Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 09:55, контрольная работа
Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, в форме кредитных карточек, или назначающихся, на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.
Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения.
Введение 3
1. Необходимость, значение и функции финансов. 4
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 4
1.2. Современное состояние финансов в России 14
2. Методы управления государственным долгом 17
2.1. Понятие государственного долга 17
2.2. Внутренний и внешний долг 19
2.3. Система управления государственным долгом 21
Заключение 23
Список использованных источников 24
Перераспределение национального
дохода в Российской Федерации происходит
в интересах структурной
И таким образом перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.
Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
В условиях перехода на рыночные
отношения финансовый контроль направлен
на обеспечение динамичного
Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.
Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.
Помимо распределительной
и контрольной функций, финансы
выполняют также регулирующую функцию.
Эта функция связана с
Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.
1.2. Современное состояние финансов в России
Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение, и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках.
Финансовый рынок - система экономических отношений связанных с перераспределением временно свободных денежных средств, от тех, у кого они имеются, к тем, кто в них нуждается в наиболее короткие сроки и по приемлемой цене.
Пожалуй, единственное звено финансового рынка, которое не подлежит сомнению - это рынок ценных бумаг, его в структуре финансового рынка выделяют и Родионова и Дробозина и практически все остальные авторы. Однако в настоящее время вопрос о структуре финансового рынка остается открытым. Различные авторы включают в его состав от двух до семи составных частей:
Радионова в составе финансового рынка выделяет рынок ценных бумаг и рынок ссудного капитала.
Дробозина рынок, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных кредитов и фондовых ценностей, т.е. акций, облигаций и других видов ценных бумаг.
Поляк считает, что “финансовый рынок - это рынок, на котором обращаются капиталы и кредиты”, выделяет: рынок ценных бумаг, кредитный рынок, валютный рынок и рынок страховых, пенсионных и инвестиционных фондов
Включение того или иного звена финансового рынка авторами зависит в основном от того, выполняется ли главная задача с помощью этого звена главная функциональная задача финансового рынка, которой является перераспределение временно свободных денежных средств.
Современное состояние рынка ценных бумаг
Рынок государственных ценных бумаг. С января по август 2005 г. средняя доходность ОФЗ снизилась с 63,74% до 21,42-25,10% годовых, а среднедневной объем торгов увеличился с 253 млн. р. до 718, 558 млн. р. В этот период действовали следующие положительные факторы: восстановление интереса инвесторов к российским ценным бумагам на фоне улучшения макроэкономической ситуации; удачные размещения Минфином РФ новых выпусков ГКО (причем 2 августа были выпущены ГКО 21142 впервые за последний год на сумму, превышающую 3 млрд. р. - 3,5 млрд. р.); выполнение Минфином своих обязательств по обращающимся выпускам облигаций; снижение ЦБ ставки рефинансирования с 33 до 28%.
Рынок акций. С января по август 2005 г. индекс российской торговой системы (РТС) вырос с 179 п.п. до 240,66 п.п., а среднедневные объемы сделок - с 10,7 млн. долл. до максимальной в августе суммы (24 авг.) 48,337 млн. долл. Отрицательное влияние на рынок акций имели факторы: изменения котировок акций РАО "ЕЭС России" (-24% за 8 дней); положение цен на мировом рынке нефти и возможность снижения учетной ставки в США. Положительную же роль сыграли: отказ ФРС США от снижения учетной ставки; известия об итогах годовых собраний в трех ведущих российских компаниях – Сбербанке, "Газпроме" и РАО "ЕЭС России" (+13,5% за 6 дней); (+48,4% за 25 дней); снижение ставки рефинансирования, удачное завершение переговоров с Лондонским клубом кредиторов и повышение рейтинга российских еврооблигаций (+15% за 5 дней); улучшение макроэкономической ситуации в стране.
2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ
2.1. Понятие государственного долга
Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц.
Первое основание возникновения государственного долга - это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.
Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов
Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.
Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.
Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.
Для государства на федеральном и региональном уровнях возможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнего долга. Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида - внутреннего долга.
Критерием разграничения долговых
обязательств на внутренние и внешние
вступает валюта займа. Если деньги берутся
взаймы у российских или иностранных
субъектов в иностранной
Любое государство в выборе форм долговых обязательств стремится к тому, чтобы основным кредитором было население своей страны и чтобы как можно меньше зависеть от иностранных кредиторов, поскольку это ослабляет не только экономическую самостоятельность страны, но и его суверенитет.
2.2. Внутренний и внешний долг
Функционирование
Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность, как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга, как внутреннего, так и внешнего.
Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже финансовый кризис. Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, свидетельствует о финансовом кризисе в стране.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.
Государственный внутренний
долг состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникшей
В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.
2.3. Система
управления государственным
Управление государственным долгом - совокупность мероприятий государства (правительства, центрального банка, министерства финансов и других государственных органов) по погашению внешних и внутренних займов, организации выплаты доходов (процентов) по ним, изменению условии и сроков ранее выпушенных займов, размещению новых долговых обязательств. К мероприятиям по У.г.д. относятся: политика рефинансирования, конверсия займов, консолидация, аннулирование и унифицирование займов. Конверсия займа - изменение доходности займа путем снижения или повышения процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам. Консолидация займа - изменение государством сроков действия ранее выпущенных займов. Унифицирование займов - обмен нескольких ранее выпушенных займов на один новый. Аннулирование - полный отказ государства от своих долговых обязательств внутри страны. Такой метод У.г.д. применяется крайне редко.
Информация о работе Методы управления государственным долгом