для резидентов и нерезидентов может производиться с целью воздействия на динамику валютного курса, например, в Японии для этого особая норма резервных требований устанавливалась для депозитов нерезидентов.

Нормы минимальных резервов в некоторых развитых странах распространяются на счета нерезидентов и средства, полученные от заграничной деятельности. Так, в США 10 % ресурсов, полученных американскими банками у своих иностранных филиалов, должны перечисляться на резервный счет в ФРС. В Австралии банки обязаны помещать на специальный беспроцентный счет в центральном банке до 33,3 % сумм, полученных за границей. В Германии Бундес-банк имеет право вводить резервные нормы для иностранных резидентов по их депозитам в марках.

 

Во Франции принята совершенно отличная от большинства других стран база, принятая для расчета норм минимальных резервов, - сумма выданных кредитов. Задается рекомендуемый объем тех или иных видов кредитов, превышение которого влечет увеличение нормы резервирования. Кредиты на экспортное производство, например, резервируются под 0,5.

 

Широкое распространение этого метода регулирования связано, во-первых, с удобством применения и контроля (простой пересмотр параметров в схеме регулирования позволяет влиять на объем и динамику банковских резервов); во-вторых, с универсальностью воздействия - изменение норм резервирования может затрагивать сразу все кредитные учреждения. Повышение нормы резерва на 1 - 2 % является действенным средством ограничения кредитной экспансии и приостановления развития инфляционных процессов. Если складывается ситуация, когда банк не имеет возможности поддерживать требуемое повышенное соотношение между обязательными резервами и депозитами, он вынужден отказаться от выдачи новых кредитов или продать ценные бумаги. Снижение норм резервов в периоды экономического спада стимулирует развитие деловой активности.

 

В этом случае сумма фактических резервов на счетах в центральном банке превысит сумму требуемых обязательных резервов, в результате банки смогут предоставлять новые ссуды и приобретать ценные бумаги.

 

В то же время следует учитывать, что варьирование уровнем резервов затрагивает основы банковской системы и может оказать сильнейшее воздействие на функционирование финансовых рынков страны, вызвать изменения в объемах депозитов и величине банковских кредитов. Повышение уровня обязательных резервов в периоды экономического подъема опасно тем, что банковская система может в этих условиях не выдержать возрастающего спроса на краткосрочную ликвидность со стороны рыночных субъектов.

 

Практика использования норм обязательных резервов свидетельствует о том, что это очень сильно воздействующее средство и оно непригодно для повседневных корректировок. Поэтому изменяются нормы обязательных резервов достаточно редко, как правило, 1 раз в несколько лет, оказывая значительное влияние на объем активных операций банков. При этом воздействие оказывается не столько на текущее состояние денежного рынка, сколько на кредитные операции банков в будущем, в связи с чем частые корректировки послужили бы фактором, усложняющим финансовое планирование участников рынка и дестабилизирующим денежно-кредитную систему в целом. В связи с этим нормы обязательных резервов, например, в США изменялись в последние годы редко и весьма осторожно (по срочным и евродолларовым вкладам последнее изменение было в декабре 1990 г., а по трансакционным счетам - в декабре 1992 г.). Во избежание возможного негативного влияния изменения норм резервов на денежный рынок введение новых нормативов, как правило, уравновешивается операциями центрального банка на открытом рынке.

 

Использование норм обязательных резервов как метода денежно-кредитного регулирования в последние годы характеризуется следующими чертами. Во-первых, действие норм резервов распространяется в настоящее время на все кредитные учреждения. В условиях ускорившегося за последние 20 лет процесса исчезновения национальной и профессиональной сегментации кредитного рынка центральные банки не могут эффективно регулировать денежное обращение, распространяя резервные требования только на коммерческие банки.

 

В США до 1980 г. резервные требования предъявлялись только к банкам - членам ФРС.

 

Однако произошедшие в области регулирования банковской деятельности изменения, а также рост депозитов в банках, не являющихся членами ФРС, привели к необходимости распространения резервных требований на более широкую группу кредитных учреждений, что и нашло отражение в принятом в 1980 г. Законе о валютном контроле. Согласно данному Закону резервированию подлежат:

 

обязательства кредитных учреждений, учитываемые на счетах для сделок (депозиты до востребования, НАУ-счета с оговариваемым порядком снятия средств, прочие счета, предназначенные для автоматизированных или уполномоченных переводов средств с целью осуществления платежей в пользу третьих лиц);

обязательства по неличным срочным и сберегательным депозитам (неличные срочные депозиты - это переводные счета или счета, открытые клиентам, не являющимся физическими лицами);

средства, привлеченные за границей иностранными филиалами банков - резидентов США или отделениями иностранных банков, расположенными на территории Соединенных Штатов (суммарные задолженности зарубежным банковским учреждениям включают, в частности, ссуды гражданам США, предоставленные иностранными представительствами американских кредитных учреждений, а также средства от продажи активов кредитными учреждениями США и отделениями иностранных банков своим зарубежным представительствам).

Во-вторых, во многих развитых странах свобода центрального банка по установлению норм минимальных резервов определенным образом ограничена. Нормы либо регламентируются законом, либо законодательно фиксируются их пределы, в которых центральный банк может самостоятельно изменять уровни резервирования. Применяется и такая форма ограничения свободы центрального банка в этом вопросе, как необходимость согласования изменения норм с исполнительной властью.

 

В-третьих, техника расчета норм минимальных резервов и санкции за их нарушение отличаются большим разнообразием. В США, например, резервные требования исчисляются на основе 14-дневного расчетного периода. Лаг между сдачей отчета и получением от ФРС указаний о размерах резервов составляет два дня по депозитам до востребования. При расчетах принимается средний уровень за две недели. По другим видам депозитов лаг составляет 30 дней. В Германии и Японии в конце каждого месяца подсчитывается средний ежедневный остаток на резервном счете и сравнивается с нормой.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансам"