Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:40, реферат
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как понятно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества ещё ни одно страна не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций ему требуется определенная сумма финансовых средств, которые могут быть собраны только посредством налоговых сборов, эти сборы страна собирает со своих граждан в виде физических и юридических лиц.
Введение
1.Сущность налогов
2.Функции налогов
3.Классификация налогов
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
Пензенский
Государственный Университет
Институт экономики и менеджмента
Кафедра «Менеджмент»
Реферат
По дисциплине «Финансы и кредит»
на
тему: «Налоги:сущность,функции,
Выполнил: студент гр. МАР-31
Агапова А.Н.
Пенза 2013
Содержание
Введение
1.Сущность налогов
2.Функции налогов
3.Классификация налогов
Заключение
Список литературы
Введение
Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как понятно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества ещё ни одно страна не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций ему требуется определенная сумма финансовых средств, которые могут быть собраны только посредством налоговых сборов, эти сборы страна собирает со своих граждан в виде физических и юридических лиц.
В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Эти обязательные сборы, осуществляемые, государством на основе государственного законодательства и есть налоги. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.
Для РФ, в переходный срок, налоги являются важнейшим элементом государственного регулирования экономики, за счет которых и происходит выполнение государственных функций (содержание государственного аппарата, выполнение социальных программ, оборона страны и т.п.).
От того, насколько правильно построена система налогообложения,
зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
1.Сущность налогов
Основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги. В 1998 г. на налоговые доходы приходилось приблизительно 83,5% доходов Федерального бюджета РФ.
Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции Российская Федерация.
Основными категориями
в налоговом законодательстве являются
понятия объекта
По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество. Косвенные налоги, в отличии от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж, акцизы (аналог налога с продаж), таможенные пошлины.
Косвенные налоги являются наиболее весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ на 1998 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла приблизительно 80% от суммы всех налоговых поступлений.
По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.
При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большого дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Наиболее характерным примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц.
Для прогрессивных налогов большое значение представляют понятия средней и предельной налоговой ставки. Средней ставкой налога называется отношение суммы налога к величине облагаемого им дохода. Предельная налоговая ставка – это ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.
Регрессивный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть составляет большую часть низкого дохода и меньшую часть высокого дохода. Это, как правило, косвенные налоги.
Пропорциональный налог – это налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.
Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, устанавливаемых государством, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.
Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Проводя такую политику, государство тем самым отказывается от определенного дохода в виде части налога на прибыль в пользу увеличения степени конкурентоспособности национальной экономики.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой отсрочку по уплате части налоговых платежей на определенный срок. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного до пяти лет. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога.
Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения налогового бремени нашла свое отражение в принципах налогообложения.
По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Наиболее характерным примером его применения является налог на бензин, уплачиваемый автовладельцами, средства от которого идут на поддержание дорог в хорошем состоянии.
Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода. Такой подход приводит к выводу, что дополнительный рубль дохода менее обеспеченного лица приносит ему большую полезность, чем дополнительный рубль дохода более обеспеченного.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, оборонную и др. Для обеспе- чения эффективной реализации социальной, экономической, оборонной и др. функций государства введена финансово-бюджетная система, охватывающая отношения по повод у формирования и использования финансовых ресурсов государства. Самой важной и составной частью этой системы являются налоги. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога.
В различных книгах по данной теме дается множество определений налогам, но суть этих определений одинакова.
Налог - это обязательный
взнос плательщика в бюджет и внебюджетные
фонды в определенных законом размерах
и в установленные период. Он выражает
финансовые отношения, складывающиеся
у государства с юридическими и физическими
лицами в связи с перераспределением национального
дохода и мобилизацией финансовых ресурсов
в бюджетные и внебюджетные фонды государства.
Взносы осуществляют основные участники
производства валового внутреннего продукта:
работники, своим трудом создающие материальные
и нематериальные блага и получающие определенный
доход;
хозяйствующие субъекты, хозяева капитала.
За счет налоговых взносов формируются
финансовые ресурсы государства, аккумулируемые
в его бюджете и внебюджетных фондах.
Налоги возникли сообща с товарным производством,
разделением общества на классы и появлением
государства, которому требовались средства
на содержание армии, судов, чиновников
и другие нужды. "В налогах воплощено
экономически выраженное существование
государства",-подчеркивал К.Маркс.
.
Экономическое содержание налогов
выражается, таким образом, взаимоотношениями
хозяйствующих субъектов и граждан, с
одной стороны, и государства - с иной,
по поводу формирования государственных
финансов.
А. Смит в своем классическом сочинении
,Исследование о природе и причинах богатства
народов, считал основными принципами
налогообложения всеобщность, справедливость,
определенность и удобность. Всеобщим
исходным источником налоговых отчислений,
сборов, пошлин и других платежей независимо
от объекта налогообложения является
валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП
образует первичные финансовые доходы
основных участников общественного производства
и государства как организатора хозяйственной
жизни в национальном масштабе: оплата
труда работников, прибыль хозяйствующих
субъектов и централизованный барыш государства
( налоги в бюджет, а социальные отчисления
- во внебюджетные фонды).Образованием
первичных финансовых доходов не ограничивается
процесс стоимостного распределения валового
внутреннего продукта. Он продолжается
в распределении финансовых доходов основных
участников общественного производства
в пользу государства: от работников -
в форме подоходного налога, от хозяйствующих
субъектов - в форме налога на прибыль
и других налоговых платежей и сборов,
относимых на финансовые результаты или
уплачиваемых с чистой прибыли (после
уплаты налога на прибыль).
2. Функции налогов.
Виды налогов:
Главным среди
налогов, взимаемых с юридических лиц,
является налог на прибыль предприятий.
Его применение вызвано тем, что в условиях
рыночного хозяйствования роль прибыли
существенно возрастает; она становится
важнейшим объектом воздействия государства.
Налог на прибыль должен использоваться
не только в фискальных целях, но и
для создания заинтересованности предприятий
в повышении эффективности производства
улучшении его материально - технической
оснащенности. К сожалению система
исчисления налога ориентирована в основном
на фискальный эффект.
Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет подоходный налог.
Система подоходного
обложения распространятся
Наличие
разных форм собственности, экономическое
соперничество вызывает необходимость
взимания налога не только с получаемых
доходов, но и со стоимости имущества,
которое прямым или косвенным образом
способствует росту дохода предприятия.
Поэтому налог на имущество предприятий
- неотъемлемая часть налоговой системы
страны при рыночных отношениях. Он
введен для субъектов хозяйствования,
являющихся собственниками имущества
на территории государства. При его
взимании реализуются и фискальная,
и экономическая функции налога. Первая
- благодаря тому, что налог на имущество
обеспечивает стабильные поступления
в доходы территориальных бюджетов,
так как вносится в первоочередном порядке
с отнесением расходов по его уплате на
себестоимость продукции; вторая -через
заинтересованность предприятия в уплате
меньших сумм, чем стимулируется стремление
плательщика быстрее освобождается
от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.
Информация о работе Налоги: сущность, функции, классификация