Налоговая система Российской Федерации и её характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:
1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.
2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).
3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.
4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономические основы налоговой системы 5
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства 5
1.2 Понятие, основные характеристики и классификация 9
налоговых систем
1.3 Налоговый механизм и его элементы 11
2 Общая характеристика налоговой системы РФ 16
2.1 Правовые основы становления и развития налоговой системы РФ 16
2.2 Характеристика элементов построения налоговой системы РФ 20
3 Перспективы и основные направления развития налоговой политики РФ 24
3.1 Приоритетные направления развития 24
3.2 Проблемы введения налога на недвижимость 27
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Контрольная ФиК.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Помимо повышения тарифов  страховых взносов с 26% до 34% и  роста акцизов, можно ожидать  сокращения налоговых льгот, повышения  налога на добычу полезных ископаемых, ужесточения администрирования НДС. Не исключено также повышение НДС, так как, по мнению экс-министра финансов Кудрина, увеличение косвенных налогов "меньше тормозит экономический рост", чем повышение прямых (например, налога на прибыль организаций). Уровень налоговой нагрузки растет из-за бюджетного дефицита.

У России есть два пути достижения бюджетного равновесия в дальнейшем. Один из них - сокращение расходов при повышении эффективности использования бюджетных средств. Другой - повышение налоговых доходов бюджета, а значит, и налогового бремени в стране.

Основные направления  налоговой политики Российской Федерации  на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления  налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Помимо решения задач  в области бюджетного планирования Основные направления налоговой  политики позволяют экономическим  агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере - ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.

В трехлетней перспективе 2012 - 2014 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной  и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы. Налоговая политика ближайших  лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011 - 2013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.

Взимание налогов и  сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

В рамках проводимой налоговой  политики основными источниками  повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.

При этом необходимым  условием развития российской экономики  является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.

Внесение изменений  в законодательство о налогах  и сборах планируется по следующим  направлениям.

1. Налоговое стимулирование  инновационной деятельности и  развития человеческого капитала.

2. Мониторинг эффективности  налоговых льгот.

3. Акцизное налогообложение.

4. Совершенствование  налогообложения при операциях  с ценными бумагами и финансовыми  инструментами срочных сделок, финансовыми  операциями.

5. Налог прибыль организаций.

6. Налогообложение природных  ресурсов.

7. Совершенствование  налогообложения в рамках специальных налоговых режимов.

8. Введение налога  на недвижимость.

9. Налоговое администрирование.

 

3.2 Проблемы  введения налога на недвижимость

 

Есть в современной  России такие налоги, которые физическим лицам платить не жалко по причине незначительности сумм. Это налог на имущество и земельный налог. Изменить ситуацию государство планирует уже давно. Два имущественных налога планируется объединить, повысив при этом налоговую нагрузку на население и юридических лиц.

Министерством финансов утвержден перечень мероприятий, которые обеспечат введение местного налога на недвижимость. Планируется, что к концу 2012 г. все подготовительные мероприятия будут завершены и будет подготовлена ко второму чтению в Государственной Думе соответствующая глава Налогового кодекса.

На сегодняшний день российским налоговым законодательством  предусмотрено три имущественных  налога. Первый - налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ). Плательщиками налога являются организации, имеющие на балансе движимое и недвижимое имущество, учитываемое в составе основных средств. В качестве налоговой базы выступает среднегодовая стоимость основных средств, учитываемых по остаточной стоимости. Ставки устанавливаются законами субъектов РФ, но не могут превышать максимальной ставки в 2,2%, установленной НК РФ. Получателями налога являются региональные бюджеты.

Второй действующий  сегодня налог, базой для начисления которого является имущество налогоплательщика, - земельный (гл. 31 НК РФ). Его платят организации и физические лица, владельцы земельных участков. Налоговая база равна кадастровой стоимости участков, определяемой в соответствии с Земельным кодексом РФ. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Налог уплачивается по ставкам не выше 0,3% в отношении сельскохозяйственных земель, площадей, занятых жилыми строениями, а также дачных участков. В отношении остальных земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%. Налог пополняет бюджет на местном уровне.

Третий - налог на имущество  физических лиц. Он установлен ст. 15 НК РФ и Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Физическое лицо, имеющее в собственности жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж или иное строение, помещение и сооружение, является плательщиком налога. Базой является инвентаризационная стоимость объектов. Ставки дифференцированы и устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения. Максимальная ставка - 2%. Поступления от уплаты налога пополняют местную казну.

Идея заменить все  имущественные налоги одним, заодно изменив порядок расчета и  ставки для увеличения налоговой  нагрузки и пополнения бюджета, возникла еще в 2004 г. Именно тогда в Думу был внесен законопроект, призванный узаконить изменения.

Проект федерального закона N 51763-4 "О внесении изменений  в часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и некоторые  другие законодательные акты Российской Федерации" принят в первом чтении и сейчас находится на рассмотрении. Обсуждение законопроекта зашло в тупик из-за множества проблем, которые требуют немедленного решения.

Законопроект предусматривает, что для налогоплательщиков - физических лиц и организаций - будет введен новый местный налог на недвижимость. Главное нововведение, которое отличает новый налог на имущество от всех старых, - это размер налоговой базы.

Раньше имущественные  налоги не были бюджетообразующими, потому что база для исчисления имела или кадастровую, или инвентаризационную оценку, в десятки раз отличную от оценки рыночной. Новый налог будет взиматься с оценочной стоимости объектов налогообложения. Оценку будет проводить некий государственный орган по методике, которая на сегодняшний день не разработана. Важно то, что оценка стоимости объектов недвижимости по новым правилам приводит к тому, что имущественный налог будет уплачиваться с рыночной стоимости имущества.

Планируется взимать  налог по ставкам от 0,1% до 1% от базы. Причем для строительства будут установлены нормативные сроки проектирования и строительства. На этот срок ставки налога на недвижимость в отношении земельных участков будут повышены. При нарушении нормативного срока строительства собственнику земли придется платить дополнительно.

Для налога установлен период - календарный год. На начало каждого налогового периода рыночная стоимость имущества будет пересчитываться, соответственно, сумма налога не будет статичной.

Первое думское чтение законопроект прошел, но есть немалые проблемы, препятствующие введению нового налога. В первую очередь это социальные проблемы.

Введение налога увеличит налоговую нагрузку на собственников обычных квартир. Текущий доход налогоплательщика может не позволить ему платить непомерно много. Ведь имущество, составляющее налоговую базу, могло быть унаследовано или приобретено в собственность в порядке бесплатной приватизации. Фактическая неспособность человека уплачивать налог на недвижимость может привести к дополнительным социальным проблемам.

Ежегодная переоценка недвижимости требует дополнительных финансовых и временных затрат. Такая оценка предполагает ежегодный осмотр. Для проведения осмотра объекта недвижимости необходимо участие его собственника. У налогоплательщика не всегда найдется время для приема уполномоченных лиц. Не определено и то, кто за оценку заплатит.

Возникает проблема несправедливости налогообложения. На территории одного и того же региона могут быть объекты недвижимости со сходными параметрами, но разной рыночной стоимостью. В результате налоговая нагрузка на представителей одного социального слоя будет различной. Социально-политические причины могут привести к перекладыванию налоговой нагрузки с неблагополучных слоев населения на средний класс и предприятия.

Появляются трудности администрирования. Налог на недвижимость трудно ввести в действие, но еще труднее его будет собирать. Чтобы его правильно исчислить, необходимо собрать, обработать и периодически актуализировать огромные массивы информации;

Так же затруднительна оценка недвижимости и определение актуальной налоговой ставки. Планируется производить оценку рыночной стоимости объектов недвижимости на основе применения методов массовой оценки. По каким критериям будет отбираться массив, насколько процедура и результат оценки будут понятны налогоплательщику, об этом законопроект умалчивает. Помимо отсутствия адекватного нормативного обеспечения, касающегося проведения оценки стоимости недвижимости, нет специалистов должной квалификации, которые оценку будут производить.

В России отсутствует государственный кадастр недвижимости, а вопрос регистрации прав на единые объекты недвижимости законодательно не урегулирован. Мероприятия по формированию государственного кадастра и результатов государственной кадастровой оценки недвижимости, по мнению "Роснедвижимости", могут быть завершены не ранее 2012 г.

Не определен получатель налогового платежа. До сих пор остается неясно, к какому уровню налогообложения целесообразно отнести налог на недвижимость и в бюджет какого уровня должен зачисляться этот налог. Скорее всего, он действительно будет уплачиваться в бюджеты субъектов РФ, поскольку именно они в большинстве своем являются дотационными.

Увеличение налогового бремени для населения приведет к потерям в строительной отрасли. Для некоторых граждан приобретение недвижимости является долгосрочным инвестированием средств. В результате введения налога на недвижимость такие капиталовложения перестают быть выгодными.

Трудности преодолимы, как  считают авторы законодательной инициативы. Продолжается работа по реформированию системы налогообложения и введению нового налога на недвижимость. Среди плюсов называют следующие:

- введение налога на  недвижимость сократит число  имущественных налогов, упростит  процедуру их исчисления, улучшит  администрирование и сократит расходы на него;

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и её характеристика