Лизинг в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 23:40, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: Исследование лизинга в его теоретической сущности понимания в привязке к практике и ситуации на территории Казахстана с обоснованием теоретических сторон. Основной целью работы является исследование такого вида кредитных отношений как лизинг. Данный финансово-кредитный инструмент представляет высокий интерес в современной практике и для расширения как производства, так и инвестиционной сферы экономики страны.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………………2



Глава I.

История возникновения и мировой опыт………………………………………….5-13



Глава II.

Теоретическое обоснование лизинга, виды,

описание процесса лизинговых операций………………………………………14-31



1. Сущность лизинга.

1.1. Определение лизинга……………………………………………………….14

1.2. Субъекты лизинга…………………………………………………………..15

1.3 Отличительные особенности

лизинговых операций и их недостатки……………………………………...17



2. Виды лизинга…………………………………………………………………………20



3. Организация лизинговых операций…………………………………………….....27



4. Риски лизинговых операций………………………………………………………..30



Глава III.

Особенности лизинга в Республике Казахстан………………………………….32-50



1. Особенности развития лизинговых операций и государственное регулирование лизинговых отношений в Республике Казахстане…………..32

1.1. Льготы для участников лизинговых операций……………………..32

1.2. Анализ ситуации состояния лизинга

в Казахстане на данный момент, его перспективы……………………34

1.3. Особенности современной ситуации

в Казахстане, влияющие на развитие лизинговых операций банков…38



2 Юридическая сторона лизинговых операций в РК Договор финансовой аренды (лизинг)……………………………………………………………………..40

2.1. Юридическая природа договора финансовой аренды……………….40

2.2. Договор лизинга…………………………………………………………42

2.3. Стороны договора лизинга…………………………………………….44

2.4. Права и обязанности сторон по договору лизинга………………….46



IV. Заключение…………………………………………………………………………..51



V. Литература……………………………………………………………........................54

Файлы: 1 файл

Лизинг Final version.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Как отмечают П. Балтус и Б. Майджер в книге “Школа европейского лизинга” , существовало много разновидностей трастового использования оборудования. Наиболее широко признанным типом финансирования железных дорог был признан план “Филадельфия” , который допускал передачу прав монопольного использования оборудования конечному пользователю по завершении изначально определенного срока арендного договора. План “Филадельфия” стал предшественником сегодняшних условных коммерческих контрактов лизинга по модели “деньги - на деньги” .

В начале XX века многие железнодорожные лизинговые компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, что предусматривало предоставление оборудования в трастовое (доверительное) пользование. Вместо этого они требовали лишь краткосрочного его использования. Трасты стали предлагать контракты с более коротким сроком действия. По окончании контракта вагоны должны были возвращаться арендодателю, который сохранял за собой право собственности. Такие арендные договоры заложили начало операционного лизинга.

Развитие экономических отношений предопределило заинтересованность производителей техники и оборудования в получении необходимого финансирования изготовления своей продукции. Это обстоятельство, в свою очередь, вызвало в США в начале XX века волну нового вида кредитования - кредита, выплачиваемого по частям. Изготовители и продавцы считали, что они смогут продать больше, если наряду с необходимым оборудованием предложат более привлекательный для клиента план - график выплат. Отсюда берет начало практика лизингового финансирования, обеспечиваемого продавцами - данный вид лизинговых отношений остается до настоящего времени важнейшим инструментом поставок по лизингу.

Первое известное употребление термина “лизинг” (об этом пишет австрийский исследователь В. Хойер в своей книге “Как делать бизнес в Европе” ) относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить свое монопольное право на использование “ноу-хау” . Аналогично “Белл” компания Hughes, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-тигранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery” , производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу.

Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost - plus contracts) . Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания.

Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке) , минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих автомобилей. Однако “законным отцом” автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк - торговый агент из Чикаго, который в начале 40-х годов первым предложил долгосрочную аренду автомобилей.

В России с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по leand - lease осуществлялись поставки американской техники.

Однако настоящая революция в арендных отношениях произошла в Америке в начале 50-х годов нашего столетия. В аренду стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, машины и механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США, оценив это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 году в Сан-Франциско известная американская компания “United States Leasing Corporation” . Основал компанию Генри Шонфельд. Первоначально он создал компанию для одной конкретной лизинговой сделки, но затем понял, что лизинговой бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась “United States Leasing Corporation” . Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США и, следовательно, появилось такое важное для развития лизингового бизнеса понятие, как “международный лизинг” . Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 году) . В дальнейшем она стала именоваться “United States Leasing International” .

Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать” ) . 2 По мнению таких специалистов, как Е. Н. Чекмарева, К. Г. Сусанян, В. А. Перов, в России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.

Позже, в 70 - 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.

Вместе с тем в международных операциях лизинг применялся крайне незначительно. До конца 80-х годов развитие международного лизинга сдерживалось главным образом из-за того, что у советских предприятий не было иностранной валюты для оплаты иностранного оборудования. После того как, начиная с апреля 1989 года, предприятия получили право самостоятельного выхода на внешний рынок, у многих из них появился собственный источник валютных поступлений. Кроме того, в отдельных случаях допускалось использование иностранных станков и другой техники предприятиями, не имеющими валютных ресурсов. Такие сделки предусматривали оплату обязательств поставкой продукции, произведенной на этом оборудовании (компенсационный лизинг - buy - back) .

Современный мировой рынок лизинговых услуг сосредоточен в мировых экономических центрах: США, Западная Европа, Япония.  Международный рынок лизинговых услуг считается одним из наиболее динамичных.

 

Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал в 2002г.:

 

Видно, что доля лизинга в объеме общих инвестиций очень мала по сравнению с другими странами. То есть лизинг на территории Казахстана находится на пути к развитию, пройдя стадию становления.

На современном этапе развития лизинга происходит создание международных лизинговых обществ. Например “Объединение европейских лизинговых обществ”, которое объединяет общества и союзы 17 европейских стран.

В некоторых странах государство использует лизинг для поддержки малого бизнеса обеспечивая предоставление лизинговых услуг малым предприятиям.

Но говоря о лизинге, нельзя упомянуть его использование в международных масштабах. Одним из примеров тому служит Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) где в приложении по оказанию финансовых услуг указывается что финансовый лизинг является одним из составляющих торговли услугами. И Казахстан является одним из участников данного соглашения, что облегчает международный лизинг. То есть необходимо заметить что Казахстану для выхода лизинговых операций на международный уровень необходимо вступить в ВТО. То есть определенные сделки по лизингу конечно совершаются (например проект соглашения Казахстана и ФРГ по экономическому сотрудничеству, приложение 2, сотрудничество в области лизинга сельскохозяйственной техники), но для большей эффективности и для выхода лизинга на международный уровень, не только государства, но и для других секторов экономики данное условие является необходимым. Существуют и другие моменты лизинговых отношениях, но данные по этому поводу будут рассмотрены более подробно в третьей главе данной курсовой работы так как по тематике наиболее близки именно к данной главе. Здесь же просто приводиться единичный пример о деятельности в области лизинга на территории Казахстана, для первичного понимания и по причине целесообразности данного материала на данном этапе написания курсовой работы. Естественно объем курсовой не позволит охватить всех сделок совершенных за весь период существования лизинга на территории РК, но основные моменты будут объяснены на конкретных примерах.

 

 

 

 

Глава II

Теоретическое обоснование лизинга, виды, описание процесса лизинговых операций.

 

1.  Сущность лизинга.

 

1.1. Определение лизинга.

В мировой практике термин “лизинг“ используется для обозначения сделок основанных на аренде оборудования, машин, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В международной практике различают три вида аренды оборудования в зависимости от срока :

- краткосрочная (рентинг) - на срок от одного дня до одного года;

- среднесрочная (хайринг) - на срок от одного года до трех лет;

- долгосрочная (лизинг) - на срок от трех и более лет.

 

Существует множество определений лизинга:

Лизинг  -  долгосрочная аренда машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования, при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.

                                                        (“Банковское дело” под ред. О.И. Лаврушина.)

Лизинг  -  вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (договору лизинга) одно лицо обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество другому лицу за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

                              (“Банки и банковские операции в России” В.И.Букато, Ю.И. Львов)

Лизинг - это приобретение оборудования с предоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговые платежи. Лизинг предусматривает возможность выкупа оборудования по истечении срока действия лизингового договора или досрочно по остаточной стоимости.

Любое определение лизинга является ограниченным и не может учесть всех форм проявления этого нового кредитного инструмента, но все-таки можно привести еще одно - определение Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования (Leaseurope): “Лизинг - это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности”.

В отличие от договора купли-продажи, по которому право собственности на товар переходит от продавца к покупателю, при лизинге право собственности на предмет аренды сохраняется за арендодателем, а лизингополучатель приобретает лишь право на его временное использование. По истечении срока лизингового договора лизингополучатель может приобрести объект сделки по согласованной цене, продлить лизинговый договор или вернуть оборудование владельцу.

 

1.2. Субъекты лизинга

Лизингодатель - лицо осуществляющее лизинговую деятельность (обычно  лизинговая компания), т.е. передачу в лизинг специально приобретенного для этого имущества.

Лизинговыми называются все компании, осуществляющие арендные отношения независимо от вида аренды. Различают специализированные компании, занимающиеся одним видом товаров или группой товаров,  и универсальные, предающие в аренду самые разнообразные виды машин и оборудования. Специализированные компании как правило эти фирмы располагают собственным запасом машин и оборудования предоставляемых потребителю. Универсальные лизинговые компании предоставляют арендатору право выбора поставщика оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки.

Информация о работе Лизинг в Казахстане