Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:50, курсовая работа
Медицинское страхование представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат (выплат страхового обеспечения) в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных обращением застрахованного в медицинские учреждения за медицинскими услугами, включенными в программу медицинского страхования.
Введение
3
Глава 1.
Социально-экономическая природа медицинского страхования
5
1.1.
Необходимость перехода к страховой медицине. Значение медицинского страхования
5
1.2.
Принципы организации медицинского страхования
7
1.2.1. Обязательное и добровольное страхование
1.2.2. Объекты и субъекты медицинского страхования
1.2.3. Договор медицинского страхования
1.2.4. Медицинский полис
7
8
8
9
1.3.
Финансирование медицинского страхования
9
1.3.1. Фонды медицинского страхования
1.3.2. Тарифы медицинского страхования
9
11
1.4.
Законодательная опора медицинского страхования в РФ
12
Глава 2.
Организация медицинского страхования в России
15
2.1.
Система медицинского страхования в РФ
15
2.1.1. История медицинского страхования
2.1.2. Развитие медицинского страхования в России
2.1.3. Перспективы развития системы медицинского страхования
15
15
19
2.2.
Система обязательного медицинского страхования (ОМС)
21
2.2.1. Необходимость создания
2.2.2. Центральные проблемы ОМС.
Новости Самарской губернии
2.2.3. Участники системы ОМС
2.2.4. Модели внедрения ОМС в Российской Федерации
22
23
27
27
32
2.3.
Добровольное медицинское страхование (ДМС)
33
2.3.1. Объекты и субъекты ДМС
2.3.2. Экономическая необходимость ДМС
2.3.3. Развитие, современное состояние и перспективы ДМС в России
35
36
37
2.4.
Отличительные особенности обязательного и добровольного медицинского страхования
39
2.5.
Перспективы сочетания обязательного и добровольного медицинского страхования
41
Глава 3.
Медицинское страхование за рубежом
43
3.1.
Зарубежный опыт медицинского страхования
43
3.2.
Возможности использования зарубежного опыта медицинского страхования в России
46
Заключение
51
Список литературы
Рис.
2. Структура платных услуг
В Приволжском федеральном округе Самарская область занимает первое место по объему предоставляемых платных услуг на душу населения. На конец 2001 г. он составил 5101 руб.!27 Это можно объяснить сильной разницей в регионах округа уровня жизни населения.
Рис.3. Объем платных услуг населению в Приволжском федеральном округе в 2001 г.28
В рамках ОМС гарантируется предоставление амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, предоставляемой в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовых форм, оказание первой медицинской помощи. Это, по моему мнению, далеко от реальности, о чем свидетельствует стабильная тенденция уменьшения больничных учреждений, так же как и численности врачей и медицинского персонала к 2001 г.
Таблица 2
Лечебно-профилактическая помощь населению. Медицинские учреждения29
Годы |
Число больничных учреждений, тыс. |
Число больничных коек |
Число |
Мощность врачебно-амбулаторных поликлинических учреждений, посещений в смену. | ||
Всего, тыс. |
На 10000 |
Всего, тыс. |
На 10000 | |||
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 |
12,1 11,8 11,5 11,1 10,9 10,7 10,6 |
1850,5 1812,7 1760,7 1716,5 1672,4 1671,6 1653,4 |
126,1 123,9 120,6 117,8 115,5 115,9 115,4 |
21,1 22,1 21,7 21,1 21,1 21,3 21,3 |
3457,9 3470,1 3475,3 3482,5 3494,6 3533,7 3548,8 |
235,6 237,1 238,1 239,3 241,4 245,0 247,6 |
Как видно из таблицы 2, число больничных учреждений и больничных коек стабильно уменьшается, имея обратную зависимость с динамикой количества врачебно-амбулаторных учреждений. Не смотря на сокращение числа медицинского персонала, количество обращений за медицинской помощью в них растет.
Таблица 3
Лечебно-профилактическая помощь населению. Численность медицинских кадров30
Годы |
Численность врачей |
Численность среднего медицинского персонала | ||
Всего, |
На 10000 |
Всего, |
На 10000 | |
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 |
653,7 669,2 673,4 679,8 682,5 680,2 677,8 |
44,5 45,7 46,1 46,7 47,1 47,2 47,3 |
1628,8 1648,8 1626,3 1620,9 1611,7 1563,6 1544,4 |
111,0 112,7 111,4 111,4 111,3 108,4 107,8 |
По данным Российского статистического ежегодника в Самарской области численность врачей на 10000 тыс. населения имела тенденцию постоянного увеличения до 1998 г., а потом стремительно упала с 48,7 до 47,1 человек на 10000 населения.31 В то время, как у наших «соседей» в Оренбургской и Ульяновской областях данный показатель медленно, но продолжает расти.
Отрадно, что растет число станций скорой медицинской помощи, это способствует оказанию скорой медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования большему количеству в ней нуждающихся – об этом свидетельствуют данные таблицы 4.
Таблица 4
Обслуживание населения скорой медицинской помощью32
1991 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 | |
Число станций (отделений) скорой медицинской помощи (на конец года) |
3042 |
3172 |
3164 |
3150 |
3135 |
3142 |
3175 |
3212 |
Численность лиц, которым оказана помощь амбулаторно и при выездах: всего, млн. чел. на 10000 населения |
51,5 348 |
52,5 355 |
51,0 348 |
50,9 348 |
50,4 346 |
50,5 348 |
52,3 362 |
52,3 364 |
В 1997-2001 годах в территориальные
фонды обязательного
В сложившейся ситуации необходимо отказаться от деклараций и трезво оценить финансовые возможности здравоохранения. Практически это означает необходимость принятия новой процедуры формирования базовой программы ОМС. Определяемый этой программой минимальный социальный стандарт, ниже которого не могут быть установлены объем и условия оказания медицинской помощи в территориальных программах ОМС, должен утверждаться вместе с размером взноса на ОМС и поступлениями из бюджета, необходимыми для достижения этого стандарта.
Правительство разрабатывает и предоставляет базовую программу ОМС вместе с финансово-экономическими обоснованиями для утверждения Государственной Думой.
Чтобы избежать чрезмерной декларативности обязательств по базовой программе ОМС, она должна рассчитываться как минимальный социальный стандарт в виде минимального норматива финансирования на одного жителя. Этот норматив должен быть ориентиром для расчета территориальной программы ОМС на уровне субъекта федерации. Иначе говоря, каждая территория должна иметь свою базовую программу в размере минимальных государственных обязательств. После оценки своих возможностей субъект федерации принимает дополнительные обязательства, которые финансируются в территориальной программе ОМС.34
Новости Самарской губернии
В Самарской области на питание одного больного в день тратится не более 9 рублей, вместо рекомендованных правительством 44 рублей. Медикаментами каждый из пациентов стационаров обеспечиваются на сумму в 32 рубля, тогда как федеральные власти планировали, что на эти цели будет выделяться до 87 рублей в день. Львиную долю средств на медицину съедают платежи за коммунальные услуги и ремонтные работы учреждений здравоохранения. С 2004 г., в соответствие с Постановлением правительства деньги из областного фонда обязательного медицинского страхования пойдут исключительно на заработную плату медперсоналу, обеспечение больных медикаментами, питанием и мягким инвентарем. А вот содержание больниц и оплата коммунальных услуг ляжет на плечи муниципалитетов. Об этом на заседании коллегии администрации Самарской области главам администраций сообщила руководитель Самарского областного департамента здравоохранения Галина Гусарова. За счет этого в 2004 г. губернская медицина получит дополнительно не менее 1 млрд. рублей. На сегодняшний день из 37 муниципальных образований соглашение с ТФОМС подписали менее 30.35
2.2.3. Участники системы ОМС
Основными участниками системы обязательного медицинского страхования помимо граждан являются непосредственно сами страхователи и страховщики.
Страхователями в системе ОМС являются физические и юридические лица, заключившие договор страхования со страховщиком. Страхователями для работающего населения выступают предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и лица свободных профессии; для неработающего – органы исполнительной власти разных уровней.
Страхователями по ОМС, т.е. теми, которые уплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан медицинским страхованием, выступают работодатели и местные органы исполнительной власти.
Работодатели
обязаны платить страховые
Освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.36
Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции (штрафы, пени).
Суммы начисленных взносов уплачиваются в фонды ОМС ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Сумма взносов в размере 3,4% фонда оплаты труда перечисляется на счет территориального фонда ОМС, а 0,2% - на счет федерального ФОМС.
Фонды ОМС –
это самостоятельные
По Закону «О
медицинском страховании
Федеральные фонды ОМС создаются высшим органом законодательной власти и Правительством РФ. Территориальные фонды ОМС создаются соответствующими органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.37
1-й уровень страхования в системе ОМС представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. Фонд был создан для реализации государственной политики в области медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится к общему регулированию системы, что достигается как за счет нормативного регулирования основных положений ОМС на территории РФ, так и за счет финансового регулирования осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации.
ФОМС является
самостоятельным
Финансовые средства фонда образуются за счет части страховых взносов предприятий (0,2% от ФОП), взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ и других источников, определяемых законодательством РФ.
Федеральный ФОМС
выравнивает условия
Информация о работе Медицинское страхование в России, проблемы его развития