Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа
Объектом исследования данной работы является современная международная финансовая система и деятельность в рамках нее надгосударственных финансовых структур.
Предметом исследования являются международные финансовые отношения России с крупнейшими международными финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
ГЛАВА 1. ОСОНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОЛНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ………………………………………………………………………..5
1.1 Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций…………………………………….5
1.2 Функции и направления деятельности основных международных финансовых организаций………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ……………………………………...21
2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ………………………….21
2.2 Сотрудничества Российской Федерации с Всемирным банком………….26
2.3 Особенности взаимодействия России с Парижским клубом……………..33
ГЛАВА 3 ПЕРЕСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..44
ВВЕДЕНИЕ
1.2 Функции и направления деятельности основных международных финансовых организаций…………………………………………………
ГЛАВА 2. СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ……………………………………...
ГЛАВА 3 ПЕРЕСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ………….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой выбрана не случайно. Возникновение международных финансовых организаций было вызвано необходимостью более эффективного регулирования мировой экономики и для оказания помощи бедным и развивающимися странам. Именно кредит полученный на выгодных условиях может послужить тем толчком к развитию в котором данная страна и нуждалась. В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой.
Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи и находятся у них в долговой зависимости.
Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы.
Международные экономические и валютно-финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России.
Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования данной работы является современная международная финансовая система и деятельность в рамках нее надгосударственных финансовых структур.
Предметом исследования являются международные финансовые отношения России с крупнейшими международными финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- выяснить причины возникновения и проследить историю развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного банка, Парижским и Лондонским клубами.
Только выяснив проблемы можно сделать правильные выводы о направлениях дальнейшего сотрудничества.
К началу XXI века под воздействием процесса глобализации произошли кардинальные изменения в состоянии и характере развития всего мирового хозяйства. Глобализация мировой экономики выступает объективной тенденцией развития, которой, видимо, нет другой реальной альтернативы, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Она создает условия для более эффективного перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-
Однако глобализация, как и любой другой социально-экономический процесс, не может происходить только по восходящей линии, без кризисов и потрясений. Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные ею, могут быть решены только на межгосударственном или наднациональном уровне. Сегодня важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные экономические организации, представляющие собой одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма управления мирохозяйственных связей.
Процесс создания международных организаций начался во второй половине прошлого века. После окончания Второй мировой войны произошло четкое осознание необходимости обсуждения насущных политических и экономических проблем в рамках всего мирового сообщества. Основой международного сотрудничества должен был стать новый мировой порядок, базирующийся на либерализме, сотрудничестве, открытости и диалоге, свободном от какой бы то ни было конфронтации. Создание международных организаций явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения сложных, чрезвычайных или кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии оказывались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами современных международных отношений, правительства стремились найти адекватные методы взаимодействия в виде многосторонних консультаций, сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.[5,c.187]
В основе бурного роста международных организаций лежали и чисто экономические причины. XX в. характеризовался взрывным ростом международных экономических связей во всех формах: торговли, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы. Сдвиги в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов привели к невиданной прежде степени вовлеченности стран в мирохозяйственные связи и превратили мировую экономику в целостный глобальный организм, спаянный уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и информационной сетью.[1.c 121]
Огромная разница в социально-экономических условиях жизни людей в разных странах ставила вопрос об оказании помощи и содействия со стороны развитых стран развивающимся государствам и среди них наименее развитым и бедным. Это требовало разработки единой стратегии социально-экономического развития.
В сложившихся условиях особая роль в поиске новых механизмов регулирования была возложена на международные экономические организации. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций. Ведущая среди них — Организация Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой экономических органов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР)[1,c.205].
Несомненно, направления многостороннего регулирования, осуществляемого международными организациями, в значительной степени зависят от конкретных интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и деятельности государственных органов. В то же время, не затрагивая национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование оказывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам торговых, валютных, финансовых отношений. В сферу государственной политики в этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных организаций.
Ключевым аспектом в разработке совместной экономической стратегии и многостороннем регулировании мирохозяйственных связей являлось определение правил и норм, создающих стимулы для отдельных государств действовать в коллективных интересах.
Международные экономические организации — это институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции, конгрессы, которые осуществляют свою деятельность в течение ограниченного периода времени и не имеют устава и рабочих органов[4,c.364].
Международные валютно-кредитные организации – международные экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких организаций входят Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), региональные международные банки развития.
Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:
Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
Необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Создание этих межгосударственных институтов во многом диктуется необходимостью решения формально различных, но взаимосвязанных задач. С одной стороны, процесс глобализации мирохозяйственных связей высвечивает проблемы и противоречия, сохраняющиеся на национальном уровне между регулирующими функциями государственных административных органов и потребностями беспрепятственного развития национальных производительных сил. В этом плане межгосударственные институты, а также согласованные правовые нормы, лежащие в их основе, препятствуют попыткам нарушения конкурентной среды на национальном уровне.
С другой стороны, многосторонние организации являются теми механизмами, в рамках которых представители национальных администраций стран-участниц могут вести переговоры о взаимном устранении препятствий на уровне межгосударственных отношений. Иными словами, деятельность международных организаций позволяет "расчищать" дорогу процессам глобализации как на национальном, так и международном уровнях. Многостороннее регулирование мирохозяйственных связей постоянно развивается и совершенствуется. Расширение сфер сотрудничества между государствами, усложнение мировой экономической системы, прежде всего, предполагало изменение функций и структуры международных организаций, а также совершенствование форм, методов и механизмов самого многостороннего регулирования. Часть организаций, исчерпав потенциал, прекращала существование или трансформировала свою деятельность. В то же время по мере необходимости учреждались новые международные институты[3,c.209].
Так, появление на международной арене значительного количества новых развивающихся стран, необходимость координации внешнеэкономической политики между ними и развитыми государствами привели к образованию Международной ассоциации развития (МАР) и Международной финансовой корпорации (МФК). Кризисные потрясения мировой экономики начала 70-х гг. потребовали создания своеобразного оперативного штаба по чрезвычайным мерам — "Группы 7". Постепенно ее совещания трансформировались из неформального института в организованную систему, имеющую многие черты международных межправительственных организаций. По существу, она стала главным звеном механизма межгосударственного регулирования экономики, способным координировать и направлять работу других его звеньев.