Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:28, доклад
Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений, содействие экономическому развитию стран, кредитной помощи.
К таким организациям относятся: Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития
Международные валютно-кредитные и финансовые организации
Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации — это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений, содействие экономическому развитию стран, кредитной помощи.
К таким организациям
относятся: Банк международных
расчетов, Международный валютный
фонд, Международный банк
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г
Финансовые ресурсы фонда формируются главным образом за счет подписки ("квот"-количественные ограничения (производства, сбыта, потребления, экспорта, импорта товаров), вводимые на определенный период времени. Ограничительные меры называют квотированием) государств-членов МВФ, общая сумма которой в настоящее время составляет около 293 млрд. долл. США. Квоты определяются, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.
При вступлении в МВФ новый член вносит квоту, которая определяет как его вклад в общий резервный фонд, так и его право привлекать ресурсы МВФ. Каждый член вносит в Фонд золото в количестве, равном по стоимости ј квоты. Остальные ѕ квоты вносятся в его собственной национальной валюте. Страна-член наделяется правом использования собственной валюты для временных закупок золота или иностранной валюты у Фонда в размере, равном по стоимости ее членскому взносу в золоте. Государство может (в ограниченных масштабах) брать у Фонда
дополнительные ссуды в золоте и иностранной валюте, однако лишь при условии все более жесткого надзора Фонда за макроэкономической политикой заемщика.Такой надзор за политикой стран-членов, являющихся крупными заемщиками ресурсов Фонда, называется обусловленностью займов МВФ.
Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов. В отличие от Всемирного банка, который предоставляет кредиты бедным странам, МФВ кредитует только свои страны-члены. Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д.
Эти данные используются частными
банками для определения
Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации — Международной ассоциации развития.
Кредиты фонда предоставляются по обычным каналам государствам-членам в виде траншей, или долей, составляющих 25% квоты соответствующего государства-члена.
Россия подписала соглашение о вступлении в МВФ на правах ассоциированного члена 5 октября 1991 года, а 1 июня 1992 года официально стала 165-м членом МВФ, подписав Устав фонда.
Кредиты МВФ делятся на несколько видов.
1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.
2. Кредиты, предоставляемые
сверх резервной доли. Ссуды выдаются
после предварительного
Стабилизационные
программы МВФ предусматривают
ограничение внутренних кредитов,
бюджетных расходов, заработной платы
и ведут к снижению темпов экономического
роста, что обычно идет вразрез с национальными
интересами страны-заемщика.
Структура:
1. Совет управляющих, Временный комитет, Комитет по развитию.
2. Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет).
3. Комитет МВФ по статистике платежных балансов.
4. Директор-распорядитель
Высший руководящий орган МВФ – Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены. Совет проводит свои заседания ежегодно.
Повседневной
работой руководит
Исполнительным
советом избирается директор-распорядитель.
Директор-распорядитель
Согласно существующей между США и странами ЕС договоренности, МВФ традиционно возглавляют западноевропейские экономисты, тогда как председателя Всемирного банка выбирают США. С 2007 года процедура выдвижения кандидатов была изменена – любой из 24 членов совета директоров получил возможность выдвинуть кандидата на пост директора-распорядителя, причем он может быть из любой страны-члена фонда.
Первым директором-
В настоящее Совет директоров выбрал Кристин Лагард на пост директора-распорядителя на пятилетний период, который начинается 5 июля 2011 года. Она сменит на посту Доминика Стросс-Кана(Франция) и станет первой женщиной, возглавившей фонд.
Официальные цели МВФ:
- способствовать
международному сотрудничеству
- содействовать
расширению и
- обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов и не допускать обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ;
- оказывать помощь
в создании многосторонней
предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.
Основные функции МВФ:
- содействие международному сотрудничеству в денежной политике;
- расширение мировой торговли;
- кредитование;
- стабилизация денежных обменных курсов;
- консультирование стран дебиторов;
- разработка
стандартов международной
- сбор и публикация международной финансовой статистики.
Основными задачами МВФ являются:
- содействие
развитию международной
- кредитование своих членов;
- поддержание
платежных балансов стран-
- разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира. Капитал МВФ образован из взносов государств-членов и составляет более 120 млрд. долларов США.
МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей: для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка; для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.
В МВФ действует принцип взвешенного количества голосов, который предполагает, что возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Самым большим количеством голосов в МВФ обладают: США - 17,78 %; Германия - 5,53 %; Япония - 5,53 %; Франция - 4,98 %; Россия - 2,9 % и т. д.
Взаимоотношения МВФ и
России всегда носили сложный характер.
Членство в МВФ налагает на Россию
обязательство выполнять
Во-первых, устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.
Во-вторых, не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно требованию, Россия установила с июля 1992 года единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля является плавающим, то есть определяется на валютном рынке в результате взаимоотношения спроса и предложения. Официальный курс рубля определяется к доллару Центральным Банком самостоятельно.
В-третьих, установление информационной открытости. Одним из достижений либеральной внешнеэкономической политики России называют наличие активного сальдо торгового баланса. В России оно достигается в подавляющей степени благодаря экспорту минерального сырья. В принципе, поступающие в страну валютные ресурсы могли бы стать одним из источников производительного накопления, содействовать преодолению экономического кризиса. Однако в условиях либерализации механизма валютных связей властям не удается найти действующие рыночные инструменты, которые позволили бы направить поток этих средств в сферу производства. В результате, они остаются преимущественно на валютных счетах коммерческих банков, а также пополняют запасы наличности у населения.
Деятельность МВФ на российском направлении подвергается на Западе острой критике. Западные экономисты говорят о том, что МВФ внес свою лепту в беды России тем, что сосредоточил внимание исключительно на показателях, относящихся к бюджетному дефициту и инфляции, игнорируя проблему доверия к власти, связанную с накоплением задолженности по заработной плате и отсутствия структурных преобразований в России. В 1999 году Мишель Камдессю уходит в отставку с поста руководителя фонда. Многие обозреватели связывают эту отставку, в значительной мере, с просчетами политики МВФ по отношению к России.
В атмосфере
напряженности, возникшей в отношениях
между Западом и Россией, связанной
с проведением
В Уставе МВФ
для идентификации его
Различаются кредиты
на покрытие дефицита платежного баланса
и на поддержку структурной
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться. По истечении установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Как правило, эта операция, означающая возмещение полученного ранее кредита, осуществляется в течение срока от 3-4 до 5 лет со дня покупки валюты. Помимо того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим государством- членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду. Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной валюты данной страны. При этом если Фонд использует часть внесенной национальной валюты страны-члена для предоставления средств другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют резервную позицию страны-члена в Фонде. В пределах резервной позиции страны-члены могут получать средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Использование этой позиции не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть полученные валютные средства. Механизм «кредитных долей». Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.
Информация о работе Международные валютно-кредитные и финансовые организации