Международные валютно-кредитные и финансовые организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:28, доклад

Описание работы

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений, содействие экономическому развитию стран, кредитной помощи.
К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития

Файлы: 1 файл

Международные валютно.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

Международные валютно-кредитные и финансовые организации

Международные и региональные валютно-кредитные  и финансовые организации — это  институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования  международных экономических, в  том числе валютно-кредитных и финансовых отношений, содействие экономическому развитию стран, кредитной помощи.

 К таким организациям  относятся: Банк международных  расчетов, Международный валютный  фонд, Международный банк реконструкции  и развития, а также региональные банки развития

МВФ был учрежден на международной  валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла  Статьи Соглашения о МВФ, которые  выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г

Финансовые ресурсы фонда  формируются главным образом  за счет подписки ("квот"-количественные ограничения (производства, сбыта, потребления, экспорта, импорта товаров), вводимые на определенный период времени. Ограничительные меры называют квотированием) государств-членов МВФ, общая сумма которой в настоящее время составляет около 293 млрд. долл. США. Квоты определяются, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.

При  вступлении  в  МВФ  новый член вносит квоту, которая определяет как его вклад в общий  резервный фонд, так и его право привлекать ресурсы МВФ.  Каждый  член  вносит  в  Фонд золото в  количестве,  равном  по стоимости  ј  квоты.  Остальные  ѕ  квоты вносятся в его собственной национальной  валюте.  Страна-член  наделяется правом использования собственной валюты для  временных  закупок  золота  или иностранной валюты у Фонда в  размере,  равном  по  стоимости  ее  членскому взносу в золоте. Государство может (в ограниченных масштабах) брать у  Фонда

дополнительные ссуды  в золоте и иностранной валюте, однако лишь при условии все более жесткого надзора Фонда за макроэкономической политикой  заемщика.Такой надзор  за  политикой  стран-членов,  являющихся  крупными  заемщиками ресурсов Фонда, называется обусловленностью займов МВФ.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие  от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны-члены. Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д.

Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран-заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный  банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассоциации развития.

 Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам-членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства-члена.

Россия подписала  соглашение о вступлении в МВФ  на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165-м членом МВФ, подписав Устав фонда.

Кредиты МВФ  делятся на несколько видов.

1. Кредиты, предоставляемые  в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые  сверх резервной доли. Ссуды выдаются  после предварительного изучения  Фондом валютно-экономического положения  страны и выполнения требований  МВФ о проведении стабилизационных  мер

Стабилизационные  программы МВФ предусматривают  ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика.                                                                                                 Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.31 января 2005 года Россия полностью погасила долг перед Международным валютным фондом, осуществив платеж в размере 2,19 млрд. специальных прав заимствования (СПЗ), что эквивалентно 3,33 млрд. долларов. Таким образом, Россия сэкономила 204 млн. долларов, которые она должна была выплатить в случае погашения долга перед МВФ по графику до 2008 года.

     

Структура:

     1. Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию.

     2. Совет директоров-исполнителей (Исполнительный  совет).

     3. Комитет МВФ по статистике  платежных балансов.

     4. Директор-распорядитель

Высший руководящий  орган МВФ – Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены. Совет проводит свои заседания ежегодно.

Повседневной  работой руководит Исполнительный совет в составе 24 исполнительных директоров. Пять крупнейших акционеров МВФ (США, Великобритания, Германия, Франция  и Япония), а также Россия, Китай и Саудовская Аравия, имеют собственные места в Совете. Остальные 16 исполнительных директоров избираются на двухлетний срок группами стран.

Исполнительным  советом избирается директор-распорядитель. Директор-распорядитель является председателем Совета и главой персонала МВФ. Он назначается на пятилетний срок с возможностью переизбрания.                                                               

Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, МВФ традиционно возглавляют  западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена – любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора-распорядителя, причем он может быть из любой страны-члена фонда.

 

Первым директором-распорядителем МВФ был Камиль Гутт, бельгийский  экономист и политик, экс-министр  финансов, который возглавлял Фонд с мая 1946 по май 1951 года.

В настоящее Совет директоров выбрал Кристин Лагард на пост директора-распорядителя на пятилетний период, который начинается 5 июля 2011 года. Она сменит на посту Доминика Стросс-Кана(Франция) и станет первой женщиной, возглавившей фонд.

 

Официальные цели МВФ:

 

- способствовать  международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере;

- содействовать  расширению и сбалансированному  росту международной торговли  в интересах развития производственных  ресурсов, достижения высокого уровня  занятости и реальных доходов  государств-членов;

- обеспечивать  стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и не допускать обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ;

- оказывать помощь  в создании многосторонней системы  расчётов между государствами-членами,  а также в устранении валютных ограничений;

 

предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые  давали бы им возможность «исправлять  нарушения равновесия в их платежных  балансах.

 

Основные функции  МВФ:

 

- содействие  международному сотрудничеству в денежной политике;

- расширение  мировой торговли;

- кредитование;

- стабилизация  денежных обменных курсов;

- консультирование  стран дебиторов;

- разработка  стандартов международной финансовой  статистики;

- сбор и публикация  международной финансовой статистики.

 

Основными задачами МВФ являются:

 

- содействие  развитию международной торговли  и валютно-финансовому сотрудничеству;

- кредитование  своих членов;

- поддержание  платежных балансов стран-членов  МВФ и регулирование курсов  их валют;

- разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. Капитал МВФ образован из взносов государств-членов и составляет более 120 млрд. долларов США.

МВФ предоставляет в настоящее  время кредиты странам-членам для  двух целей: для покрытия дефицитов  платежных балансов, то есть практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка; для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.

 

В МВФ действует принцип  взвешенного количества голосов, который  предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования  определяется их долей в капитале МВФ. Самым большим количеством  голосов в МВФ обладают: США - 17,78 %; Германия - 5,53 %; Япония - 5,53 %; Франция - 4,98 %; Россия - 2,9 % и т. д.

Взаимоотношения МВФ и  России всегда носили сложный характер. Членство в МВФ налагает на Россию обязательство выполнять следующие  требования.

Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты в сфере международных  текущих валютных операций, неучастие  в дискриминационных валютных соглашениях.

Во-вторых, не прибегать к  практике множественности валютных курсов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть определяется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Центральным Банком самостоятельно.

В-третьих, установление информационной открытости. Одним из достижений либеральной внешнеэкономической политики России называют наличие активного сальдо торгового баланса. В России оно достигается в подавляющей степени благодаря экспорту минерального сырья. В принципе, поступающие в страну валютные ресурсы могли бы стать одним из источников производительного накопления, содействовать преодолению экономического кризиса. Однако в условиях либерализации механизма валютных связей властям не удается найти действующие рыночные инструменты, которые позволили бы направить поток этих средств в сферу производства. В результате, они остаются преимущественно на валютных счетах коммерческих банков, а также пополняют запасы наличности у населения.

Деятельность МВФ на российском направлении подвергается на Западе острой критике. Западные экономисты говорят  о том, что МВФ внес свою лепту  в беды России тем, что сосредоточил внимание исключительно на показателях, относящихся к бюджетному дефициту и инфляции, игнорируя проблему доверия к власти, связанную с накоплением задолженности по заработной плате и отсутствия структурных преобразований в России. В 1999 году Мишель Камдессю уходит в отставку с поста руководителя фонда. Многие обозреватели связывают эту отставку, в значительной мере, с просчетами политики МВФ по отношению к России.

 

В атмосфере  напряженности, возникшей в отношениях между Западом и Россией, связанной  с проведением антитеррористической операции в Чечне, стали раздаваться  призывы использовать МВФ в качестве инструмента политического давления на Россию. В 1999 году в Мадриде, М. Камдессю сказал: «При рассмотрении вопроса выделения кредита России Совет директоров Фонда вынужден принять во внимание мнение мирового сообщества... Мы не сможем выделить деньги, если весь мир будет против этого». Тогда кредит России не дали. Не было кредитов и потом. В настоящее время Россия начала погашать внешний долг МВФ. И наступит то время, когда взаимоотношения России и МВФ будут носить дружественный партнерский характер.

 

В Уставе МВФ  для идентификации его кредитной  деятельности используются два понятия: 1) сделка — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция — оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

 

Различаются кредиты  на покрытие дефицита платежного баланса  и на поддержку структурной перестройки  экономической политики стран-членов. Страна, нуждающаяся в иностранной  валюте, производит покупку или иначе заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

 

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен  определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться. По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду. Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства. Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.

Информация о работе Международные валютно-кредитные и финансовые организации