Механизмы регулирования оценочной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 17:39, контрольная работа

Описание работы

Основными механизмами регулирования оценочной деятельности являются: лицензирование оценщиков; аттестация специалистов в области оценочной деятельности; система - стандартов и положений оценочной деятельности; утверждение учебных программ по переподготовке специалистов в области оценочной деятельности; сертификация услуг; страхование гражданской ответственности оценщиков.

Файлы: 1 файл

Механизмы регулирования оценочной деятельности в России.docx

— 18.88 Кб (Скачать файл)

. Механизмы регулирования  оценочной деятельности в России

Основными механизмами регулирования  оценочной деятельности являются: лицензирование оценщиков; аттестация специалистов в  области оценочной деятельности; система - стандартов и положений  оценочной деятельности; утверждение  учебных программ по переподготовке специалистов в области оценочной  деятельности; сертификация услуг; страхование  гражданской ответственности оценщиков.

Оценочная деятельность может  осуществляться только получившим соответствующую  лицензию юридическим лицом или  индивидуальным предпринимателем.

Лицензирование оценочной  деятельности осуществляют Мингосимущество  России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в порядке, установленном законодательством  субъектов Российской Федерации (далее  именуются -лицензирующие органы).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  осуществляют лицензирование оценки недвижимости, оценки машин, оборудования и транспортных средств, оценки нематериальных активов. Мингосимущество России -лицензирование оценки предприятий (бизнеса).

Лицензия на право оценки предприятий (бизнеса) предоставляет  лицензиату право на осуществление  оценочной деятельности по всем видам  оценочной деятельности. При этом оценочная деятельность, лицензия на осуществление которой выдана Мингосимуществом России, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Оценочная деятельность, лицензия на осуществление которой выдана лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком регистрации лицензий, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации.

Все оценочные компании работают на основании лицензии на оценочную  деятельность, а органом лицензирования до недавнего времени являлось Минимущество России. К маю 2004 г. было выдано около 4500 таких лицензий, на очереди стояли приблизительно 1500 компаний, около двухсот лицензий были отозваны по разным причинам, еще около 300 компаний, получивших лицензию, существуют на бумаге и не ведут активной профессиональной деятельности. Таким образом, можно подсчитать количественный состав участников рынка - их около 4000. Основное количество компаний - около 70% - сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Омске, Самаре, Владивостоке.

Отзыв лицензии на осуществление  оценочной деятельности осуществляется на основаниях, предусмотренных Федеральным  законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Надзор за соблюдением  лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, Мингосимуществом России, лицензирующими органами субъектов Российской Федерации  в пределах их компетенции.

Мингосимущество России в  установленном порядке осуществляет взаимодействие с лицензирующими органами субъектов Российской Федерации  по вопросам оценочной деятельности, а также координацию их деятельности.

Лицензирующие органы ведут  реестры лицензий. Мингосимущество  России ведет сводный реестр лицензий на осуществление оценочной деятельности.

Для получения лицензии ее соискатель должен, в частности, представить  документы, подтверждающие прохождение  аттестации по указанным в лицензии видам оценочной деятельности сотрудниками соискателя (для юридического лица), или собственных таких документов (для индивидуального предпринимателя).

Аттестация специалистов по оценке стоимости призвана обеспечить: контроль знаний специалистов в области  оценочной деятельности; должную  ответственность специалиста а области оценочной деятельности за результаты его работы; контроль качества подготовки специалистов учебными заведениями.

Аттестаты выдаются на осуществление  следующих видов оценочной деятельности: оценка недвижимости; оценка машин, оборудования и транспортных средств; оценка нематериальных активов; оценка предприятий (бизнеса).

Аттестат на оценку бизнеса  дает право его обладателю выполнять  оценку по всем видам оценочной деятельности.

В положении об аттестации должен быть предусмотрен четкий порядок  отзыва аттестата. Так, в случае если по решению суда отчет об оценке был признан не соответствующим  требованиям обязательных стандартов оценочной деятельности у исполнителей, подписавших такой отчет, аттестат отзывается. В реестре квалификационных аттестатов должна содержаться информация об отозванных аттестатах.

В положении об аттестации также должны быть определены критерии для саморегулируемой организации оценщиков, при выполнении которых ей могут быть переданы процедуры аттестации.

Оценочная деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с утверждаемой Правительством Российской Федерации Единой системой стандартов оценки.

Единая система стандартов оценки, являясь неотъемлемой частью нормативно-правового регулирования  оценочной деятельности, должна обеспечивать: нормативное закрепление единства методических подходов при выполнении работ по оценке стоимости; четкие требования к важнейшим составляющим процесса оценки, а также ее результатам; унификацию требований к составу и формам представления документов, отражающих результаты оценки; воспроизводимость результатов оценки, стабильность качественных показателей оказываемых оценочных услуг; определение объема технико-экономической информации, используемой при оценке; создание условий для действенного контроля за качеством оценочных услуг.

Единая система стандартов оценки включает следующие основные стандарты: организационно-методические положения; оценка недвижимого имущества; оценка машин, оборудования и транспортных средств; оценка интеллектуальной собственности: оценка стоимости предприятия (бизнеса);

Сертификация услуг оценщиков  стоимости является добровольной.

С развитием добровольной сертификации качества услуг по оценке государству целесообразно оказывать  ей поддержку.

В частности, наличие сертификата  соответствия при прочих равных условиях может быть решающим условием при  конкурсных отборах оценщиков, проводимых органами государственного управления.

2. Межведомственное взаимодействие  по вопросам регулирования оценочной  деятельности

Обеспечение взаимодействия и координации деятельности органов  государственной власти по вопросам оценочной деятельности является необходимым  условием эффективного государственного регулирования рынка оценки. Для  реализации этой задачи в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 20 августа 1999 г. № 932 Мингосимуществом России создан Межведомственный совет по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.

Межведомственный совет  по вопросам регулирования оценочной  деятельности в Российской Федерации:

- обеспечивает взаимодействие  федеральных органов исполнительной  власти по вопросам оценочной  деятельности;

- готовит предложения  по совершенствованию законодательных  и иных нормативно-правовых актов  в области регулирования оценочной  деятельности;

- предварительно рассматривает  проекты рекомендаций законодательным  и исполнительными органами власти  субъектов Российской Федерации  по вопросам принятия законодательных  и нормативных правовых актов  субъектов Российской Федерации,  регулирующих оценочную деятельность;

- рассматривает и высказывает  мнение по представляемым на  утверждение Министру государственного  имущества Российской Федерации  проектам инструкций и методических  материалов, обязательных для применения  органами, лицензирующими оценочную  деятельность;

- проводит анализ практики  применения действующего законодательства  и ведомственных актов, а также  предложений заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  организаций и граждан по вопросам, относящимся к компетенции Совета;

- инициирует проведение  исследований по вопросам оценочной  деятельности;

Для разработки и/или экспертизы нормативно-методических документов при  Межведомственном совете создаются  рабочие группы.

В качестве основ регулирования  в части разграничения полномочий между Россией и ее субъектами закон №135-ФЗ определил, что:

- Правительством РФ и  администрациями субъектов РФ  создаются федеральный и региональные уполномоченные органы по контролю за осуществлением оценочной деятельности;

- стандарты оценки, обязательные  к применению, утверждаются Правительством  РФ (стандарты - это не ГОСТы по закону о стандартизации, а правила для определения конкретных видов стоимости объектов оценки);

- уполномоченные органы, в том числе и региональные, согласовывают проекты стандартов  оценки и перечень требований, предъявляемых к учреждениям  образования по подготовке оценщиков,  а также согласовывают образовательные  программы таких учреждений.

3. Роль саморегулируемых организаций оценщиков

Целью государственного управления в области оценки является обеспечение  максимального саморегулирования  рынка услуг по оценке стоимости. Саморегулируемые организации оценщиков могут, в частности, выполнять следующие важные функции:

- содействовать повышению  уровня профессиональной подготовки  специалистов в области оценочной  деятельности;

- разрабатывать собственные  стандарты оценки;

- разрабатывать и поддерживать  собственные системы контроля  качества осуществления оценочной  деятельности.

Для полноценного участия  в регулировании оценочной деятельности саморегулируемые организации должны иметь достаточные организационные возможности. Государство по мере самостоятельного развития саморегулируемых организаций и вместе с этим для создания у них таких организационных возможностей должно:

- делегировать им процедуру  аттестации и отзыва аттестата  у специалистов в области оценочной  деятельности;

- по наиболее важным  направлениям оценочной деятельности  придавать отдельным правилам (стандартам) оценки саморегулируемых организаций обязательный характер после их одобрения Межведомственным советом по вопросам регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации;

- всемерно содействовать  развитию добровольной сертификации  услуг оценщиков. Важное значение для совершенствования процедур оценочной деятельности, повышения качества услуг имеет принятие саморегулируемыми организациями и выполнение их членами правил деловой и профессиональной этики.

В настоящее время саморегулируемые организации оценщиков, а также общественные объединения и советы представлены следующими основными организациями:

Российское общество оценщиков (РОО) -- объединяет физических лиц;

Партнерство РОО -- объединение юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, в состав которых входят члены РОО;

Национальная лига субъектов  оценочной деятельности (НЛСОД) -- объединение юридических и физических лиц;

Российская коллегия оценщиков (РКО) -- объединение юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица;

Ассоциация образовательных  учреждений по подготовке оценщиков -- объединение образовательных учреждений;

Объединенный совет по оценочной деятельности при отделении  экономики РАН -- консультативный орган, в состав которого входят представители РАН, Ассоциации образовательных учреждений, ТПП РФ и РОО;

Комитет по оценочной деятельности (КОД) при ТПП РФ -- консультативный  орган, созданный Правлением ТПП  РФ, в который входят представители  научных и учебных организаций, представители саморегулируемых организаций и коммерческих организаций.

В регионах созданы региональные и межрегиональные общественные объединения (Московское общество оценщиков, Ассоциация “Русская оценка”, Сибирское  общество оценщиков и т.д.).

Таким образом, в настоящее  время в РФ сформированы и функционируют  различные саморегулируемые организации, а также общественные объединения, которые фактически охватывают все основные направления оценочной деятельности.

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 29.07.1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной  деятельности в Российской Федерации".

2. Постановление Правительства  РФ от 06.07.2001 г. №519 "Об утверждении  стандартов оценки".

3. Постановление Правительства  РФ от 07.06.2002 г. №395 «Об утверждении  положения о лицензировании оценочной  деятельности».

4. Распоряжение Мингосимущества  РФ от 12.10.1999 г. №1395-р "О Межведомственном  совете по вопросам регулирования  оценочной деятельности в Российской  Федерации".

5. Постановление Правительства  РФ от 31 мая 2002 г. №369 «Об утверждении  Правил определения нормативной  цены подлежащего приватизации  государственного или муниципального  имущества».

6. Становление оценочной  деятельности в России - М.: Институт  оценки природных ресурсов, 2001 - 446 с.


Информация о работе Механизмы регулирования оценочной деятельности в России