Кредитная система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:51, контрольная работа

Описание работы

Банковский кредит самым тесным образом связан со всеми стадиями расширенного воспроизводства. Объем, направление и структура банковских операций определяются потребностью в финансировании капиталовложений и текущего производства, масштабами хозяйственного оборота. Трудно представить современное крупное производство без развитого механизма безналичных расчетов, разветвленной сети банковских и специальных кредитных учреждений. Особенно велика роль кредита и банков в международных расчетах. Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений и институтов, организующих эти отношения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..2
Структура и принципы организации кредитной системы РФ………3
Роль и функции Центрального банка России………………………...14
Коммерческие банки, их операции и роль в рыночной экономике...18
Заключение………………………………………………………...……25
Список литературы……………………………………………..………26

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение………………………………………………………..2

Структура и принципы организации  кредитной системы РФ………3

Роль и функции Центрального банка России………………………...14

Коммерческие банки, их операции и роль в рыночной экономике...18

Заключение………………………………………………………...……25

Список  литературы……………………………………………..………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

 

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право  осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Кредитная система и ее важнейшая составляющая - коммерческие банки играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Через  нее проходит огромный объем денежных расчетов и платежей предприятий, организаций  и населения; она мобилизует, и  превращает в активно действующий  капитал временно свободные денежные средства, выполняет различные кредитные, расчетные, гарантийные, инвестиционные и иные операции.

Банковский кредит самым  тесным образом связан со всеми стадиями расширенного воспроизводства. Объем, направление и структура банковских операций определяются потребностью в  финансировании капиталовложений и  текущего производства, масштабами хозяйственного оборота. Трудно представить современное  крупное производство без развитого  механизма безналичных расчетов, разветвленной сети банковских и  специальных кредитных учреждений. Особенно велика роль кредита и банков в международных расчетах.

Кредитная система представляет собой совокупность кредитных отношений  и институтов, организующих эти отношения.

Кредитную систему можно  рассматривать в двух аспектах проявления:

  - кредитная система  как совокупность кредитных отношений,  форм, способов и типов кредитования;

-  кредитная система  как совокупность банковских  и иных кредитных организаций,  работающих в правовом поле, определенном  законодательными актами, являются  структурными элементами кредитной  системы.

Структура и принципы организации кредитной системы Российской Федерации

 

Созданию современной  кредитной системы Российской Федерации  предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

За почти 70-летнюю историю  кредитная система прошла несколько  этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная  система развивалась по капиталистическим  законам, которые отражали соответствующую  социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям  она приближалась к модели кредитной  системы ведущих капиталистических  стран того времени. Кредитная система  Российской империи была трехъярусной и состояла из следующих звеньев:

 I. Государственный банк.

II. Банковский сектор, представленный  в основном коммерческими и  сберегательными банками.

III. Специализированные кредитные  институты (страховые компании, кредитные  товарищества и др.).

В отличие от западных стран  в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем  развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически  не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен  всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно - мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерством финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. Вначале 20-х г.г. НЭП обусловил восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. Кредитная система СССР была восстановлена к 1925 г., структура ее выглядела следующим образом:

I. Государственный банк.

II. Банковский сектор:

- акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк, Юго-Восточный банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский банк);

- кооперативные банки (Всекомбанк, Украинбанк);

- коммунальные банки (Цекомбанк и местные коммунальные банки);

·Центральный сельхозбанк, республиканские сельхозбанки.

III. Специализированные кредитно-финансовые  учреждения:

· общества сельскохозяйственного  кредита;

· кредитная кооперация;

· общества взаимного кредита;

· сберегательные кассы.

Структура кредитной системы  была представлена тремя ярусами  и выражала новые социально-экономические  отношения, сложившиеся в стране к началу 30-х гг. Особенность новой  кредитной системы заключалась  в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной  собственностью, затем шли кооперативная  и самая незначительная - капиталистическая (в основном с обществами взаимного  кредита). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми специализированными банками и обществами по кредитованию.

В новой структуре кредитной  системы отсутствовали страховые  компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это  объяснялось созданием государственной  страховой компании и ее выведением из кредитной системы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялись банками в рамках государственной собственности.

В последующие годы кредитная  система претерпела дальнейшие изменения  под влиянием кредитной реформы 30-х гг., когда были ликвидированы  все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система СССР начала функционировать в рамках командно административной системы управления экономикой и выглядела следующим образом:

§ Государственный банк;

§ Стройбанк;

§ Банк для внешней торговли;

§ система сберегательных касс;

§ Госстрах и Ингосстрах.

В результате такой реорганизации  Государственный банк, помимо эмиссионной  и расчетно-кассовой деятельности, взял на себя функцию предоставления краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и другим отраслям хозяйства, а также долгосрочных кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк - сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроме сельского.

Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней  торговли, международными расчетами, а  также операциями с иностранной  валютой, золотом и драгоценными металлами.

Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения  путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.

Госстрах монополизировал  страховые операции юридических  и физических лиц внутри страны. Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортных грузов, транспортных средств).

Все аккумулируемые денежные средства указанных организаций  создавали так называемый ссудный  фонд страны, который в последующем  распределялся и перераспределялся  в виде кредитов в различные сферы  хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы  показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических  проблем в стране к началу 80-х  гг. Кредит, по существу, перестал играть роль активного инструмента воздействия  на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла роль второго бюджета, так как кредиты предприятиями не возвращались. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекредитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия. Все это нарушало главную сущность кредита - плату за кредит и его возвратность.

Поэтому в середине 80-х  гг. в связи с реорганизацией управления экономикой была проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупных отраслевых специализированных банков. Кредитная система СССР в  середине 80-х гг. выглядела так:

§ Государственный банк (Госбанк  СССР);

§ Промышленно-строительный банк (Промстройбанк);

§ Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);

§ Банк жилищно-коммунального  хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР);

§ Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР);

§ Банк внешнеэкономической  деятельности СССР.

Особенность этой реорганизации  заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось  право как краткосрочного, так  и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были переданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой  эмиссионную, расчетную, контролирующую функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации  банковской системы сводилась к  проведению прогрессивной кредитной  политики, повышению эффективности  всей кредитной системы. Однако, как показала практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка), по существу, была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Центральная, одноярусная  структура банковской системы закрепляла сферу влияния банков по ведомственному принципу. Предприятия, как и прежде, закреплялись за банками и не имели  права выбора в получении кредитных  ресурсов. Резко возросли издержки обращения банков в связи с  увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и  организационных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем  уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов. Каждый банк реализовывал самостоятельные  кредитные планы, используя административные методы управления. Так, банки распределяли свои ресурсы по вертикали между  своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и  осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

В качестве позитивных мер  банковской реорганизации 1987 г. можно  назвать упорядочение безналичных  расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов  товарно-материальных ценностей, а  также выдачи кредитов на восполнение  утраченных собственных оборотных  средств, приостановление изъятия  излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше  75 млрд. руб. Однако позитивные меры банковской реформы существенно нивелировались ее отрицательными последствиями.

Как ответ на негативные последствия банковской реформы  в 1988-1989 гг. стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на базе денежных накоплений различных  отраслей промышленности. В течение  первого периода 1988-1989 гг. было создано  около 150 коммерческих и кооперативных  банков. Начала вырисовываться новая  двухъярусная структура банковской системы: Госбанк и специализированные банки - первый ярус, коммерческие и  кооперативные банки - второй.

Информация о работе Кредитная система государства