Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель дипломной работы – раскрыть понятие налоговая система и рассмотреть этапы становления налоговой системы и классификацию налогов. Задача данной дипломной работы – выявить проблемы налогообложения РК и пути их решения.
Государственное регулирование в любой стране основывается на таких инструментах воздействия, как государственные заказы, предпринимательстве, кредитно-денежная регулирование и бюджетно-налоговое воздействие на экономику.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие налоговой системы и ее организация 5
1.1. Понятие налоговой системы 5
1.2. Принципы организации налоговой системы 13
1.3 Налоговая система РК 16
Глава II. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан 19
2.1. Становление налоговой системы Республики Казахстан 19
2.2. Налоги и их классификация 30
2.3. Налоговая система на современном этапе 35
Глава III. Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения 49
3.1 Проблемы налоговой системы РК 49
3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК 52
Заключение 58
Литература 60

Файлы: 1 файл

курсовая 3.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

2.2 Налоги и их  классификация

Налоги  классифицируются по различным основаниям.  
1. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество. Последние правильней было бы назвать вещными налогами, поскольку, с точки зрения гражданского законодательства Республики Казахстан, деньги, которые являются объектом обложения подоходным налогом, являются разновидностью имущества. Налоговое же законодательство под имуществом понимает то, что гражданское именует вещами, т. е. имущество в материально-вещественной форме .  
Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог – налог, где субъект налогообложения перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку суммы данных налогов включаются в его цену. Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в то время как прямые налоги – налогами на потребление. 
«Критерием деления на прямые и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку» . 
В качестве преимуществ прямых налогов Г. Карагусова отмечает следующее: 
• прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог; 
• прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги; 
• при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности; 
• прямые налоги в основном взимаются с дохода самого налогоплательщика. 
Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики . 
2. В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные. 
Денежная форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование. Впрочем, конструкцию раздела продукции, вряд ли вообще можно считать формой налогообложения. 
3. По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. 
Надо сказать, что в последнее время наше налоговое законодательство пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так и на физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных налога, взимаемых с организаций и с граждан. 
В налоговой практике встречаются названия индивидуальный налог, субъектом которого являются физические лица и корпоративный налог, субъектом которого выступают физические лица. Последнее название является примером неразборчивого заимствования зарубежной терминологии, так как гражданское законодательство Казахстана подобного термина не знает. 
Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической литературе «выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определений перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов» . 
4. В зависимости от их территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные. 
     К общегосударственным налогам относятся: 
1) подоходный налог с юридических и физических лиц; 
2) налог на добавленную стоимость; 
3) акцизы; 
4) налог на операции с ценными бумагами; 
5) специальные  платежи и налоги недропользователей. 
К местным налогам и сборам относятся: 
1) земельный налог; 
2) налог на имущество юридических и физических лиц; 
3) налог на транспортные средства; 
4) сбор за операции с ценными бумагами; 
5) сборы за право занятия отдельными видами деятельности; 
6) сбор с аукционных продаж. 
Деление налогов на общегосударственные и местные обычно определяются двумя факторами: кем установлен налог (центральным и местным органом) и доходным источником, какого бюджета он является (центрального или местного). 
5. В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. 
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения равенства его доходной и расходной статей. 
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета. 
Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в целях  сбалансирования последнего. 
Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов, так и из регулирующих доходов. 
Определение налога, в качестве регулирующего производится при утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных бюджетов обычно используется подоходный налог с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты. 
6. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. 
Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. 
Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в бюджете отдельной строкой. 
Характеризуя целевые налоги и отмечая их положительные качества, С.Г. Пепеляев указывает, что во-первых с психологической точки зрения, налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу, в-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением доходов  
Налоговая система Казахстана формально не знает специальных налогов. Однако, если рассмотреть такие платежи в Дорожный фонд, как отчисления пользователей автомобильных дорог и сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной торговле, то мы увидим в них типичные налоги со всеми их признаками, атрибутами и элементами (сбор, например, за реализацию – самый обычный налог с продаж). 
Кстати, стремления замаскировать налоги под всякого рода «отчисления», «сборы», «плату» и т.п. – это типичное явление для всякой финансовой системы, построенной по ведомственному признаку.

2.3 Налоговая  система РК на современном  этапе

В Казахстане в настоящее время введена  упрощенная система определения  налоговой базы и введения налогового учета. 
Важное значение в системе налогообложения приобретает четкая организация налогового и бухгалтерского учета, в основе которых лежит их взаимосвязь, связанная с доходом. 
Сегодняшняя структура доходов весьма разнообразна. В частности, только доход от предпринимательской деятельности: 
1 - доход, получаемый от управленческих, финансовых услуг, если он начисляется как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К. 
2 - доход, получаемый постоянными учреждениями, расположенными на территории Р.К. 
3- доход, возникающий от продажи товаров в Р.К. 
4- доход, получаемый от всех видов работ и услуг, если он начисляется как вычет постоянному учреждению, расположенному на территории Р.К., или резиденту Р.К. 
5- другие виды доходов. 
Характеризуя приведенные разновидности доходов в целом, следует различать доходы физического лица и доходы юридического лица (см. приложение 4). 
1. Подоходный налог с юридических и физических лиц  
2. Налог на добавленную стоимость 
3. Акцизы 
4. Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации. 
5. Специальные платежи и налоги недропользователей 
6. Социальный налог 
7. Сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан  
8. Земельный налог 
9. Единый земельный налог 
10. Налог на имущество юридических и физических лиц 
11. Налог на транспортные средства 
12. Сбор за регистрацию физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц 
13.Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности 
14. Сбор с аукционных продаж 
15.Сбор за право реализации товаров на рынках 
16.Плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан 
17.Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках 
18.Сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", " Республика", " Национальный" (полных, а также любых производных от них) в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках 
19.Сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты, ставка которого не может быть установлена свыше 1 % от базы исчисления . Порядок уплаты и ставки сборов, предусмотренных пунктами 7), 12)-16), 18) и 19) определяются Правительством Республики Казахстан.  
Рассмотрим подробнее основные из вышеперечисленных налогов. 
1. Подоходный налог с физических и юридических лиц взимается на основании Закона Республики Казахстан имеющего силу закона “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. №2235. 
Плательщикам Подоходного налога являются физические и юридические лица, имеющие налогооблагаемый доход в налоговом году. К физическим лицам относятся граждане Казахстана, граждане иностранных государств и лиц без гражданства. Объектом обложения подоходным налогом является облагаемый доход физического лица, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью, исчисленный, как разница между совокупным годовым доходом и вычетами (разрешается в целях налогообложения). К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, полученные в денежной или натуральной форме за налоговый год. Ставка налога (для физических лиц - 5-40%, для юридических - 30%) расчет с увеличением облагаемого налогом дохода. 
2.  Платежи, налоги за недропользование. В него входят бонус - плата за право проведения геологических работ, Роялти - плата за эксплуатацию месторождений и налог на сверхприбыль. 
3.  НДС (налог на добавленную стоимость). Представляет собой отчисления в бюджет части прироста стоимости добавленной в процессе производства и обращения товаров в Казахстане, работ, услуг и импортного товара. НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется, как разница между суммами НДС, начисленные за реализованные товары, работы, услуги, и суммами налога, подлежащий уплате (уплаченными) за приобретенные товары, выполненные работы или оказанные услуги.  
Плательщикам НДС являются физические лица, занимающиеся коммерческой (предпринимательской) деятельностью, которые встали или обязаны встать на учет по НДС. По импортируемым товарам плательщиками являются физические лица, осуществляющие импорт на таможенную территорию Казахстана. Объектом обложения НДС является облагаемый оборот и облагаемый импорт. Облагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, выполненных работ или оказанных услуг, осуществленных в пределах республики. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализованных товаров, работ или услуг исходя из применяемых цен и товаров, без включения в них НДС. Облагаемым импортом является импортируемые товары. Ставка НДС установлена в размере 20% от облагаемого оборота и облагаемого импорта. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет (чистая сумма НДС, начисленная за отчетный период), определяется как разница между суммой начисленного налога, подлежащей получению по облагаемому обороту, и суммой налога, относимой в зачет. При применении налогоплательщиком метода начисления суммой НДС, относимой в зачет, является сумма налога, подлежащая уплате по выставленным налоговым счетам – фактором, фактически поступившим товарам, в том числе по импортируемым, включая основные средства (кроме зданий и легковых автомобилей), выполненным работам или оказанным услуг в течение отчетного периода, который используется или будут использоваться для целей облагаемого оборота. При применении налогоплательщиком кассового метода учета по отнесению сумм НДС в зачет должен иметь место факт оплаты.  
4.  Акцизы. Ими облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстана по следующему перечню: все виды спирта, ликероводочные изделия, коньяк, вина, пиво, виноматериалы, табачные изделия, осетровая и лососевая рыба, ювелирные изделия из золота, платины и серебра, выделанный и невыделанный мех, шкурки (кроме кролика, крота, собаки, оленя, овчины), изделия из натурального меха, одежда из натуральной кожи, изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы, бензин (кроме авиационного топлива), дизельное топливо, легковые автомашины, огнестрельное и газовое оружие и игорный бизнес.  
Плательщиками являются физические лица, производящие товары на территории Казахстана и осуществляющие игорный бизнес на территории республики (игорные дома, казино) и лица, ввозящие товар на территорию Казахстана из других стран, но сделанные из сырья Казахстана, производящие разлив алкоголя ввозимого на территорию республики. Ставки утверждены правительством в процентах к стоимости товара или физическому объему в натуральном выражении. 
5.  Налог на имущество. Плательщиками налога являются физические лица по объектам обложения, используемым в предпринимательской деятельности, физические лица по объектам обложения неиспользуемым в предпринимательской деятельности, имеющие на территории Казахстана объективные обложения на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения, оперативного управления.  
Налог на производственные и непроизводственные фонды физических лиц (занимающихся предпринимательской деятельностью) ежегодно составляет по 0,5% от стоимости указанного фонда. Налог на имущество физических лиц, не используемое в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно по ставке 0,5% от оценочной стоимости имущества. Когда физическое лицо использует часть имущества под предпринимательскую деятельность налог на эту часть 0,5%. Срок уплаты по ставке 0,5% от стоимости имущества физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью составляет равные доли: 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового года. Уплата налога физических лиц, не занимающихся предпринимательством до 1 октября текущего года.  
6.  Земельный налог. Плательщиками являются физические лица, имеющие во владении или пользовании земельные участки. Базовые ставки земельного налога установлены по категории основного целевого назначения земель. Размер земельного налога определяется не по результатам хозяйственной деятельности землевладельца, а от качества, местоположения и водообеспечения земельного участка. Предусмотрены льготы.  
7.  Государственная пошлина. Взимается на основе закона республики Казахстан “о госпошлине“ принятого, Верховным Советом Республики Казахстан 19.12.92 № 17.92. Плательщиками являются физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение. Госпошлина исчисляется в процентном отношении к соответствующей сумме (сумме иска, удостоверяемого договора и т.п.) или к месячному расчетному показателю.  
Местные налоги взимаются на территории Казахстана. При этом конкретные ставки этих налогов, определяются законодательными и правовыми актами местного самоуправления, если иное непредусмотрено законодательным актом республики Казахстан.  
Далее проанализируем поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет на 2000 год. Данные представлены из областного налогового комитета, где я проходила практику. 
По состоянию на 1 января 2000 года по Актюбинской области при прогнозе 12387,1 тенге поступило налогов и других обязательных платежей в бюджет 9548,7 тенге выполнение прогнозных данных составило в целом 77,1%. 
По сравнению с соответствующими периодами 1999 года (по банку) без учета зачетов поступило налогов и платежей на 475948,5 тыс. тенге больше. 
Сравнительные данные в разрезе налогов и платежей прилагаются в виде налогов и платежей, по которым допущено невыполнение прогноза: 
По подоходному налогу за 12 месяцев 2000 года поступило в бюджет 1041212,8 тыс. тенге при прогнозе 2409775,0 тыс. тенге, что составляет 43,2% к прогнозу. 
На невыполнение прогноза по этому виду налога оказывают влияние результаты финансово-хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков: АО «Актюбемунайгаз», АО «Донской Гок», АО «Феррохром», производящих около 60% продукции от общего объема валовой продукции области. Всего этими предприятиями за 12 месяцев 2000 года уплачено в бюджет 278330,5 тыс. тенге, что составляет 26,6% от общей суммы поступления подоходного налога с юридических лиц. Из них на долю АО «Актюбемунайгаз» приходится 31589,8 тыс. тенге (30%), АО «Донской Гок» 17799,1 тыс. тенге (17%), АО «Феррохром» 68831,6 тыс. тенге (6,6%). 
Главной причиной невыполнения является необоснованно завышенный прогноз. Так, поп состоянию на 1 января 1998 года недоимка составила 124,1 млн. тенге, а на 1 января 1999 года – 98,3 млн. тенге. В налоговые органы представлены налогоплательщиками расчеты авансовых платежей налога на текущий год в сумме 1090,0 млн. тенге. 
По декларации о совокупном годовом доходе за 1997 год в целом по области следовало к возврату 638,6 млн. тенге подоходного налога, в том числе только по АО «Актюбемунайгаз» 616,0 млн. тенге, который на 1 января 2000 года не возвращена.  
Поэтому, только из-за завышения прогноза 1221,5 млн. тенге не выполнен прогноз поступления налога с юридических лиц. 
На неравномерное поступление подоходного налога с юридических лиц повлияли также продолжающийся спад производства и значительные объемы бартерных операций, доля которых в хозяйственной деятельности предприятий составляет от 10% до 98%. Так по АО «Трансстрой» общий объем реализаций составил – 24898,0 тыс. тенге, в том числе по бартеру 24470,0 тыс. тенге или 98% по АО «Кус» выручка от реализации всего 133,2 тыс. тенге, в том числе бартер – 124,0 тыс. тенге или 93% по АО «Завод «406 ГА» доля поступления по бартеру – 80%. 
Следует отметить прослеживающуюся тенденцию снижения авансовых платежей, проведенным анализом представленных справок о предполагаемых суммах подоходного налога с юридических лиц за 2000 год установлено уменьшение авансовых платежей за 12 месяцев по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. на 651000,0 тыс. тенге. Также ряд крупных плательщиков (Управление железной дороги,  областная дирекция телекоммуникаций, ДАО «Трансгаз») в текущем году рассчитались, централизовано, в связи, с чем в область недопоступило 600,0 млн. тг. подоходного налога. 
Отрицательным фактором, оказывающих значительное влияние на выполнение прогнозных данных, является наличие большого количества убыточных предприятий, число которых по состоянию на 1 января 2000 года составило 1187 или 42% от общего числа плательщиков, привлеченных к уплате подоходного налога с юридических лиц. В целях обеспечения выполнения прогнозных данных налоговыми органами области проводится ряд мероприятий, в частности, ведется ежедневный контроль за поступлением денежных средств, поступающих на расчетные счета предприятий и организаций АО «Актюбемунайгаз», АО «Феррохром», АО «Донской Гок» с дальнейшим прослеживанием использования их предприятиями в части выполнения ими имеющихся обязательств перед бюджетом. 
По состоянию на 01.01.00 общая сумма поступления подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, составила 1268857,1 тыс. тенге или 40,4% к прогнозу. По сравнению с аналогичным периодом 1999 года поступило налога на 816363,0 тыс. тенге меньше. 
Основными причинами невыполнения прогноза завышенный прогноз, продолжающийся спад производства, ликвидации предприятий, сокращение выпуска продукции на действующих предприятиях, что в свою очередь влечет сокращение значительного числа работающих и, как следствие, сокращение налогооблагаемой базы.  
Так, если на 01.01.99 в целом по области фонд оплаты труда составил 17486,0 млн. тенге, то на 01.01.00 он составил 14600,0 млн. тенге. Резкое падение поступлений в октябре и ноябре, а также увеличение поступлений в декабре объясняется тем, что из-за финансового кризиса в России не была произведена проплата за отгруженную продукцию АО «Актюбемунайгаз». В результате не была выплачена заработная плата работникам АО «Актюбемунайгаз» и соответственно не было поступлений подоходного налога, доля которого в общей сумме поступлений подоходного налога занимает 19,9%. 
По состоянию на 01.01.00 прогноз выполнен на 38,6%, поступило в бюджет 49128,8 тыс. тенге, что меньше, чем за такой же период 1999 года на 32262,5 тыс. тенге. 
Невыполнение прогноза связано с завышением прогнозных показателей, а также в связи с ограничением потентируемых видов предпринимательской деятельности согласно приказу МФ РК №136 и 149. кроме этого с 01.01.998 изменился порядок исчисления патента НДС и внебюджетных платежей, доля подоходного налога стала составлять от 12% до 28% в зависимости от стоимости патента. 
По состоянию на 01.01.00 поступило налога в сумме 96390,9 тыс. тенге или 85,6% к прогнозу. По сравнению с соответствующим периодом 1999 года поступление увеличилось на 3941,8 тыс. тенге (см. приложение 5). 
Причина невыполнения прогноза связано с завышением прогноза, а также согласно Закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК №200-1 от 8.12.97 ставка налога на основное количество налогооблагаемых объектов (легковые автомобили производства стран СНГ сроком эксплуатации свыше 6 лет) снижена в 3,3 раза. 
      Прогноз по сбору за регистрацию эмиссии ценных бумаг за  1999 год выполнен на 90,3%(прогноз 76500,0 тыс. тенге, выполнение 75230,0 тыс. тенге). 
Невыполнение поступлений по сбору за регистрацию эмиссии связано прежде всего: 
- с 1.01.99 г. в связи с  изменениями, внесенными в налоговое законодательство, произошло сужение налогооблагаемой базы; 
- большинство АО области  прошло перерегистрацию и провело размещение проспекта эмиссии ценных бумаг в 1997-1998  гг., следовательно, поступление по данному налогу было реально лишь при условии выпуска дополнительной эмиссии ценных бумаг, что весьма проблематично ввиду того, что рынок ценных бумаг в области находится в зачаточном состоянии.  
     Из поступивших платежей по сбору  за регистрацию эмиссии ценных бумаг 95,7% или 72000,0 тыс. тенге составляет поступление  по результатам купли-продажи  60,3% акции АО « Актюбемунайгаз» приобретенными в1998 году Китайской Национальной Корпорации по нефтегазовой разведке и разработке, которое поступило в сентябре 1999 года. 
По состоянию на 1.01.00 поступило налога в сумме 48254,6 тыс. тенге или 67,2% к прогнозу. По сравнению с соответствующим периодом 1999 года поступление уменьшилось на 7541,7 тыс. тенге. 
42% всех платежей приходится на июнь и июль, это связано с тем, что уплата налога владельцев транспортных средств производится в срок до 1 сентября отчетного года. 
Областным управлением дорожной полиции проведен порядок проведения регистрации и перерегистрации транспортных средств, а также регистрации доверенности в органах дорожной полиции, который устанавливает проведение вышеуказанных процедур только после предоставления справки налогового органа об отсутствии задолженности юридического лица перед бюджетом. 
Введение налогового порядка и проведение указанных действий позволило усилить полноту и своевременность уплаты налога на транспортные средства юридических лиц. Основной причиной не обеспечения прогнозного плана является завышение прогноза на 12942,3 тыс. тенге и неплатежеспособность плательщиков, которые на 1.01.00 допустили недоимку в сумме 10654,1 тыс. тенге. 
Выполнение прогнозных данных по роялти составило 67,4 % при установленном прогнозе в сумме 440000 тыс. тенге поступило в бюджет 296521,2 тыс. тенге. 
Основной объективной причиной невыполнения прогноза является тот факт, что имеются недоимки прошлых месяцев в сумме 26310,2 тыс. тенге за счет предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и в то же время официально не ликвидированных, которые не имеют денежные средства на расчетных счетах. Так, например АО «Кимперсайское рудоуправление» с начала 2000 года объявлено банкротом. Рудник «Юбилейное» (по добыче золотосодержащей руды), переданный в управление СП «Кожема» (совместное Казахстанско-Французское предприятие), в течение 1998 года бездействовал. По причине падения цен на золото это предприятие несколько раз откладывало контракта на недропользование с компетентным органом Комитетом по инвестициям РК. Окончательное решение по этому вопросу СП «Кожемалтын» должен был принять в декабре 1998 года. 
Другой причиной невыполнения прогноза является то, что один из самых крупных налогоплательщиков роялти по области АО «Актюбемунайгаз», имея ежемесячные платежи в сумме 16-17 млн. тенге, в настоящее время допустил недоимку 25817,4 тыс. тенге. При сравнительно стабильной добыче полезных ископаемых из-за резкого снижения цен на реализации (так, если в январе 1999 года цена за реализации составила 5291 тенге за 1 тонну, то в ноябре – декабре она составила 2125 тенге), сумма роялти с одной тонны добытой нефти снизилось в среднем на 3166 тенге (на 60 %) или по этой же причине потери бюджета только поэтому предприятию составили 115,2 млн. тенге (9,6 млн. тенге на 12 месяцев). 
В Актюбинском заводе ферросплавов объем выпущенной товарной продукции во втором квартале 2000 года составил 92000 м. куб, а в четвертом квартале этот объем снизился до 80000 м. куб или на 13 %. 
Из 16 заключенных контрактов на недропользование по разведке добычи углеводородов по области только АО НПЦ «Мунай» занимается добычей и реализацией нефти в небольших объемах (за 10 месяцев 2000 года перечислено в бюджет роялти 7,6 млн. тенге), остальные занимаются разведкой углеводородного сырья на контрактных территориях. 
По состоянию на 1 января 2000 года прогноз по налогу на добавленную стоимость выполнен на 91,6 %, в бюджет поступило 2764070,9 тыс. тенге при плане 3016164,0 тыс. тенге. 
Потеря бюджета по нулевой ставке НДС за 1999 год по АО «Феррохром» составила 424,4 млн. тенге, по АЗХС 475,9 млн. тенге, всего 900,3 млн. тенге. 
Наблюдается спад объема реализации предприятий нефтегазовой промышленности, являющихся основными плательщиками НДС в области. 
Так по АО «Актюбемунайгаз» объем реализации продукции в 1998 году составил 241771417,7 тыс. тенге, за 1999 год 20314065,0 тыс. тенге, это на 1163076,7 тыс. тенге меньше прошлого года. 
На уменьшение объема реализации продукции повлиял прежде всего финансовый кризис в России, так как основными потребителями сырой нефти (до 50 % от общего объема отгрузки за пределы республики) являются Российские фирмы, а также в связи с падением цен на нефть на мировом рынке и понижением курса рубля, цена 1 тонны нефти упала от 90$ в январе 1999 года до 20-22$. 
В целях обеспечения дополнительного поступления налога в бюджет налоговыми органами привлечены к уплате предприятия и организации всех форм собственности. 
Кроме того, для обеспечения поступления в бюджет налога на добавленную собственность работниками налоговых комитетов систематически проводятся документальные проверки предприятий, имеющих дебетовые сальдо на НДС. 
По состоянию на 1.01.00 поступило сбора за право занятия отдельными видами деятельности в сумме 41987,8 тыс. тенге или 63,6 % от прогноза, что меньше, чем за аналогичный период прошлого года на 6819,1 тыс. тенге. 
Невыполнение плана связано с завышением прогнозных показателей, а также с отменой лицензирования деятельности пунктов общественного питания, автозаправочных станций, а также перевозки грузов и пассажиров (см. приложение 5). 
По состоянию на 1.01.00 поступило сбора за право реализации товаров на рынках РК 126480,7 тыс. тенге или 99,9 % к прогнозу, недопоступило 71,3 тыс. тенге. 
 Невыполнение плана объясняется завышенным прогнозом поступлений. Так, если в 1998 году при прогнозе 103475,0 тыс. тенге поступило 91489,7 тыс. тенге, то 1999 году при прогнозе 126552,0 тыс. тенге поступило 126480,7 тыс. тенге. Таким образом, прогноз на 1999 год по сравнению с 1998 годом увеличен на 23077,0 тыс. тенге. 
Увеличение поступления сбора в декабре по сравнению с октябрем и ноябрем объясняется открытием в областном центре нового рынка «Батыс». 
По состоянию на 1.01.00 поступило доходов от дивидендов на государственный пакет акций в сумме 16835,9 тыс. тенге или 8,2 % к прогнозу. Невыполнение прогнозного показателя связано с его нереальностью из-за снижения количества хозяйствующих субъектов, в уставном капитале которого имеется доля (пакет акций) государства в связи с дальнейшей приватизацией предприятий и их убыточностью. 
По состоянию на 1.01.00 поступило средств от аренды имущества в сумме 17747,5 тыс. тенге или 84,3 % к прогнозу. Снижение поступлений по сравнению с соответствующим периодом 1999 года составило 1367,7 тыс. тенге. 
Основными причинами невыполнения прогнозного показателя и снижение поступления против соответствующего периода 1999 года объясняется резким уменьшением количества сдаваемых в аренду нежилых помещений ввиду невыгодности их сдачи. Кроме того, одним из стабильных плательщиков являлась Западная железная дорога. Однако постановлением правительства РК от 31.01.97 № 129 «О реорганизации предприятий железной дороги РК» с созданием РГП «Казахстан темiр жолы» на праве хозяйственного ведения, вся полученная сумма от аренды остается в его распоряжении. 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  В РК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1 Проблемы налоговой  системы РК

Наше молодое  суверенное государство делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того, какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям: 
1. Стабильность налоговой системы; 
2. Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов); 
3.  Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство; 
4. Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития); 
5. Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность); 
6. Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению, сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия); 
7. Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок); 
8. Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А. Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства. 
Разработанная правительством Казахстана система налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок. 
Нечеткость механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству. 
В этой связи налоговая система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи: 
-     устойчивость и сбалансированность государственного бюджета 
- формирование антиинфляционного механизма и обеспечения стабильности собственной валюты 
• обеспечение широко масштабных инвестиции 
• всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. 
При современной сложившейся экономической конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически. 
Несмотря на наличие многочисленных теорий, согласно которым налог есть продукт договора между нацией (населением, гражданами в их совокупности) и государством, т.е. согласованного волеизъявления двух сторон, совершенно очевидно, что в юридическом смысле государство, устанавливая налог, не согласовывает этот вопрос ни с каждым налогоплательщиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с представителями народа, имеются специальные оговорки о том, что по налоговым законам референдум не проводится. 
Такой же порядок установлен и в Казахстане. Идею договорного характера налогов (хотя бы в смысле «общественного договора») не спасает, на наш взгляд, и конструкция, предложенная П.М. Годме, по мнению которого, согласие на установление налога дает парламент, являющийся представителем нации в целом. 
Безусловно, парламент, в силу его формирования, является тем местом, где голос народа звучит громче всего. И неслучайно в большинстве демократических стран законы о введении налогов принимает именно он. Но парламент – это не общественное формирование граждан, это государственный орган, т.е. часть государства. При этом необходимо иметь ввиду, что субъектом установления налога выступает государство в целом, а не какой-нибудь его орган (хотя, бесспорно, что правовой акт, устанавливающий налог, будет принят конкретным органом). Поэтому налог не является продуктом договора между, скажем, правительством и парламентом, хотя в реальной жизни именно правительство (с подачи финансового ведомства) может выступать с инициативой введения нового налога, а парламентарии, прислушиваясь к голосу своих избирателей, могут проголосовать против него. 
Но в тоже время крайне необходимо упорядочить и логически систематизировать все виды налогов. 
При исчислении  доходов, облагаемых налогом, важно обеспечить политику ускоренной амортизации, так как   имеющееся разрешение на увеличение амортизационных отчислений по старым фондам в два раза не решает проблемы восстановления действующего оборудования. 
Инфляция, обуславливающая опережающие темпы роста цен по сравнению с нормой амортизации, требует возмещения этих потерь из прибыли.

3.2 Пути совершенствования  системы налогообложения РК

Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную  активизацию процессов инвестирования всех  видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого типа. 
Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить грамотное акционирование и создать хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц. 
Пока не преодолены кризисные явления в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного налога посредством банковского обслуживания. 
Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, показало ее недостаточные эффективность и мобильность. 
За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов. 
В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы, ввести статью за уклонение от налогов, принять положение о статусе налоговых инспекторов.      
Например, налог на добавленную стоимость. В Республике Казахстан  он пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. При введении этого налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета добавленной стоимости, (какая часть стоимости является добавленной: прибыль или заработная плата, стоимость сырья и т.д.).  
Во всех развитых странах в понятие добавленной стоимости входит все, что выше цены производства, которая выступает как себестоимость продукции плюс средняя прибыль. 
Исходя из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие основные задачи: 
- устойчивость и сбалансированность бюджета; 
- формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственности, валюты; 
- обеспечение широкомасштабных инвестиций; 
- всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. 
Решение этих задач позволит достичь экономической и социальной стабильности в Республике Казахстан. 
В межгосударственных двухсторонних экономических связях часто возникает проблема двойного налогообложения, затрагивающая в первую очередь интересы тех физических и юридических лиц, которые получили доходы не только на территории своей страны, но и за рубежом. В мировой практике для смягчения двойного налогообложения налогоплательщику часто предоставляют три возможности, позволяющими ему уменьшить налоговое бремя. В частности в США налогоплательщику могут разрешить вычет выплаченных им за рубежом налогов из налогооблагаемой суммы и могут их засчитать как налоговый кардит. Наряду с этим по условиям межгосударственных соглашений, доход, получаемый физическим или юридическим лицом за пределами США, может быть исключен из американского налогообложения (и наоборот, полученный в США доход иностранного налогоплательщика из налогообложения его страны). 
Для Республики Казахстан в современных условиях реформирования и модернизации экономики сложилась необходимость привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий. Но иностранные компаньоны опасаются двойного налогообложения. Поэтому Республика Казахстан имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранения) двойного налогообложения доходов и имущества иностранных инвесторов. 
По этим соглашениям иностранные инвесторы освобождаются или платят налоги на доходы, полученные в Республике Казахстан по уменьшенным ставкам. 
Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок,  количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль,   особенно в период перехода  Казахской экономики к рыночным  отношениям,   а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема  реформы налогообложения. 
Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто  фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги  душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу. 
Экономисты выводили всякого рода таблицы и графики, демонстрирующие пределы, за которыми  рост налогов превращается в фактор, отрицательно воздействующие на экономику (знаменитые кривая Лаффера и кривая Лоренца и им подобные) (см. приложение 2). 
При этом в качестве ограничителя установления налогов вводится категория «платежные возможности» граждан с тремя рекомендациями: 
1) в отношении субъекта налога – налога должен охватывать всех граждан; 
2) в отношении объекта налогообложения – необходимо в качестве налогообложения избирать такой объект, который раскрывает платежные возможности граждан, в качестве чего наилучшим объектом является общий доход, потому что он теснейшим образом связан с платежными возможностями граждан; 
3)   в отношении ставки налога – налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объектов обложения, размер объектов обложения – все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки. 
Что касается юридической стороны проблемы, то никаких законодательно установленных пределов, которые бы ограничивали государственные устремления по введению налогов, не существует и существовать не может, поскольку все это будет самоограничениями самого государства, от которых оно в любой момент может отречься. «Существуют ли, - спрашивает С.Г.Пепеляев, - помимо голодной смерти подвластного субъекта, когда он становится неспособным нести финансовые повинности, какие-либо пределы, ограничивающие проявление государственного императива в финансовой сфере?». И, основываясь на анализе характера финансовых отношений, произведенном в свое время нами, отвечает: «пределы государственного принуждения в отношении гражданина ограничены только интересом самого государства, т.е. не ограничены», а завершает все это он следующим выводом: «приоритеты во взаимоотношениях личности и государства по поводу финансов целиком отданы интересам государства. Сами финансовые отношения проникнуты идеями паренализма и государственного монополизма. Личность является «второсортным» пассивным субъектом финансовых правоотношений, адресатом властной компетенции» .     
В соответствии со статьей 154 Закона о налогах в случае неуплаты налогов в сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, органы налоговой службы имеют право взимать со счетов налогоплательщиков средства в пределах образовавшейся задолженности, если налогоплательщик согласен с уплатой такой задолженности. 
При этом согласием налогоплательщика считается: предоставление им декларации по налогам; необжалование выявленной и начисленной задолженности по налогам в течение 5 банковских дней в орган налоговой службы, вынесший решение о принудительном взыскании задолженности по налогам. 
Сумма налога или другого обязательного платежа, не внесенная в установленный срок, в налоговой практике именуется недоимкой. 
В разных странах применяются разные способы взимания недоимок: в одних это производится в судебном порядке (путем предъявления налоговыми и другими уполномоченными органами иска о взыскании недоимки в суд); в других взыскание производится во внесудебном порядке на основе распоряжения налогового органа. 
В соответствии с ранее действовавшим Законом Республики Казахстан от 24 декабря 1001 г. «О налоговой системе Республики Казахстан»  взыскание недоимки с юридических лиц осуществлялось в первоочередном и бесспорном порядке, а с граждан – в судебном. 
Понятно, что предоставление налоговым органом права взыскания недоимки в бесспорном (т.е. во внесудебном административном) порядке значительно упрощает сбор налогов, делает реагирование на налоговые правонарушения более оперативным, разгружает судебную систему от огромного количества дел. Однако этот порядок несет на себе печать антидемократичности, чреват проявлением административного произвола и нарушением прав налогоплательщиков. 
Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов, и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта. 
Анализ реформаторских  идей в области налогов в основном показывает,  что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных   элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,   предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или  замены одних налогов на другие).  Предложений же  о  принципиально  иной   налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным  отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо  оптимальную   налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической   основе, коей у нас в Казахстане еще нет.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной дипломной  работе были рассмотрены понятие  налоговой системы, принципы ее организации, становление налоговой системы РК, виды налогов, налоговая система на современном этапе, а также основные проблемы налоговой системы и пути их решения. И в заключении несколько выводов для устранения проблем, с которыми сталкивается налогообложение Республики Казахстан. 
 Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. 
 В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этого, налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса. 
Изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы с июля 1995 года, диктуют необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране, и разработки налогового Кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной регламентации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты прав и усиления ответственности. 
• Налоговый кодекс должен способствовать решению следующих проблем: 
• создание равных условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов 
• снижение налоговой нагрузки одновременной отменой налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от вида деятельности, доходов, товаров (работ, услуг) и тому подобное 
• объединение всех положений и норм налогового законодательства в  рамках одного кодифицированного закона прямого действия  
• стабильность  налогового законодательства.  

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24.04.1995 года № 2235 (с и изменениями и дополнениями).  
2. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона “О налогах и др. обязательных платежах в бюджет”/ Казахстанская правда - 1997 г. - 10 января. 
3. Закон РК от 18 июля 1996 г. «Об обязательном страховании». 
4. Абдулкадыров Шамиль. От налога, как от судьбы // Ковчег - 28 ноября - 1996 г. 
5. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 1995-№6  
6. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета - 1996 г. - 17 июля. 
7. Дуканич Л. В. «Налоги и налогообложение». Ростов-на-Дону. Феникс. 2000 г. 
8. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана - 1996 - № 4. 
9. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда - 1996 - 9 июля. 
10. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь - 1995 - №3-4. 
11. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь - 1995 -№3-4. 
12. Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995. 
13. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г. 
14. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: «Каржы Каражат», 1996 г. 
15. "Налоги" по редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г. 
16. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко - 1995 №1. 
17. Прохоров Е. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 1997 г. 
18. Сабиров И. Уты. Налоговый кодекс: не лучше ли его доработать? [Проект] // Экспресс - 1995 - 28 марта. 
19. Худяков А. И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г. 
20. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г.  
21. Федосеев В.М. Налоги в экономике современного капитализма. Киев. Высшая школа. 
22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 1999 г. 
23. Вестник МГД Республики  Казахстан № 5 2000 г. 
24. Основы государства и права Республики Казахстан . 1997 год. 
25.  Журнал " Финансы и кредит"   № 11 1999 год. 

Информация о работе Налоговая система РК. Этапы становления и проблемы финансирования