Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование основ организации межбанковских расчетов в коммерческих банках. Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
- охарактеризовать содержание и принципы организации межбанковских расчетов;
- проанализировать виды и способы организации межбанковских расчетов;
- исследовать организацию расчетов на примере конкретного банка.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Содержание и принципы организации межбанковских расчетов………5
Организация и виды межбанковских расчетов
2.1 Расчеты через расчетно-кассовые центры………….……………………..13
2.2 Межфилиальные расчеты………………………...………………………...17
2.3 Прямые корреспондентские отношения………………………………...…18
2.4 Межбанковский клиринг…………………………………………….…..….24
3. Учёт межбанковских операций……………………………………………....36
Заключение…………………………………….………………………………...38
Список используемой литературы……………….………………………
Операции банков осуществляются
на основании специальных
Правильность совершения расчетов РКЦ подтверждается совпадением начальных и ответных оборотов в процессе квитовки, т.е. сопоставления каждого ответного провода с начальным. Иными словами, должно быть обеспечено равенство общего итога остатков по счету начальных МФО через РКЦ общему итогу остатков по счету сквитованных ответных МФО. Такое соответствие достигается на балансах главных управлений ЦБ РФ только после завершения квитовки в межфилиальных оборотах за истекший год. Контроль за правильностью совершения расчетов между хозяйственными органами осуществляют коммерческие банки и их учреждения. В необходимых случаях привлекаются РКЦ и РЦИ Банка России.
Деятельность РКЦ тесно связана и напрямую зависит от качества работы вычислительных центров (ВЦ). В настоящее время коммерческие банки имеют возможность использовать для автоматизации своей деятельности, как централизованную систему обработки информации, так и различные варианты локальных сетей либо сочетание обеих этих систем.
Централизованная система
обработки информации (через ВЦ)
имеет один недостаток: относительно
низкую скорость совершения расчетных
операций. Проблемы проведения расчетов
связаны также с уровнем
2.3 Прямые корреспондентские отношения
Прямые корреспондентские
Предметом этих отношений являются главным образом два вида операций: по обслуживанию клиентов и собственные межбанковские операции. К первым относятся операции по коммерческим сделкам клиентов и оказанию им трастовых услуг, платежи на основе различных форм расчетов (дебетовых и кредитовых переводов, аккредитива, инкассо), клиринг, операции с ценными бумагами, предоставление гарантий. Собственные операции банка включают активные и пассивные кредитные операции, покупку и продажу валют, ценных бумаг.
Корреспондентские отношения обычно сопровождаются открытием счетов (отношения со счетом) на взаимной основе (друг у друга) или в одностороннем порядке (только у одного из партнеров, как правило, у крупного банка). Выбор в пользу взаимных или односторонних корреспондентских отношений зависит от различных факторов, к которым следует отнести такие: объем взаимных потоков платежей, иена и спрос на рынке кредитных ресурсов, возможность участия в торгах на региональных валютных биржах, а также возможность оперативного отзыва находящихся на корреспондентских счетах средств.
Возможно установление отношений между корреспондентами без открытия счета, когда взаимные расчеты осуществляются по счетам, открытым ими в третьем кредитном учреждении. Частный случай такой структуры договорных связей — расчеты через корреспондентские счета, открытые в подразделениях банков. Однако они могут проводиться и через счета, открываемые в каком-либо коммерческом банке, обычно являющемся крупным центром межбанковских расчетов.
Установление
• нотариально заверенные копии уставов и лицензий на проведение различных операций;
• отчеты о деятельности, включая балансы;
• справки о соблюдении экономических нормативов и др.
На основании заключенного межбанковского соглашения банки открывают корреспондентские счета. Счет одного банка в другом имеет два разных названия в зависимости от того, идет ли речь с точки зрения банка, предоставляющего услугу по счету, или же банка, пользующегося услугой по счету. Допустим, банк А пользуется услугой другого банка по счету и является владельцем средств на этом счете. Банк Б предоставляет услугу по счету и является банком, в котором открыт этот счет. Для банка А счет будет называться счетом НОСТРО, а сам банк А — банком-респондентом. Для банка Б счет будет называться счетом ЛОРО, а сам банк Б будет именоваться банком-корреспондентом. Банк-респондент является владельцем средств на счете НОСТРО и может самостоятельно распоряжаться ими. Банк-корреспондент является лишь администратором платежных поручений банка-респондента, однако ему принадлежит право устанавливать условия использования счета НОСТРО. К примеру, банк-корреспондент определяет уровень предоставляемого им обслуживания, включая своевременность и точность обработки зачисления и снятия средств со счета. Он также устанавливает расценки на комиссионные сборы за предоставляемые им платежные услуги и может ввести требование о минимальном уровне остатков. И наконец, самое главное состоит в том, что банк-корреспондент осуществляет контроль размеров предоставляемого банку-респонденту кредита по счету, ограничивая при этом объем разрешенных им овердрафтов.
Договором могут устанавливаться как односторонние, так и взаимные корреспондентские отношения. В первом случае банк-корреспондент открывает счет ЛОРО для своего респондента и производит по нему операции, а банк-респондент ведет учет операций по соответствующему счету НОСТРО. При взаимных корреспондентских отношениях счета ЛОРО и НОСТРО появляются на балансе обоих банков.
Преимущества расчетов по межбанковским корреспондентским счетам заключаются в следующем.
Во-первых, это отвечает интересам клиентов, которые имеют устойчивые контрактные отношения с клиентами других банков. При открытии корсчета банк может купить определенные услуги для клиентов гораздо дешевле, нежели осуществлял бы их сам, главным образом за счет экономии на масштабах. Имеют место случаи, когда банк открывает корсчет в другом банке для обслуживания даже одного крупного клиента. Известно, что организация расчетов, как в рублях, так и в валюте, является ключевым моментом в выборе клиентами обслуживающего банка. В условиях усиления конкуренции зa привлечение и удержание клиентов после августовского (1995 г.) кризиса рынка МБК этот фактор стал одним из важнейших.
Вторым немаловажным преимуществом прямых корреспондентских отношений является обеспечение ускорения расчетов. Это достигается за счет того, что расчеты осуществляются напрямую, без промежуточных звеньев. Оперативности расчетов способствует использование в отношениях между корреспондентами системы электронных платежей или телексной связи.
В-третьих, при развитых
прямых корреспондентских отношениях
создаются условия для
В-четвертых, расширяются возможности для активной работы банков на рынке и применения целого набора финансовых инструментов. С одной стороны, крупный банк может привлечь на корреспондентский счет значительные дополнительные средства и использовать их на разнообразные операции. Широкая корреспондентская сеть позволяет крупному банку развивать вексельное обращение. С другой стороны, банки-клиенты могут, имен в качестве обеспечения на корсчетах неснижаемые остатки, получать кредиты под операции, которые осуществляет основной банк.
Крупные банки, устанавливая корреспондентские отношения, как правило, обмениваются корсчетами, а более мелкие открывают счета в более крупных банках и проводят расчеты аналогично порядку осуществления расчетов через РКЦ. Открытие корсчета для банка-корреспондента означает то же самое, что открытие отделения банка. В то же время он. сохраняет право собственности в отношении средств на этом корсчете и возможность контроля за своими операциями без лишних затрат.
Многие банки для поддержания и расширения полезных банковских связей идут на сокращение стоимости услуг в пользу корреспондентов. Известно, что банки, не имеющие достаточного престижа, не избираются в качестве корреспондентов и рискуют потерять свои позиции в деловом мире. Степень развития и количество корреспондентских связей могут стать основой для более глубокого подчинения одних банков другими. Практически все банки, осуществляющие расчеты при прямых корреспондентских отношениях с другими банками, проводят их с электронным исполнением платежей преимущественно на валовой основе. В целом сроки платежей здесь минимальные.
Вместе с тем электронный способ перевода финансовой информации у нас не получил еще твердого юридического обоснования. Имеет место также и замедление движения средств, когда эти расчеты являются многоступенчатыми (в одной операции могут участвовать 3 — 4 банка). Однако разветвленная система прямых корреспондентских отношений приводит к рассредоточению денежных средств по многочисленным банкам-корреспондентам. Расчетные операции в этом случае носят локальный характер, так как затрагивают платежи клиентов ограниченного числа банков. Для полного удовлетворения потребностей клиентов банка в организации платежного оборота коммерческому банку необходимо было бы устанавливать прямые корреспондентские отношения условно с тысячей банков, т.е. открыть тысячу корсчетов, что для среднего банка неприемлемо. Кроме того, партнерство между банками в процессе установления корреспондентских отношений связано с рисками финансовой надежности контрагентов и требует квалифицированного анализа результатов их деятельности. В ряде случаев такие расчеты при использовании кредитных линий могут быть даже опасны: неплатежеспособность одного из банков способна вызвать цепочку неплатежей, в результате чего пострадают клиенты банка. В конечном счете, при установлении корреспондентских отношений получение пользы для банка должно сопоставляться с издержками. Количество корсчетов должно быть оптимальным для обеспечения нормального процесса кредитно-расчетных взаимоотношений. Список банков-корреспондентов периодически должен пересматриваться для исключения наименее активных банков.
Возникают проблемы и в процессе проведения контроля за финансовым состоянием банков-корреспондентов. Анализ сложившейся системы проведения расчетов через взаимные корсчета банков показывает, что она менее эффективна по сравнению с глобальной валовой системой на базе РКЦ в связи с разрозненностью корсчетов и слабым взаимодействием между основными банками (банками, имеющими межбанковские расчетные центры по корсчетам). Корреспондентские банковские связи должны использоваться параллельно с последней и дополнять ее, что будет способствовать повышению эффективности функционирования российской платежной системы.
2.4 Межбанковский клиринг
Главным направлением коренного улучшения расчетов между банками в нашей стране является развитие межбанковского клиринга.
Клиринг представляет собой систему экономических отношений, при которых денежные претензии (дебиторская задолженность) участников погашаются их же денежными обязательствами (кредиторская задолженность) без использования реальных денег или с их минимальным использованием. Следовательно, клиринг можно рассматривать как одну из форм проведения безналичных расчетов юридических и физических лиц за товары (услуги), ценные бумаги, основанную на зачете их взаимных требований и обязательств.
Концентрация платежей при клиринге позволяет значительно уменьшить баланс платежей и общую сумму обращающихся платежных средств, расширяет сферу безналичного оборота и облегчает расчеты. Посредством клиринга упрощаются, удешевляются и ускоряются расчеты, сохраняется имеющаяся денежная наличность, что в конечном счете способствует повышению уровня стабильности и ликвидности участников расчетов.
Клиринг в банковской сфере может проводиться как внутри страны, так и между странами (международный валютный клиринг). Организация межбанковского клиринга в каждой стране зависит от исторических особенностей развития банковской системы, модели ее построения, степени концентрации и централизации банковского дела, политики центрального банка в области денежно-кредитного регулирования экономики.
Клиринговые операции классифицируются по двум признакам:
• по периодичности их проведения;
•по составу участников.
По периодичности проведения
взаимозачетов клиринг может
быть разовым или постоянно