Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести анализ системы финансов малого предпринимательства и факторов влияния на нее.
Задачи курсовой работы:
- изучить условия, факторы развития малых предприятий в России;
- проанализировать государственные меры поддержки малого предпринимательства;
- выявить преимущества и недостатки развития малого бизнеса в России;
- определить источники финансирования малых предприятий;
- проанализировать финансы предприятий малого бизнеса и их особенности;
- определить пути улучшения финансовой системы на предприятиях малого бизнеса.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………………3
Глава 1.Особенности финансов организаций малого бизнеса………………………..4
1.1 Значение и задачи малого предприятия…………………………………….……….4
1.2 Основные критерии принадлежности к малому бизнесу…………………………...6
1.3 Государственная поддержка малого бизнеса………………………………………..8
Глава 2.Фонды поддержки малого предпринимательства……………………………..9
2.1 Финансы предприятий малого бизнеса и их особенности…………………………11
2.2 Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре…………………………...…11
2.3 Инновационная роль малого предпринимательства………………………………..13
2.4 Особенности целеполагания………………………………………………………….14
2.5 Особенности менеджмента…………………………………………………...………16
2.6 Особенности финансирования деятельности………………………………………..17
2.7 Особенности трудовых отношений…………………………………...……………...19
2.8 Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности
малого предприятия……………………………………………………………………….21
2.9 Качественные характеристики российского малого предприятия…..………….….22
Глава 3. Лизинг как форма кредитования малого бизнеса……………...……………...23
Заключение……………………………………………………………………………......24
Список используемой литературы………………..………

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 72.45 Кб (Скачать файл)

Проблема заключается в том, что непременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место занимало общение по интересам, а не трудовая деятельность.

Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на малом предприятии дает возможность  и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: "никто мне не должен". Оптимальная  ситуация, когда работник нацелен  на карьерный рост, который отождествляется с ростом престижа фирмы. Тесные отношения руководителей с работниками подразумевают необходимость соблюдения их интересов, в частности, когда речь идет об оплате труда.

2.9 Особенности налоговой политики государства по отношению к деятельности малого предприятия

Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике - налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство прежде всего реализует фискальную функцию.

С 1992г. во всех опросах представителей малого бизне-са в целом и его  различных групп проблема налогообложе-ния  прочно занимает первое место. Налоги, сужающие финансовые возможности фирмы, - это болевая точка предпринимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непосильным налоговым бременем. Для российских предприни-мателей налоги - это "государственный рэкет", поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители малых предприятий также подвергают крити-ке налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.

Так, в результатах проведенного опроса 180 предпринимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и нормативных актов, нечеткость формулировок, сложность восприятия инструкций и нормативных документов, а особенно порочная практика введения их "задним числом". Обращалось внимание на зависимое положение малых фирм во взаимоотношениях с налоговой инспекцией, работники которой монополизируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмысленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предприниматели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к малому бизнесу.

Эта характеристика относилась собственно к периоду становления  налоговой системы, создаваемой  на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вынуждены были нести сопутствующие издержки. Для начинающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности. Материалы интервью показывают, что предприниматели, хотя и рассматривают налоги как непосильные, постепенно к ним приспособились, выработали пути адаптации, уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравнением оценок остроты налогового бремени и экономического положения малого предприятия, данных их руководителями. Оказалось, что в 1999г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономическое положение своих малых предприятий. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти же интервью показали, что примерно с начала 1995г. предприниматели переместили основное острие своей критики на налоговую систему в целом.

Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по трем важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность налоговой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно величина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы, информационного обеспечения, организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомствами и отдельными чиновниками).

Что касается селективной функции налоговой политики, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяются на малом предприятии в первые годы работы, а также в приоритетных видах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% малых фирм. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне предпочитаемых руководителями мер государственной поддержки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимости от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предприниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего предприятия, тогда как каждый второй придерживался противоположного мнения.Используемые количественные критерии определения типа предприятия - это операционный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран. Специфика малого предприятия в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характеристики предопределяют как преимущества, так и недостатки: предприятий относительно небольшого размера по сравнению с более крупным бизнесом в контексте решения конкретных управленческих задач. Их недостатки - объективная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных неразвитостью рыночных отношений в нашей стране.

Помимо преимуществ, у  малых предприятий имеются и уязвимые места. Главное для них - малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых фирм основным источником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприятиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кредиты крупным, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение малых предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупного, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих издержек на потребителей.

Вследствие названных  причин отличительной чертой малого предпринимательства является его  неустойчивость, проявляющаяся в  массовом разорении, "вымывании", вытеснении их из производства в процессе жёсткого "естественного отбора" в условиях рыночной конкуренции. По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая, вновь созданная малая фирма терпит банкротство уже на первом году своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда, разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% случаев: американское законодательство стимулирует "добровольное банкротство" малых предприятий: обмен или продажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.

Американский рынок отличается повышенной требовательностью к  начинающему предпринимателю. В  других странах малый бизнес имеет  больший шанс на выживание. Так, в  Великобритании к концу четвертого года деятельности на рынке удерживаются около 40% малых фирм. Однако и здесь  для выживания фирмы критическим  считается первый год, в течение  которого разоряется половина всех создаваемых  новых предприятий. В странах  ЕС в среднем 7 из 10 новых малых  предприятий выживают в течение первых трех лет своей деятельности.

 

Глава 3 Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Особой формой кредитования малого предприятия может стать  финансовый лизинг, по сути, равносильный долгосрочному кредитованию. В результате лизинговой сделки лизингодатель приобретает  у производителя права собственности  на некоторый товар и сдает  его в аренду лизингополучателю. Договор финансового лизинга, заключается, как правило, на нормативный срок службы имущества, передаваемого в  лизинг. До истечения этого срока  и завершения процесса выплат лизингодатель  сохраняет за собой право собственности  на объект лизинга.

Важным аспектом правового  регулирования лизинговых отношений  является юридическое закрепление  различного рода льгот, которыми пользуются участники этих отношений. Среди  них - право ускоренной амортизации  имущества, полученного по лизингу, что позволяет ограничить срок договора лизинга 2-3 годами. Региональные налоговые  льготы, как правило относятся  к лизингу определенных видов  имущества, в частности оборудования для АПК. Таким образом именно лизинг может стать наиболее эффективным способом расширения кредитования малых предприятий. Тем более он способствует развитию производственного малого бизнеса. Однако широкое распространение лизинга тормозиться ограниченностью финансовых ресурсов лизинговых компаний. Какой путь можно предложить для решения этой проблемы?6

Федеральный фонд поддержки  малых фирм по инициативе программы TACIS разработал несколько вариантов  проекта, включающего формирование системы кредитных гарантий и  развитие лизинговой формы инвестирования в малый бизнес. Проблема дефицита кредитных ресурсов на российском рынке  лизинговых услуг решается с помощью  привлечения финансовых средств  с западных кредитных рынков. Разумеется, каждый отдельный инвестиционных проект российского малого бизнеса, даже самый  многообещающий, чрезмерно мал и  рискован для европейских кредиторов. Преимущество предлагаемой системы  кредитования состоит в том, что  она позволяет создать институционально - финансовую схему, превращающую совокупность малых российских инвестиционных запросов в один большой европейский инвестиционный проект. В результате реализации данного проекта дополнительный стимул получит региональная структура поддержки малых предприятий, прежде всего в виде гарантийных агентств, специализирующихся на работе с малым бизнесом лизинговых компаний. В региональное звено российской экономики начнут регулярно поступать западные кредитные ресурсы. Структура проекта предполагает высокую степень защиты всех инвестиционных капиталов. Участие региональных властей в реализации проекта способно придать поддержке малого бизнеса действительно целостный или, как говорят специалисты, “пакетный” характер. Но для того, чтобы лизинг развивался и происходила мобилизация финансовых ресурсов в малый бизнес, необходимы специальные исследования, прогнозирующие потребности российского малого бизнеса в лизинговых услугах и уточняющие место лизинга в общей системе мер по совершенствованию финансовой поддержки малых фирм как важнейшего слагаемого современной рыночной экономики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой главе данной работы сделана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в  России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства  и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. И как следствие - несовершенство налоговой системы.Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой; несовершенство налоговой системы. Можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом. Хотелось бы надеяться, что в ближайшее время и наша страна, учитывая обширный зарубежный опыт, пойдет по пути адаптации предприятий малого бизнеса к сегодняшним экономическим условиям хозяйствования в России. Тем более, что имеющий глубокие корни в экономической истории нашей страны малый и средний бизнес не используется в полной мере, как в увеличении объемов производства, так и в повышении его эффективности и сбалансированности. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся в России кризисной ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране. Государство должно мобилизировать как можно больше финансовых ресурсов в малый бизнес, привлекая для этого все средства.

Хотелось бы заметить, что  несомненная перспективность сектора  малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисных  мер, но и как долговременное направление  структурной политики, естественным образом обеспечивающей органическую смычку воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии  экономического роста в течение  долговременного перехода, ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой  государственной политики в области  малого предпринимательства, могут  стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив  инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым  соединить процессы структурной  политики и формирование всероссийского рынка.

С образованием в России семи федеральных округов появилась  возможность разработки программ поддержки  малого предпринимательства в рамках этих территориальных образований. Причем эти программы могут быть весьма эффективны, поскольку смогут обеспечить взаимодействие субъектов  РФ в сфере малого бизнеса в  масштабах федерального округа. Такое  взаимодействие необходимо в связи  с существенными различиями в  социально-экономическом развитии отдельных регионов, а следовательно, и по числу малых предприятий.

В ходе работы было установлено  реальное положение дел на предприятии; выявлены изменения в финансовом состоянии. Исследования показали, что деятельность предприятия финансируется за счет собственных средств. Баланс предприятия не считается в достаточной мере ликвидным. Произведенные расчеты оборачиваемости элементов текущих активов привели к выводу, что руководство предприятия не в достаточной мере использует имеющиеся резервы, т. к. изменение скорости оборота не отражает повышения производственно-технического потенциала предприятия. Нужно сказать, что необоснованно высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды, предполагающей в частности систему скидок - все это говорит о неумелом управлении капиталом.

На лицо тенденция к  снижению финансовой устойчивости предприятия. В начале прошлого и в начале отчетного  года финансовое состояние предприятия  было неустойчивое. Это характеризуется  нарушением платежеспособности, при  которой сохраняется возможность  восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств  и увеличения собственных оборотных  средств предприятия. Неустойчивое финансовое состояние является пограничным  между нормальной (относительной) устойчивостью  и кризисным финансовым состоянием. Но в отчетном году финансовое состояние  предприятия ухудшилось и стало  кризисным. В связи с этим предприятие  находится на грани банкротства  и денежные средства, краткосрочные  ценные бумаги и дебиторская задолженность  не покрывают ее кредиторской задолженности  и просроченных ссуд. Поэтому для  стабилизации финансового состояния  предприятия хотя бы до уровня прошлых  лет предлагается провести следующие  мероприятия:

Информация о работе Лизинг как форма кредитования малого бизнеса