Международное экономическое сотрудничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 12:07, доклад

Описание работы

В международной жизни XX века и в международных отношениях существенное место на протяжении последних пятидесяти лет играет деятельность Организации Объединенных Нации - ООН, члены которой пользуются вне зависимости от своих размеров и военно-промышленных потенциалов равными правами и равными возможностями.

Файлы: 1 файл

Междунар.от-я.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

Международное экономическое сотрудничество

 

 

 

 

 

                          Международное экономическое сотрудничество

В международной  жизни XX века и в международных  отношениях существенное место на протяжении последних пятидесяти лет играет деятельность Организации Объединенных Нации - ООН, члены которой пользуются вне зависимости от своих размеров и военно-промышленных потенциалов равными правами и равными возможностями.

1. ООН  и международное экономическое  сотрудничество

Формирование  ООН исторически было связано с победой стран-участников антигитлеровской коалиции. Постепенно  с ростом количества суверенных государств, освободившихся из под колониальной зависимости и их вступлением в ООН, а также с ростом объективной взаимосвязи различных государств, Организация Объединенных Наций в равной степени стала рассматривать не только внешнеполитические, но и социальные, экономические  проблемы современности с целью их решения в наиболее благоприятной форме для всего мирового сообщества.

В настоящее  время ООН является крупнейшей международной организацией в целях  развития международного сотрудничества между государствами.

Исходя из Устава, членство в ООН открыто для  всех государств, претворяющих в жизнь  миролюбивую политику.

По состоянию  на 1 января 1998 года членами ООН являются 185 государств. Прием новых членов в ООН в соответствии с её Уставом.

Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический  и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат  ООН.

Экономический и социальный совет ООН - ЭКОКОС создан в 1946 году.

2.Экономический  и социальный совет ООН и  органы, действующие под его эгидой

ЭКОКОС - Экономический  и социальный совет ООН, под эгидой которого действует и большинство  других экономических органов этой организации.

В функции ЭКОКОС входит организация исследований и  подготовка различного рода докладов и рекомендаций по самому широкому спектру международных экономических, социальных, культурных и сопряженных  с ними вопросов.

В настоящее  время членами ЭКОКОС являются 54 государства, избираемые сроком на 3 года. При этом, каждые три года треть состава ЭКОКОС меняется. По географическим регионам представительство формируется следующим образом: для Азии - 11 мест, для Африки - 14 , для Латинской Америки -10, для стран Западной Европы и других стран - 13, для стран Восточной Европы - 6 мест.

Сферой деятельности ЭКОКОС является рассмотрение следующих  вопросов:

- состояние  мирового экономического и социального  положения и международная торговля;

- проблемы окружающей среды;

- вопросы оказания  экономической и научной помощи  развивающимся странам, а также  аспекты состояния в них продовольственной  проблемы;

- состояние  проблем социально-экономической  статистики, народонаселения и природных  ресурсов;

- проблема планирования и мобилизации финансовых ресурсов, а также роли государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран;

- проблемы регионального  сотрудничества.

О важности задач, рассматриваемых и решаемых ЭКОКОС говорит тот факт, что на деятельность его персонала, а также на реализацию принимаемых программ приходится 70% всех выделенных бюджетных источников финансирования ООН.

Впервые требование об установлении нового международного порядка было выдвинуто на IV конференции в  верхах неприсоединившихся стран в 1973 году в Алжире. Суть этой концепции сводится к признанию формы борьбы развивающихся стран за экономическое освобождение, за устранение в мировой системе неравноправия и несправедливых отношений между развитыми и развивающимися странами. Советом были разработаны и реализованы Программы десятилетий (1970-1980; 1980-1990; 1991-2000) с ориентацией на развивающиеся страны.

 В рамках ЭКОКОС  действуют пять региональных  экономических комиссий:

- Европейская экономическая  комиссия;

- Экономическая комиссия для Африки;

- Экономическая и социальная  комиссия для Азии и Тихого  океана;

- Экономическая комиссия  для Латинской Америки;

- Экономическая комиссия  для Западной Азии.

Самой старейшей является Европейская экономическая комиссия, которая была создана в 1947 году с местопребыванием исполнительных органов в Женеве. В комиссии представлены страны Европы, а также США и Канада. В сферу ее деятельности входит большой круг экономических, производственных, транспортных и сельскохозяйственных вопросов, решения по которым подготавливаются в более чем 100 вспомогательных отраслевых органов. Особенно роль комиссии возросла после подписания в 1975 году в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

С деятельностью ЭКОКОС связано функционирование ряда международных экономических организаций, и в частности Международного кооперативного альянса, не являющегося структурным подразделением ООН, но имеющего статус консультативного объединения первой категории при ЭКОКОС.

Международный кооперативный  альянс - это объединение кооперативных  организаций: национальных союзов, кооперативных  сообществ, национальных федераций  кооперативных союзов, их региональных союзов и т.п., в состав которого входят кооперативные организации более 70 стран. От России в составе Международного кооперативного альянса представлен Центросоюз.

3. Международные  финансовые специализированные  учреждения ООН

Старейшим межправительственным специализированным финансовым учреждением  ООН, основанным еще в 1944 году, является Международный банк развития и реконструкции - МБРР, который начал функционировать в 1946 году. Банк представляет среднесрочные и долгосрочные займы правительствам входящим в него стран или частным организациям под гарантию правительств и контролирует их пользование. Страны-получатели кредитов обязаны выполнять рекомендации Банка, давать ему отчеты об использовании займов и предоставлять ему всю необходимую информацию. Процент по займам МБРР устанавливается в соответствии со стоимостью кредитов, получаемых Банком на международных рынках капиталов, и колеблется примерно от 7,5 до 8,5 %.

В соответствии с уставом  МБРР его членами могут быть только члены Международного валютного  фонда - МВФ, основанного также в 1944 году и начавшего функционировать вместе с Банком в 1946 году. Цель функционирования МВФ, как межправительственного специализированного учреждения ООН - это координировать валютно-финансовую политику его стран-членов и предоставлять им займы для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. Краткосрочные, среднесрочные и отчасти долгосрочные займы предоставляются МВФ в рамках счета общих ресурсов и специального банковского счета в условных единицах "специального права заимствования", устанавливаемых периодически с 1970 года.

По общему счету все  страны-члены МВФ имеют право  получать иностранную валюту без  каких-либо ограничений и условий  в пределах 25% своей квоты в  общем капитале МВФ. Предоставление займов сверх этой суммы обуславливается  выполнением условий фонда в области экономической и социальной политики. При этом, как правило, срок кредитования ограничивается 3-5 годами, а по отдельным, исключительным, займам, даже до 7-10 лет. Основной процент за предоставляемые кредиты периодически пересматривается и колеблется в пределах от 5,5 до 6,5%.

Третье специализированное межправительственное учреждение ООН  в области рассмотрения финансовых вопросов - Международная ассоциация развития - МАР, основанная в 1960 году с  целью предоставления кредитов развивающимся  странам на особо льготных условиях. С марта 1988 года годовые процентные ставки МАР составляют в среднем не более 0,5%. При этом, помощь по линии МАР, как правило, предоставляется тем странам, где годовой доход на душу населения не превышает 425 долларов США.

Все три специализированных учреждения ООН - МБРР, МАР и МВФ  входят в Международную финансовую корпорацию, основанную в 1956 году как  филиал МБРР с целью использования  собственных ресурсов и привлечения  инвестиций частного и смешанного секторов национальной экономики, главным образом в развивающиеся страны.

Помимо финансирования капиталовложений в функции Международной финансовой корпорации входит оказание развивающимся  странам разнообразных финансовых и технических услуг, а также  организационно-консультативного содействия частным инвесторам в развивающихся странах.

Предшественник  России, бывший Советский Союз, принимал участие в организационном собрании по созданию двух специализированных учреждений ООН: - МБРР и МВФ в 1944 году, но в члены МВФ СССР не вошел. Формальной причиной стали разногласия по условиям членства в фонде.

Определенное  сближение МВФ с бывшем Советским  Союзом началось при перестройке. Реальные контакты и разработка общих программ совпали с началом проведения экономической реформы в России.

5 октября 1995 года было подписано официальное  соглашение о присоединении России  к МВФ в качестве ассоциированного  члена. МВФ обязался предоставить  России техническую и консультационную помощь. Под "технической помощью" подразумевалась посылка специалистов и экспертов МВФ для оценки экономико-политической ситуации в стране.

Объектами особого  изучения должны были стать финансовая, денежная, налоговая политика, вопросы статистической отчетности. МВФ брал на себя обязательство регулярно проводить анализ экономической ситуации в стране.

Формирование  правительства Е. Гайдара активизировало контакты России с МВФ. В марте 1992 года руководству МВФ был представлен Меморандум об экономической политике, задачей которого было обеспечение принятия России в МВФ и получение кредитных средств.

В соответствии с Меморандумом МВФ составил Программу  действий.

В случае выполнения программы, намеченной в Меморандуме, предполагалось предоставить России крупномасштабный пакет экономической помощи в 24 млрд. долларов США.

Однако претворение  в жизнь программы "натолкнулось" на ряд трудностей. Начиная с осени 1992г. в стране начала "развертываться инфляционная спираль", поскольку кредитная и финансовая политика оказалась непоследовательной по вине как правительства, так и Центробанка.

  Правительству не удалось увеличить государственные поступления, результатом чего стало не сокращение, а рост бюджетного дефицита. Было констатировано ослабление финансовой и денежной политики, в частности, в связи со значительными целевыми кредитами отдельным отраслям и секторам промышленности по фиксированным ставкам, намного меньшим по сравнению с уровнем инфляции. Правительство также не пошло на увеличение процентных ставок по вкладам в сбербанках.

  Стабилизационный фонд рубля так и не был создан, а из обещанных международных кредитов было реально предоставлено около 1,6 млрд. долларов США.

Последующие действия правительства вплоть до марта 1994 года, т.е. до утверждения бюджета в парламенте, свидетельствовали о стремлении найти промежуточный путь между Сциллой - гиперинфляцией, ведущей к отказу от финансовой помощи, в том числе и МВФ, и жесткой финансовой политикой, чреватой социальным взрывом.

Что касается руководства  МВФ, то оно продолжало наблюдать  за развитием ситуации в России, ограничиваясь посылкой экспертов  без принятия на себя каких-либо конкретных обязательств.

 

4. Европейский  союз

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацелен на региональную интеграцию. Союз был юридически закреплён  в 1993 году на принципах Европейских сообществ.

 

 Институциональная  структура интеграционного комплекса  ЕС включает ряд региональных  валютно-кредитных и финансовых организаций. Это обусловлено следующими причинами:

  • развитием экономической, в том числе валютно-кредитной и финансовой, интеграции; созданием единого рынка;
  • стремлением стран Западной Европы укрепить свои позиции в мировой экономике в противовес другим центрам - США и Японии;
  • поисками путей расширения совместных фондов для оказания помощи ассоциированным с «Общим рынком» развивающимся странам.

Региональные  валютно-кредитные и финансовые организации ЕС преследуют разнообразные  цели: укрепление западноевропейской интеграции и мирового центра путем создания собственной институциональной структуры; развитие экономики стран ЕС.  Целевая установка ЕС на создание экономического и политического союза определила специфику функционирующих в его рамках региональных финансовых институтов. Материальной основой их создания и деятельности служат совместный бюджет и фонд, концентрирующий 20% официальных золото-долларовых резервов стран-членов. За счет централизованного бюджета ЕС, объединяющего 2,5-3% суммы национальных бюджетов стран-членов, сформирован ряд совместных фондов. В деятельности региональных институтов использовалась международная валютная единица ЭКЮ, замененная евро с января 1999 г.

Создание региональных финансовых институтов в рамках ЕЭС происходило постепенно: создавался таможенный союз путем отмены ограничений во взаимной торговле стран ЕЭС и введения единого тарифа по отношению к импорту из третьих стран. Для осуществления глобальных задач в соответствии с Римским договором в 1958 г. был учрежден Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Банк предоставляет долгосрочные кредиты сроком от 7-12 (промышленность) до 20 лет (инфраструктура); развивающимся  странам, кредиты на малорентабельные проекты - до 40 лет из 1-2% годовых. Кроме  того, ЕИБ дает гарантии частным и государственным предприятиям. Цель кредитной деятельности ЕИБ: освоение наименее развитых районов стран ЕС; реконструкция и строительство предприятий, которые не могут быть осуществлены за счет ресурсов одной страны; модернизация отраслевой структуры в рамках специализации и кооперирования производства; создание совместных хозяйственных объектов, представляющих общий интерес для стран ЕС; развитие приоритетных отраслей - производства стали, угля, энергетики. С 1987 г. ЕИБ участвовал в проектном финансировании сооружения туннеля под Ла-Маншем. Это крупнейший объект в истории ЕИБ. Членами ЕИБ являются 15 стран ЕС. Это институт с автономным юридическим и финансовым статусом. Его руководящие органы - Совет управляющих в составе министров финансов стран-участниц, который определяет кредитную политику, утверждает годовые балансы, принимает решения о предоставлении кредитов и гарантий, выпуске займов, устанавливает процентные ставки. Оперативное руководство возложено на президента и его 5 заместителей. Правление - в Люксембурге.

Информация о работе Международное экономическое сотрудничество