Налоговая политика на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:23, реферат

Описание работы

Налоговая политика - это политика государства в сфере налогообложения, которая предусматривает манипулирование налогами для достижения конкретных целей: увеличение объема производства и занятости или снижение уровня инфляции.
Налоговая политика предусматривает:
- формирование и изменения в налоговой системе - определение видов налогов, а также роли каждого налога в формировании доходов государственного бюджета;
- установление налоговых ставок и их дифференциация;
- налоговые льготы;
- определяет механизм исчисления и перечисления налогов в бюджет.

Содержание работы

вступление
Сущность и значение налоговой политики Украины
Налоговая политика Украины на современном этапе
Основные задачи совершенствования налоговой политики Украины
заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Налоговая политика на современном этапе.docx

— 43.58 Кб (Скачать файл)

 

      МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ

Кафедра менеджмента организации

 

 

 

 

 

                Реферат по финансам на тему:

                      Налоговая политика на современном этапе

 

 

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 3-го курса

Группы СКС-6

Ф-та менеджмента

Григорьева Наталия

 

 

       Харьков-2009

ПЛАН

 

вступление 

  1. Сущность и значение налоговой политики Украины
  2. Налоговая политика  Украины на современном этапе
  3. Основные задачи совершенствования налоговой политики Украины

заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Налоговая политика - это  политика государства в сфере  налогообложения, которая предусматривает  манипулирование налогами для достижения конкретных целей: увеличение объема производства и занятости или снижение уровня инфляции.

Налоговая политика предусматривает:

- формирование и изменения в налоговой системе - определение видов налогов, а также роли каждого налога в формировании доходов государственного бюджета;

- установление налоговых ставок и их дифференциация;

- налоговые льготы;

- определяет механизм исчисления и перечисления налогов в бюджет.

С помощью налоговых ставок можно влиять на деловую активность. Так, согласно теории Джона Кейнса, повышение налоговых ставок обуславливает уменьшение доходов, которые остаются после уплаты налогов. Это, в свою очередь, влияет на снижение затрат потребителей, т.е. сокращается совокупный спрос. Под влиянием снижения совокупного спроса сокращаются объемы производства и занятость.

Сторонники теории "экономики предложения" полагают, что повышение налоговых ставок сокращает сумму дохода работника после уплата налогов, а также предпринимателей. Вследствие этого, труд, нововведения и инвестиции становятся не выгодными. Для стимулирования труда необходимо - увеличить рабочее время (дополнительный заработок), увеличить производительность труда, следует уменьшить граничные ставки налога на доходы.

Политика ускоренной амортизации позволяет увеличить амортизационные отчисления, тем самым уменьшается налогооблагаемая сумма прибыли, и обеспечиваются средства для обновления и совершенствования производства. Амортизационные льготы ориентированы на стимулирование НТП.

Формами налоговых льгот являются:

- налоговые скидки;

- налоговые кредиты.

Например, в Бельгии, Италии, Швеции с налогооблагаемого дохода корпораций исключаются суммы затрат на научные исследования. Во Франции, предусматриваются налоговые кредиты в размере 50% от ежегодного прироста вкладов на научные исследования. В США компаниям дается налоговый кредит в размере 50% стоимости оборудования, которое использует солнечную или ветреную энергию.

Дифференциацией налоговой ставки и налоговые льготы для отдельных отраслей, регионов и предприятий, государство может обеспечить структурные изменения в экономике в необходимом направлении.

Налоговая политика Украины

Налоговая политика государства  является составной частью экономической  политики, которая базируется на совокупности юридических актов, которые устанавливают  виды налогов, собрания и обязательных платежей, а также порядок их взыскание  и регулирование. Каждая конкретная налоговая система является отображением налоговой политики, которая проводится государством.

Суть, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, которая является исключительным правом государства, которая  самостоятельно проводит эту политику в стране, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и  финансовые санкции, а также обязанности  по уплате налогов и ответственность  за нарушения норм налогового законодательства, которые выступают неотъемлемой частью системы налогообложения, государство  предъявляет единые требования к  эффективному ведению хозяйства  в стране.

Стратегия проведения налоговой политики в Украине должна опираться на фундаментальную теоретическую базу, максимально учитывать отличие переходного состояния экономики государства. Налоговая политика представляет собой систему мер, которые производятся Правительством страны, по решению определенных краткосрочных и долгосрочных задач, которые стоят перед обществом, с помощью системы налогообложения страны. К долгосрочным задачам принадлежат достижение экономического роста, максимального уровня занятости населения страны, роста его благополучие. Краткосрочными целями относительно налоговой политики могут быть наполнение государственного бюджета, достижение его сбалансированности, стимулирование инвестиционной деятельности и т.п.

Налоговая политика представляет собой деятельность государства в сфере установления и взыскание налогов и обязательных платежей. Общая стратегия налоговой политики должна включать приоритетные цели, связанные с функционированием системы налогообложения, и методы их достижения.  Наиболее перспективной есть такая налоговая политика, которая способная вызвать и будущий эффект, то есть реализация определенных мер сегодня даст возможность обеспечить в будущем реализацию других мер.

Налоговая политика должна прежде всего содействовать росту объемов накопления, создание условий, которые облегчать обновление капиталов предприятий. При проведении налоговой политики государство обязательно учитывает интересы каждого предприятия, каждого члена общества.

Одной из главных целей формирования системы налогообложения должно быть улучшение финансового состояния предприятий всех форм собственности и, особенно, приоритетных направлений производства.

С одной стороны, налоги обязаны обеспечить стабильную финансовую базу государства, а с другого – оставить достаточно средств предприятиям и гражданам с целью сохранения максимальной заинтересованности в результатах их деятельности.

Регулирование новых экономических отношений нуждается в гибкой налоговой политике, которая бы дала возможность оптимально связать интересы государства с интересами рядовых налогоплательщиков.

Вся история налоговой  политики сводится к поискам идеалов  оптимального налогообложения. При  этом государство не может удовлетворяться  лишь общими пропорциями распределения  ВВП. Она должна учесть интересы каждого  предприятия, каждого члена общества. Другими словами, налоговая политика должна устраивать и государство  и налогоплательщиков.

Переход экономики Украины  к рыночным отношениям нуждался в  радикально новых методах регулирования  чистой прибыли. Новые финансовые инструменты в роле которых выступают налоги, способны перестроить старую систему на более эффективную.

Переход к налоговым взаимоотношениям предприятий с бюджетом начался еще в бывшем СССР в 1991 году. После провозглашения суверенитета и независимости Украина разработала и приняла в 1991 году собственный Закон "О системе налогообложения". Надо сказать, что он фактически продублировал предыдущий союзный, однако, вместе с тем, это первый шаг в создании налоговой системы суверенной' Украины.

В этом Законе был предоставлен перечень налогов, которые входили в налоговую систему Украины. Некоторые виды налогов были ликвидированы (налог из оборота, на экспорт и импорт).

В 1994 году был принят новый Закон " О системе налогообложения" с учетом изменений и дополнений. К нему были включены платежи и налоги, которые существуют на территории Украины с распределением их на общегосударственные и местные. Как можно реально оценить действующую налоговую систему? Установленные налоги и платежи лишь по названию отвечают мировым стандартам, а относительно содержания, то основа налоговой системы все же таки - доходы предприятий.

Следующий этап в формировании налоговой системы настал в 1996 году, когда происходило важное изменение в структуре органов налоговой системы -образование Государственной Налоговой Администрации и местных налоговых инспекций. Эти нововведения - не просто замена названия, образование ГНА представляет собой новый и первый шаг украинского руководства по привлечению в сферу налогообложения теневого капитала, который приобрел угрожающие размеры. До сих пор, в стране не существовало единой системы, контролирующей доходы всех юридических и физический лиц, - начала она функционировать с 01.01.97 г.  В обязанности местных налоговых инспекций включенный анализ экономической деятельности подчиненных предприятий,  для чего созданные соответствующие отделы.

Таким образом, образование службы экономического анализа в рамках налоговой администрации даст возможность усовершенствовать и улучшить налоговый контроль. А впрочем, разработка и принятия налогового законодательства находится в компетенции Кабинета Министров и Верховной Рады.

При переходе к сугубо рыночной экономике должны меняться как система налогообложения, так и методы расчетов и уплаты налогов, а соответственно, и порядок их администрирование. При этом в вопросах налогообложения не должно быть слепого копирования опыта отдельных стран мира. Нельзя накладывать налоговую систему любой страны на нашу действительность. Любые новации в налоговом законодательстве должны находить отображение лишь после проводки глубокого изучения существующей проблемы и опыта отдельных элементов системы налогообложения стран с рыночной экономикой, проводка грунтовного анализа целесообразности указанной нормы и возможности ее применения в украинском налоговом законодательстве.

Важным условием эффективной налоговой политики есть ее стабильность и предсказуемость, благодаря чему у предприятий возникает возможность планировать хозяйственную деятельность и правильно оценивать эффективность принятых решений.

Поездом последних десяти лет налоговая политика Украины была направлена на решение конкретных задач и проблем. Это, в частности, ограничение роста цен и инфляции, преодоление кризиса платежей, укрепление денежного обращения. Эти меры должны обеспечить защиту внутреннего рынка, создание условий для развития здоровой конкуренции, осуществить реальную помощь в становлении и развитии малого бизнес, повысить уровень правового сознания и культуры общества.

Процесс формирования налоговой политики в Украине осложняется отсутствием четкой и реальной концепции выхода экономики Украины из кризиса. Сегодня, налоговая политика Украины не является средством регулирования экономики, а средством мобилизации доходов государственный бюджет.

Например, в 1991 году в Украине практиковался налог на прибыль;

в 1992 году - на валовый доход;

в 1993 году - на прибыль 30%, а со II квартала - на доход 18%;

в 1994 году - на доход 22%;

с 1995 по 2003 гг. - опять на прибыль по ставке 30%;

с 2004 года - налог на прибыль по ставке 25%.

Действующий сегодня налог на прибыль предусматривает следующие льготы:

- 100% на восстановление затрат предприятий общественных организаций инвалидов, где инвалиды составляют более 50% общей численности работающих;

- 100% суммы доходов, накапливаемых на пенсионных счетах в пределах механизма дополнительного пенсионного обеспечения, созданных согласно норм действующего ЗУ "О налогообложении прибыли предприятий";

- 100% денежные средства или имущество, поступающие в виде международной технической помощи, которая предоставляется другими государствами в соответствии с международными соглашениями, вступившими в силу в установленном законодательством порядке.

В Украине действует система обязательного социального страхования и пенсионного обеспечения, которая предусматривает отчисления в соответствующие фонды 32% от фонда заработной платы. Так же существуют отчисления - 1,9% от ФЗП в Фонд занятости, 2,9% в Фонд социального страхования по временной нетрудоспособности.

В соответствии с законодательством Украины, акцизный сбор - это косвенный налог на высокорентабельные и монопольные товары. Ставки акциза являются более низкими для товаров отечественного производства, и более высокими на импортные товары. Основными подакцизными товарами являются: алкогольные и табачные изделия, видеотехника, автомобили, ювелирные изделия, кожа и меха и т.д.

 

 

                     Налоговая политика Украины на современном этапе

   

 

 Основными направлениями в налоговой политике Украины на современном этапе являются:

- снижение общего уровня  налогового бремени (самый высокий  уровень налогов из всех стран  СНГ);

- обеспечение инвестиционной направленности налоговой системы путем внедрения инвестиционных налоговых льгот;

- реализация социальной направленности налоговой системы;

- совершенствование механизма исчисления налогов и их перечисления;

- совершенствование правовой базы налогообложения, закрепление налоговой системы Украины в налоговом кодексе.

Налоговая политика Украины  не совершенна и поэтому налоговая  система имеет много недостатков.Действующая сегодня в Украине система налогообложения формировалась на протяжении последнего десятилетия. Она играла свою положительную роль на этапе становления Украины как независимого государства. Однако дальнейшее развитие рыночных отношений и углубления рыночных преобразований все больше подчеркивают имеющиеся в ней недостатки.

К сожалению, пока что действующая  система налогообложения есть не совсем совершенной и не полностью  отвечает требованиям времени. Сегодня  еще существуют несогласованности  и противоречие отдельных норм налоговых  законов, их нестабильность, бессистемное предоставления льгот и перекручивания сути отдельных видов налогов. 

Налоговая система в каждой стране является основой экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другого - выступает главным рычагом реализации государственной экономической политики. В условиях формирования рыночной экономики выполнения доходной части Государственного бюджета Украины есть одним из актуальных задач, успешное решение которого создает благоприятные условия для общественного развития.

Действующая система налогообложения  сегодня не удовлетворяет ни государство, ни налогоплательщиков. Целый ряд  просчетов и перекосов, которые  были допущены при ее создании, привели  к тому, что налоги не выполняют  полноценно ни фискальной, ни стимулирующей функций. Сфера материального производства практически задушена налогами, которое ведет к сокращению налогооблагаемых оборотов, а значит, и к уменьшению бюджетных поступлений. В результате  функционирующая налоговая система вместо стимулирования производства вызывает его сокращение,   а вместо пополнения доходной части бюджета - приводит к его обнищанию. Суть проблемы заключается в том, что при создании этой системы не было в полной мере учтены теоретические принципы налогообложения, выведенные на основании многовекового опыта. Поэтому надо проанализировать соответствие функционирующей в Украине системы налогообложения существующим теоретическим принципам:

Информация о работе Налоговая политика на современном этапе