Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Теоретические аспекты налогообложения
Возникновение и сущность налогообложения
Функции налогов
Виды налогов, их классификация
Глава 2: Налоговая система Республики Беларусь
2.1 Система налогообложения в РБ
2.2 Основные налоги Республики Беларусь
Глава 3: Основные недостатки и пути совершенствования налоговой системы
3.1 Основные недостатки налоговой системы Республики Беларусь
3.2 Пути совершенствования налоговой системы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУрсач.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

4) по порядку введения  налога;

5) по уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый  платеж;

6) по целевой направленности  введения налога;

7) по срокам уплаты налогов.

1.По способу взимания  налогов. Согласно данному основанию,  различают прямые и косвенные  налоги.

Прямые налоги взимаются  в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов  или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен.

Прямые налоги - это  налоги на доходы физических и юридических  лиц. К ним относятся: налог на прибыль предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог  с физических лиц, налоги на имущество  юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения .

Среди прямых налогов  выделяют:

Реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний  доход, получаемый от того или иного  объекта налогообложения (налог  на операции с ценными бумагами, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др.).

Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного  дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся подоходный налог  с физических лиц, налог на прибыль с предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.

Косвенные налоги - это  налоги на определенные товары и услуги. Они взимаются через надбавку к цене. Виды косвенных налогов: налог  на добавленную стоимость (охватывает широкий диапазон продукции), акцизы (облагается относительно небольшой перечень избранных товаров), таможенные пошлины . Такой налог фактически платит потребитель, но перечисляется он в налоговые органы предпринимателями. Государство косвенно взимает налог с потребителя.

2. По субъекту-налогоплательщику.  В соответствии с данным основанием  можно выделить следующие виды  налогов. 

Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, и др.).

Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).

Смешанные налоги, которые  уплачивают как физические лица, так  и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог  с владельцев транспортных средств и др.).

3. По органу, который  устанавливает и конкретизирует  налоги. Действующие в РБ налоги  можно разделить на группы  в зависимости от того, какой  орган их вводит и имеет  право изменять и конкретизировать: республиканские налоги, региональные налоги.

4. По порядку введения  налога. По порядку введения можно  выделить налоги общеобязательные  и факультативные.

Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами РБ и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в  который они поступают. Факультативные налоги могут вводиться решениями органов государственной власти областей, городов и иных административно-территориальных образований.

5. По уровню бюджета,  в который зачисляется налоговый  платеж.

Различают федеральные (республиканские) и местные (территориальные) налоги. Первые взимаются правительством в центральный бюджет, вторые - местными органами власти и пополняют местные бюджеты .

6. По целевой направленности  введения налога. В соответствии  с этим основанием можно выделить  налоги абстрактные и целевые.

В зависимости от характера  использования налоги делятся на:

- общие. Поступают  в казну государства и используются  для общегосударственных нужд, специальные  имеют строго определенное назначение;

- специфические (целевые). Предназначены для финансирования конкретных государственных расходов. В Республике Беларусь таковыми являются чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, экологический налог.

Кроме того, к категории  целевых налогов относятся введенные в Беларуси обязательные отчисления в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местный бюджетный целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, отчисления в республиканский дорожный фонд, целевые сборы на содержание детских дошкольных учреждений и др. [4, с. 9].

7. По срокам уплаты. Различают следующие виды налогов по срокам уплаты:

а) Срочные

б) Периодично-календарные.

В свою очередь периодично-календарные  делятся на:

  • Декадные
  • Ежемесячные
  • Ежеквартальные
  • Полугодовые
  • Ежегодные

Таким образом, в истории  развития общества еще ни одно государство  не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

 

 

ГЛАВА 2

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Система налогообложения в РБ

 

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В  дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

Сегодня в системе  налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом  является Министерство по налогам и  сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах .

Основу налоговой системы  Республики Беларусь составляют Налоговый  кодекс Республики Беларусь (НК) , Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь" (определяет общие принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами) , а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.

Первый законодательный  уровень - это сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним  законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй - все остальные нормативные правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меры его обязанности, а государственному налоговому органу - меру дозволенного поведения. Кодекс выполняет роль важнейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики, от обоснованности которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения .

В налоговой структуре  Республике Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие  принципы:

  • однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
  • одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
  • установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
  • четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
  • обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;
  • стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.

Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при  взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

В настоящее время  консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.

В налоговой системе  Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета.

В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения  между ставкой налога и величиной  дохода. В данном случае налоги делятся  на:

  • прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увеличивается);
  • регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);
  • пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода).

В Беларуси по прогрессивной  шкале взимается только подоходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое  снижение его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес, как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным .

 

 

2.2 Основные налоги Республики  Беларусь

 

2.2.1 Налог на добавленную стоимость

В соответствии с подп.1.1.4 п.1 ст.2 Закона "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции, действующей с 1.01.2007 г.) объектами налогообложения признаются обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных  прав на объекты интеллектуальной собственности (далее объекты), за исключением ряда случаев безвозмездной передачи .

НДС был введен в 1992 году вместо налога с оборота и налога с продаж. Ставка налога составила 28%. Впоследствии происходило снижение ставок налога (25% и 20%).

Налог представляет собой форму  изъятия в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях  производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и  услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.

НДС является косвенным налогом  на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

Налог на добавленную стоимость  продолжает играть наиболее существенную роль в доходах бюджета. Основная ставка в 2002-2003 гг. была равна 20 %, с 2004 г. - 18 %,  ставка налога на добавленную стоимость в Беларуси 1 января 2010 года увеличивается с 18% до 20%..

От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает социальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования.

 

2.2.2 Акцизы

С 1992 года в качестве одной из форм косвенного налогообложения применяются акцизы на отдельные группы товаров. Вначале 30 товарных групп: спирт, различные сорта вин, коньяк, пиво, табачные изделия, мех натуральный, бензин, сырая нефть, телевизоры, холодильники, грузовые автомобили, азотные удобрения и т.д. Ставка составляла от 10 до 75% в зависимости от вида и группы.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и её совершенствование