Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 07:35, реферат
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед государством, является совершенствование системы налогообложения. Одним из важнейших элементов этой системы, помимо контроля своевременности, полноты и правильности уплаты налогов, является установление, а точнее сказать, регулирование налоговых ставок. Именно регулирование, потому как опыт экономически развитых стран показывает, что фиксация налоговых ставок на длительном временном интервале ведет к снижению эффективности функционирования экономики.
Налоговым кодексом Казахстана закреплен порядок исчисления и уплаты в государственный бюджет сборов, плат, государственных пошлин.
Введение
1. Понятие налогов и их экономическая сущность
2. Налоговая система
2.1 Совершенствование налоговой системы Республики Казахстан
3. Налоговое регулирование рыночной экономики Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Казахский университет экономики, финансов
и международной торговли
РЕФЕРАТ
На тему: «Налоговое регулирование РК»
По дисциплине: «Налоги и налоговая система РК»
Выполнила: магистрантка 1 курса,
Спец. «Финансовый менеджмент» Сундетова Д.
Проверила: доцент кафедры «Финансы»
Бекболсынова А.С.
Астана 2013г.
Введение
1. Понятие налогов
и их экономическая сущность
2. Налоговая
система
2.1 Совершенствование
налоговой системы Республики Казахстан
3. Налоговое
регулирование рыночной экономики Республики
Казахстан
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Приобретение Республикой Казахстан государственной
независимости и переход к рыночной экономике
предопределили необходимость глобальных
изменений действующего механизма хозяйствования
и налоговых взаимоотношений между налогоплательщиками
и бюджетом.
Резкое увеличение количества налогоплательщиков
с многообразием форм собственности привело
к усложнению хозяйственного и налогового
учета, что в, свою очередь, затруднило
контроль за надлежащим исполнением налогоплательщиками
обязательств перед бюджетом и, прежде
всего, своевременности и полноты уплаты
налогов и платежей.
Налогового кодекса
явился важным этапом развития казахстанского
налогового законодательства, который
укрепил концептуальные основы налоговой
системы, сформированной в предыдущие
годы, с одновременным повышением эффективности
правовых механизмов в налоговой сфере.
Наряду с позитивными результатами действия
Налогового кодекса, остается проблема
совершенствования налоговой системы
в целях обеспечения условий для экономического
роста страны и улучшения инвестиционного
климата. Положения действующего налогового
законодательства не в полной мере способствуют
выводу из неофициального оборота доходов
физических лиц, созданию оптимальных
условий для вложения инвестиций в воспроизводство
и обновление основных средств. Отсутствуют
действенные механизмы стимулирования
инновационной деятельности, что в определенной
степени влияет на развитие наукоемких
и высокотехнологичных производств.
Целью проводимой в республике налоговой
политики является дальнейшее поощрение
инвестиций в экономику, стимулирование
инновационной активности, увеличение
располагаемого дохода населения для
роста платежеспособного спроса.
Предусмотренные меры по совершенствованию
налоговой системы позволят реально снизить
уровень налогообложения, что стимулирует
дальнейшее увеличение темпов экономического
роста. Увеличение доходов государственного
бюджета будет происходить за счет расширения
налогооблагаемой базы благодаря созданию
благоприятных условий для развития предпринимательства,
сокращению нелегального теневого оборота.
Налоговая политика осуществляется государством
посредством комплекса мер в области налогового
регулирования. Налоговой политике необходимо
обеспечить поступление денежных средств
в государственный бюджет в целях реализации
государством социальных, политических,
экономических программ.
Государство не может существовать, не
проводя эффективной налоговой политики.
Развитие эффективной налоговой политики
Республики Казахстан является одной
из основных проблем современного государства,
разработка которой требует решения очень
сложных задач. Государство стремится
любым путем и любыми способами, как можно
более максимально пополнить свой бюджет.
Государственный бюджет, являясь основным
планом в области финансов, главным средством
аккумулирования денежных ресурсов, дает
политической власти возможность реально
осуществлять властные полномочия, а государству
— реальную политическую и экономическую
власть. В этом и заключается актуальность
данной темы.
Эффективность
налоговой политики определяется использованием
модели налоговой системы, которая должна
соответствовать реалиям и условиям нашего
государства.
1. Понятие налогов
и их экономическая сущность
Налоги - это обязательные платежи, устанавливаемые
государством и взимаемые в определенных
размерах и в установленные сроки.
Экономическая
сущность налогов состоит в том, что они
представляют собой часть национального
дохода, которая аккумулируется государством
для осуществления своих функций и задач.
Налоги являются исходной категорией
финансов.
Налоги возникают с появлением государства
и являются основой его существования.
На протяжении всей истории развития человечества
налоговые формы и методы изменялись,
отрабатывались, приспособлялись к потребностям
и запросам государства. Наибольшего развития
налоги достигли в развитых системах товарно-денежных
отношений, оказывая влияние на их состояние.
Характерной особенностью налоговых поступлений
государству является их последующее
обезличенное использование для разнообразных
общественных нужд. В этом налоги отличаются
от различных обязательных целевых взносов,
отчислений платежей, устанавливаемых
как государством, так и другими властными
органами; сюда относятся строго целевые
отчисления на социальное страхование,
взносы и отчисления в специальные фонды,
в том числе и внебюджетные, исчисляемые
в определенном, долгосрочном размере
от себестоимости продукции, работ и услуг,
от прибыли (дохода), фонда оплаты труда,
амортизации и других источников.
Сущность налогов проявляется в их функциях.
Следует иметь в виду, что с точки зрения
категории финансов в целом налоги являются
субкатегорией, поэтому относительно
финансов функции налогов следует рассматривать
как составляющие подфункции распределительной
функции финансов.
1. Исторически
первой является фискальная функция налогов,
обеспечивающая поступление средств в
государственный бюджет. По мере развития
товарно-денежных отношений, производства
эта функция определяет все увеличивающиеся
поступления государству денежных доходов.
2. Перераспределительная
функция налогов состоит в перераспределении
части доходов различных субъектов хозяйствования
в пользу государства. Масштабы действия
в этой функции определяются долей налогов
в валовом внутреннем продукте; она показывает
степень огосударствления национального
дохода.
3. Третья функция
налогов - регулирующая - возникает с расширением
экономической деятельности государства.
Она целенаправленно воздействует на
развитие национального хозяйства в соответствии
с принимаемыми программами. При этом
используются выбор форм налогов, изменение
их ставок, способов взимания, льготы и
скидки. Эти регуляторы влияют на структуры
и пропорции общественного воспроизводства,
объемы накопления и потребления. Таким
образом, в последние годы для Казахстана
характерен низкий удельный вес налоговых
и приравненных к ним платежей, что объясняется
их недостаточной собираемостью - уклонением
от налогообложения.
Государство проводит налоговую политику
- систему мероприятий в области налогов
- в соответствии с выработанной экономической
политикой в зависимости от социально-экономических
и других целей и задач общества каждого
конкретного периода его развития.
В условиях формирования
рыночных отношений основным направлением
налоговой политики является отход от
не оправдавшего себя принципа формирования
значительной части реальных доходов
населения чрез централизованные общественные
фонды потребления. Это позволит существенно
увеличить доходы трудоспособной части
населения через мотивационный механизм
экономической заинтересованности в усилении
трудовой активности. Через налоговую
систему обеспечивается более эффективная
и надежная социальная защита нетрудоспособных
членов общества.
2.
Налоговая система
Совокупность видов налогов, взимаемых
в государстве, форм и методов их построения,
органов налоговой службы образует налоговую
систему государства.
Налоговые системы могут представлять
довольно сложные модели, поскольку существует
множество налогов, их плательщиков, способов
взимания налогов, налоговых льгот. Налоги
можно классифицировать по разным принципам:
- от объекта
обложения и взаимоотношений плательщика
и государства;
по использованию;
- от органа,
взимающего налог;
- по экономическому
признаку.
По первому признаку
налоги подразделяются на прямые и косвенные.
К
прямым относятся налоги, которые устанавливаются
непосредственно на доход или имущество
(налог на прибыль, на имущество, землю,
подоходный).
Прямые
налоги, в свою очередь, подразделяются
треальные и личные. Реальными облагается
имущество по внешним признакам, то есть
при налогообложении принимается во внимание
объект налога, а не эффективность его
использования; к реальным прямым налогам
относятся: земельный, имущественный,
промысловый, на денежный капитал.
В личных налогах учитывается не только
доход, но и финансовое положение плательщика,
например семейное положение; к ним относятся:
подоходный налог, налог с наследств и
дарений, подушный и др.
Косвенные
налоги взимаются опосредственно - через
цены товаров, услуг (налог на добавленную
стоимость, акцизы, таможенные пошлины).
Налоговые суммы после реализации товаров
и услуг передаются владельцем государству.
По признаку использования налоги подразделяются
на общие и специальные. Общие налоги поступают
государству и при использовании обезличиваются.
Специальные налоги имеют строго определенное
назначение (например налог на транспортные
средства, налог на приобретение транспортных
средств, ранее используемые для формирования
дорожного фонда).
В зависимости от органа, взимающего налоги
и распоряжающегося ими, различаются центральные
(общегосударственные) и местные налоги.
По
экономическим признакам объекта различаются
налоги на доходы и налоги на потребление;
первые взимаются с доходов, получаемых
плательщиком от любого объекта обложения;
во втором случае - это налоги на расходы,
которые уплачиваются при потреблении
товаров и услуг.
Существует
четыре способа взимания налогов в зависимости
от способов учета и оценки объектов обложения:
кадастровый, по декларации налогоплательщика,
у источника получения дохода, по патенту.
Согласно
кадастровому способу учет и взимание
налога осуществляются на основе описи
объектов обложения с указанием нормы
их доходности (земельный, имущественный)
без учета фактической доходности.
В декларации
налогоплательщик указывает размер дохода,
необходимые льготы, вычеты исчисляет
и уплачивает сумму налога.
У
источника получения дохода налог исчисляется
и выплачивается на месте получения дохода
бухгалтерией юридического лица, где работает
плательщик.
Налоговая система включает в свой состав
государственную налоговую службу, которая
представлена в Казахстане Министерством
государственных доходов, налоговыми
комитетами в областях, районах, городах
и районах в городах. Налоговая служба
осуществляет контроль за исполнением
законов республики о налогах и других
обязательных платежах в бюджет с учетом
затрат цен и тарифов.
2.1
Совершенствование налоговой системы
Республики Казахстан
Согласно новому налоговому законодательству
количество налогов в Казахстане было
сокращено до 11. Они подразделены на общегосударственные
и местные налоги, и это было сделано с
учетом особенностей унитарного государства.
В целом замена закона "О налоговой
системе в Республике Казахстан" вышеназванным
указом повысила уровень налоговой системы.
Значительное сокращение количества и
видов налогов, упрощение самого механизма
изъятия их в бюджет, приближение к международным
принципам налогообложения и приведение
системы в соответствие с требованиями
рыночных отношений резко снизили налоговое
бремя в стране, повлияло на стабилизацию
деятельности хозяйствующих субъектов
и увеличение соответствующих платежей
в бюджет.
Структура налогов, которая была заложена
в 1995 г., легла в основу нового Налогового
кодекса. Принятие его было обусловлено
необходимостью систематизации всех положений
и норм о налогах, регулирующих налоговые
отношения в стране, усиления правовых
аспектов взаимоотношений между государственными
органами, имеющими отношение к бюджету,
фискальными органами и налогоплательщиками.
Анализируя процессы экономического развития
Казахстана: высокие темпы экономического
роста, опережающий рост инвестиций в
основной капитал, укрепление финансового
потенциала, сокращение безработицы и
повышение реальных доходов населения
можно сказать, что во многом это связано
с совершенствованием налоговой системы
республики.
За период с 1993
г. уровень налоговой нагрузки как отношение
доходов бюджета к ВВП выглядит следующим
образом (табл. 1).
Таблица 1 - Уровень
налоговой нагрузки в Республике Казахстан
Рост ВВП, % к
предыдущему году Дефлятор ВВП, % к предыдущему
году Доходы бюджета, % ВВП
1994г. -
90,8 1330,6 28,1
1995г. -
87,4 1646,7 24,8
1996 г. -
91 8 260 9 21 8
1997 г. - 100
5 138 9 17 5
1998 г. -
101 7 116 1 24 2
1999 г. - 98,1
1057 21 9
2000 г. - 102,7
113,3 19,5
2001 г. -
109,8 117,4 22,6
2002 г. -
113 5 110 1 25 1
2003 г.
- 109 5 105 3 22 6
Данные Агентства РК по статистике, УАП
НК МФ Республики Казахстан.
Как видно, в
последние годы доходы бюджета составляют
в среднем 22-23% ВВП, что является показателем
сравнительно небольшой налоговой нагрузки.
Этому способствовало снижение ставок
НДС и совершенствование методологии
его взимания, уменьшение ставки социального
налога, ввод специальных налоговых режимов,
освобождение социальной сферы и некоммерческих
организаций от корпоративного подоходного
налога.
Вместе с тем
значительно улучшились показатели собираемости
налогов. За 1998-2002 гг. в 2 раза была уменьшена
недоимка в целом по республике, составив
на конец 2002 г. 8,7% к налоговым поступлениям
за 2002 г. Коэффициент взыскания,
рассчитанный как отношение суммы дополнительно
взысканных налогов и платежей ко всей
начисленной сумме, увеличился с 26% в 1999г.
до 38% в 2003 г.
Концепция, заложенная в Налоговом кодексе,
направлена на обеспечение справедливости
налоговой системы, ее стабильности и
предсказуемости, достижения сбалансированности
налоговой нагрузки для всех категорий
налогоплательщиков и нейтральности налоговой
системы по отношению к экономическим
процессам. Проводимые международными
организациями экспертизы в период написания
Налогового кодекса максимально приблизили
документ к международной модели и международным
принципам налогообложения. В то же время
ряд особенностей, характерных исключительно
для Казахстана, был гармонично отражен
в Налоговом кодексе. В нем предусмотрено
18 видов налогов, в том числе платежей,
и 12 сборов, носящих разовый характер -в
случае совершения государственными органами
юридически значимых действий в интересах
плательщиков. Основную долю поступлений
в бюджет составляют подоходные налоги
(корпоративный и индивидуальный), косвенные
(НДС и акцизы), социальный налог, а также
специальные платежи недропользователей.
3.
Налоговое регулирование рыночной экономики
Республики Казахстан
Итак, одним из основных элементов экономической
политики является налоговая политика,
которая проводится государством. Только
налоговая политика определяет объем
и структуру расходов государственного
бюджета, затем - уточняет и устанавливает
налоги, их ставки и льготы, вводит новые
платежи, отменяет старые. Налоговая политика
осуществляется государством посредством
комплекса мер в области налогового регулирования.
Налоговой политике необходимо обеспечить
поступление денежных средств в государственный
бюджет в целях реализации государством
социальных, политических, экономических
программ.
Государство не может существовать, не
проводя эффективной налоговой политики.
Развитие эффективной налоговой политики
Республики Казахстан является одной
из основных проблем современного государства,
разработка которой требует решения очень
сложных задач. Государство стремится
любым путем и любыми способами, как можно
более максимально пополнить свой бюджет.
Государственный бюджет, являясь основным
планом в области финансов, главным средством
аккумулирования денежных ресурсов, дает
политической власти возможность реально
осуществлять властные полномочия, а государству
— реальную политическую и экономическую
власть.
С введением нового Налогового кодекса
утверждается новая налоговая политика
государства. Налоговый кодекс необходимо
строить на принципах справедливости,
удобства и стабильности.
Эффективность налоговой политики определяется
использованием модели налоговой системы,
которая должна соответствовать реалиям
и условиям нашего государства. В Казахстане
используется модель, где объектами обложения
налогом являются доход и расход.
С каждым днем вопросы налоговой политики
в республике приобретают все более выраженный
политический и социальный характер. Содержание
и цели налоговой политики обусловлены
социально-экономическим строем общества,
общей направленностью экономической
политики, а также конкретными методами
налоговой политики, которые зависят от
тех целей, которых стремится достичь
государство, проводя указанную политику.
Политика уменьшения
налогов — это, с одной стороны, стремление
граждан избежать налога, а, с другой —
стремление государства не допустить
сокращения поступлений налоговых сумм
в бюджет. Стремление граждан не платить
налоги или платить их в малом размере,
существовало, существует и будет существовать
до тех пор, пока будет существовать государство,
и налоги будут являться основным источником
формирования государственного бюджета.
Политика уменьшения налогов - это действия
граждан, которые избегают уплаты налогов
или стремятся уменьшить выплаты в бюджет
государства. При политике уменьшении
налогов действия граждан можно характеризовать
следующими признаками:
- активные,
волевые и осознанные действия;
- действия,
направленные на снижение размера сумм
налога.
При политике
уменьшения налогов граждане действуют
целенаправленно, предпринимают определенные
действия, в результате происходит экономия
налогов. Граждане должны заранее осознавать
характер своих действий, желая наступления
определенного результата и сознательно
допуская его.
Массовое уклонение
от уплаты налогов, а также проблема криминогенности
в налоговой сфере во всех странах всегда
актуальны. Причин, подталкивающих предпринимателей
к уклонению от уплаты налогов, очень много.
Основной причиной налоговой преступности
является нравственно-психологическое
состояние граждан, которое характеризуется
негативным отношением к налоговой системе
государства, низким уровнем правовой
культуры, а также корыстной мотивацией.
Политика уменьшения налогов представляет
собой методы и действия налогоплательщика
по налоговой минимизации. Их можно подразделить
на две категории.
К первой категории политики налоговой
минимизации относятся: незаконное уменьшение
налогов; уклонение от уплаты налогов;
некриминальное и криминальное уклонение
от уплаты налогов.
При некриминальном
уклонении от уплаты налогов действия
граждан направлены на избежание или снижение
налоговых выплат в бюджет в результате
нарушения налоговой ответственности.
При криминальном уклонении от уплаты
налогов гражданами совершаются противозаконные
действия, направленные на избежание налога
или снижение его размера, которые нарушают
нормы налогового и уголовного законодательства.
Вторая категория — законное уменьшение
налогов или политика налоговой оптимизации,
т. е. уменьшение размера налоговых обязательств
через целенаправленные правомерные действия
плательщика, которые включают в себя
использование предоставленных законодательством
льгот, налоговых освобождений и других
законных приемов и способов. Также, это
деятельность предприятий, при которой
налоги сводятся к минимуму законно, без
нарушения норм налогового и уголовного
законодательства. В отличие от первой,
при данной категории не нарушаются законные
интересы бюджета.
Важной задачей налоговой политики является
преодоление социальной ущербности рыночной
экономики. "Общество, в котором небольшая
группа богатых сильно оторвана от большой
группы бедных людей, — констатирует Президент
в своем послании народу Казахстана, -
никогда не выживет и не будет процветать".
Заключение
Таким образом, в настоящее время одной
из наиболее актуальных проблем, стоящих
перед государством, является совершенствование
системы налогообложения. Одним из важнейших
элементов этой системы, помимо контроля
своевременности, полноты и правильности
уплаты налогов, является установление,
а точнее сказать, регулирование налоговых
ставок. Именно регулирование, потому
как опыт экономически развитых стран
показывает, что фиксация налоговых ставок
на длительном временном интервале ведет
к снижению эффективности функционирования
экономики.
Налоговым кодексом
Казахстана закреплен порядок исчисления
и уплаты в государственный бюджет сборов,
плат, государственных пошлин.
Основным направлением совершенствования
налогового законодательства республики
является усиление администрирования
сбора налогов, что позволит идти по пути
дальнейшего снижения налогового бремени
и обеспечения экономической и политической
стабильности государства, улучшения
инвестиционного климата в стране. В целях
улучшения методов налогового администрирования
с помощью новых информационных технологий
в налоговой системе Казахстана продолжается
внедрение и развитие основных информационных
систем по электронной обработке налоговой
отчетности, автоматическому ведению
лицевых счетов налогоплательщиков, учету
объектов налогообложения с целью контроля
над правильностью исчисления налогов.
Казахстан первым из стран СНГ разработал
и ввел прогрессивное налоговое законодательство.
Важным отличительным нововведением стала
отмена с июля 1997 г. кассового метода в
налоговом учете и переход на метод начислений,
который ужесточил финансовую дисциплину
и создал условия для сокращения доли
зачетных схем расчетов с бюджетом, а затем
- и для отказа от них.
Следует подчеркнуть, что структура налогов,
которая была заложена в 1995 г., легла в
основу нового Налогового кодекса. Принятие
его было обусловлено необходимостью
систематизации всех положений и норм
о налогах, регулирующих налоговые отношения
в стране, усиления правовых аспектов
взаимоотношений между государственными
органами, имеющими отношение к бюджету,
фискальными органами и налогоплательщиками.
Анализируя процессы
экономического развития Казахстана:
высокие темпы экономического роста, опережающий
рост инвестиций в основной капитал, укрепление
финансового потенциала, сокращение безработицы
и повышение реальных доходов населения
можно сказать, что во многом это связано
с совершенствованием налоговой системы
республики.
Список использованной
литературы:
1. Акатаев М. Совершенствование налогового
контроля в Казахстане// Бухгалтер и налоги.
- А., 2003. - №1. – 19 - 21.
2. Искаков М. Развитие налоговой системы
Казахстана//Экономист. - М., 2003. - № 11. - С.
79 – 88.
3. Карасев А.В. Налоговая система и развитие
фондового рынка//Экономика строительства.
- М., 2003. - № 4. - С. 55 - 60.
4. Кодекс Республики Казахстан "О налогах
и других обязательных платежах в бюджет":
(Налоговый кодекс). - Алматы: ИД "Бико",
2005. - 142 с.
5. Кодекс Республики Казахстан о налогах
и других обязательных платежах в бюджет//БД
«Юрист», 2005.
6. Мамыров Н.К. Менеджмент и рынок: казахстанская
модель. - Алматы: Қазақ энциклопедиясы,
1998. - 432 с.
7. Мельников В. Д. Финансы: Учебник/ В. Д.
Мельников, К. К. Ильясов. - Алматы, 2001. -
512 с.
8. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030 //БД «Юрист»,
2005.