Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 10:33, контрольная работа
Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определение бюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Введение.
Сущность, функции и роль Федерального бюджета.
Значение федерального бюджета.
Социально-экономическое развитие страны и федеральный бюджет.
Анализ федерального бюджета РФ за последние 5 лет (2010-2014 гг.).
Динамика и структура доходов федерального бюджета в период 2010-2014 год.
Динамика и структура расходов федерального бюджета в период 2010-2014 год.
Заключение.
Список литературы.
Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
12. Ст. 38.1. Принцип подведомственности расходов бюджетов. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного Кодекса.
У подведомственных распорядителя и получателя бюджетных средств может быть только один главный распорядитель бюджетных средств. 13. Ст. 38.2. Принцип единства кассы.
Означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Исключение: операции по исполнению бюджетов, осуществляемые за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операции, осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ.
2. Значение федерального бюджета
Бюджет федеральный, являясь центральным звеном бюджетной системы, объективно занимает особое место не только в бюджетной системе, но и в системе государственных финансов. Посредством федерального бюджета происходит перераспределение ВВП между субъектами экономики, субъектами Федерации и социальными группами; именно перед федеральным бюджетом стрит задача обеспечения государственного суверенитета, обороноспособности и безопасности страны (защиты государства при возникновении внутренних и внешних угроз его существованию). В условиях рыночных отношений не должна ослабевать и экономическая роль федерального бюджета.
Применяя различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы (субсидирование из предприятий и отраслей, предоставление государственных кредитов и гарантий, осуществление государственных инвестиций в капитале - и наукоемкие отрасли, а также в отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс), государство может использовать федеральный бюджет в качестве эффективного инструмента реализации структурной политики, позитивного изменения важнейших макроэкономических пропорций. Особая роль федерального бюджета в воспроизводственном процессе, обеспечении финансовой и экономической стабильности в стране предъявляет адекватные требования к формированию доходов и расходов федеральных (центральных) бюджетов. В современной мировой практике доходы федерального бюджета; как правило, формируются за счет наиболее крупных, устойчивых и стабильно поступающих доходов, позволяющих обеспечивать бесперебойное финансирование неотложных, жизненно необходимых для функционирования государства расходов. В России к таким доходам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и иные доходы от внешнеэкономической деятельности; налог на прибыль, доходы от целевых бюджетных фондов. Расходы федеральных бюджетов осуществляются в соответствии с полномочиями, закрепленными за федеральными (центральными) правительствами. К таким расходам обычно относятся: национальная оборона; охрана правопорядка; содержание органов государственной власти; определенный круг социальных расходов; расходы на государственные закупки товаров и услуг, а также осуществление централизованных инвестиций (на поддержку отдельных отраслей экономики); расходы по бюджетному выравниванию (сокращение вертикального и горизонтального финансового дисбалансов); осуществление внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности государства и пр. Приведенный перечень расходов характерен и для федерального бюджета Российской Федерации. При этом в Бюджетном кодексе РФ содержится особый перечень расходов, финансируемых исключительно за счет средств федерального бюджета, к которому, в частности, относятся расходы: на обеспечение деятельности высших органов законодательной и исполнительной власти; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (например, финансовое обеспечение межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями); государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; и др.
3.Социально-экономическое
развитие страны и федеральный
бюджет.
Бюджет – это форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
Для выполнения государством своих функций
и задач перед обществом в масштабе государства
формируется централизованный финансовый
фонд, называемый федеральным бюджетом.
По экономической сущности федеральный
бюджет – это денежные отношения, возникающие
у государства с юридическими и физическими
лицами по поводу перераспределения национального
дохода (частично – и национального богатства)
в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Благодаря бюджету государство имеет
возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках экономического
и социального развития.
Будучи экономической формой
существования распределительных отношений,
выполняя специфическое общественного
назначение – по удовлетворению потребностей
общества и его государственно-территориальных
структур, бюджет может рассматриваться
в качестве самостоятельной экономической
категории.
Государственные бюджет
как экономическая категория выражает
систему экономических отношений между
государством, с одной стороны, предприятиями,
организациями и населением – с другой.
Бюджет как экономическая категория представляет
собой совокупность экономических отношений,
возникающих в процессе создания, распределения
и использования государственного централизованного
фонда денежных средств.
В материальном понимании федеральный
бюджет представляет собой централизованный
денежный фонд, который находится в распоряжении
соответствующих органов государственной
власти. Материальное содержание бюджета
не является постоянным, объем концентрируемых
в нем денежных средств постоянно меняется,
меняются виды поступлений в него, направления
расходов. Однако сущность государственного
бюджета постоянна. Она проявляется в
общественных отношениях, связанных с
концентрацией денежных средств в бюджете
и их использованием, т.е. в характеристике
сущности бюджета как экономической категории.
К числу особенностей федерального бюджета
относятся следующие: федеральный бюджет
является особой экономической формой
перераспределительных отношений, связанных
с обособлением части ВВП в руках государства
и ее использованием с целью удовлетворения
потребностей всего общества и отдельных
его государственно-территориальных формирований с помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода, реже – национального
богатства между отраслями народного
хозяйства, территориями страны, сферами
общественной деятельности пропорции
бюджетного перераспределения стоимости
в большей мере, чем у других звеньев финансов,
определяются потребностями расширенного
воспроизводства в целом и задачами, стоящими
перед обществом на каждом историческом
этапе его развития
область бюджетного распределения
занимает центральное место в составе
государственных финансов, что обусловлено
ключевым положением бюджета по сравнению
с другими звеньями
Федеральный бюджет с позиций экономической
сущности может рассматриваться в качестве
самостоятельной экономической категории,
а с позиций законодательного установления
финансовой базы государства – как его
финансовый план, обеспечивающий образование,
распределение и использование централизованного
фонда денежных средств как обязательного
условия функционирования любого государства.
Будучи финансовым планом, федеральный
бюджет характеризуется следующими чертами:
1.Составление
и использование бюджета носит ярко выраженный
балансовый характер. Балансовый метод
составления бюджета позволяет наметить
необходимые соотношения между объемом
денежных доходов и размером расходов.
Анализ складывающегося баланса бюджета
по доходам и расходам позволяет делать
вывод о необходимости изменения тех или
иных пропорций в плане, изыскания дополнительных
ресурсов или сокращения тех или иных
расходов.
2. С помощью государственного бюджета
происходит перераспределение национального
дохода между отраслями народного хозяйства,
субъектами Российской Федерации и иными
сферами.
3. Отличительной чертой государственного
бюджета является его народно-хозяйственный
характер. Бюджет страны связан со всеми
отраслями народного хозяйства.
Федеральный
бюджет обеспечивает для органов государственного
управления возможность выполнения ими
своих функций, включая воздействие на
функционирование рынков товаров и услуг,
финансовых рынков и распределение доходов
в секторах экономики. Бюджет является
инструментом мобилизации средств всех
секторов экономики для проведения государственной
внутренней и внешней политики. С помощью
бюджета осуществляется межсекторальное,
межотраслевое и межтерриториальное перераспределение
ВВП, государственное регулирование и
стимулирование экономики, финансирование
социальной политики с учетом долгосрочных
интересов страны.
Государство использует бюджет в качестве
одного из основных инструментов обеспечения
как непосредственно своей деятельности,
так и в качестве важнейшего инструмента
проведения экономической и социальной
политики. Аккумуляция средств в бюджете
позволяет государству осуществлять социальные
программы, направленные на развитие культуры,
здравоохранения, образования, решение
жилищной проблемы.
При
расходовании средств федерального бюджета
государство осуществляет финансирование
государственных программ направленных
на содействие развитию тех или иных отраслей
и производств, изменение структуры производства,
субсидирует отдельные отрасли и предприятия,
осуществляет различные формы государственной
поддержки: госзаказ, бюджетные кредиты,
гарантии по банковским ссудам, субсидирование
ставок по кредитованию и страхованию
и т.д.
Средства бюджета направляются на осуществление
инвестиционной политики, финансирование
оборонных отраслей. Расходы бюджета в
области экономики призваны способствовать
формированию рациональной структуры
общественного производства, наращиванию
научно-технического потенциала, обновлению
материально-технической базы.
Важная роль государственного бюджета
не ограничивается финансированием сферы
материального производства. Бюджетные
ресурсы направляются также и в непроизводственную
сферу (образование, здравоохранение,
культуру и др.) За счет бюджетных и внебюджетных
фондов финансируются предприятия и учреждения
социально-культурного направления. Расходы
бюджета, обусловленные реализацией социальной
политики государства, имеют огромное
значение. Они позволяют государству развивать
систему народного образования, финансировать
культуру, удовлетворять потребности
граждан в медицинском обслуживании, осуществлять
социальную защиту.
Расходы бюджета на социально-культурные
мероприятия имеют не только социальное,
но и экономическое значение, так как представляют
важнейшую часть затрат на воспроизводство
рабочей силы и служат для повышения материального
и культурного уровней жизни народа.
Благоприятное воздействие бюджета на
экономику предполагает формирование
эффективного механизма образования доходов
и расходования бюджетных ресурсов в отношении
экономики в целом на основе рационального
налогообложения населения и принятии,
объема и структуры государственных расходов,
обеспечивающих условия для экономического
роста, стабильности производства и повышения
материального уровня и условий жизни
населения.
В данной работе были рассмотрены следующие вопросы: роль федерального бюджета, его значение в социально-экономическом развитии РФ. Проанализирован Федеральный бюджет на 2010-2014 г.г., т.е. рассмотрены состав и структура доходов и расходов федерального бюджета, дана общая характеристика бюджета.