Налоговые теории и их реализация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Основоположником теории налогообложения считает¬ся шотландский экономист и финансист А. Смит (1723- 1790),автор книги "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776).
Налоговая теория - это система научных знаний о су¬ти и природе налогов, их роли и значении в жизни обще¬ства. Налоговые теории представляют собой модели по¬строения налоговых систем государства с различной сте¬пенью обобщения.

Содержание работы

Основные налоговые теории 3
Налоговая политика 17
Перечень использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Для проведения мониторинга в существующие формы налоговых деклараций были внесены изменения, направленные на получение сведений, характеризующих количественные параметры использования налогоплательщиками определенного перечня налоговых льгот.

Проведенный анализ позволит сделать  выводы об уровне востребованности и  доступности конкретных льгот, о  результатах их применения с точки зрения соответствия изначально поставленным целям, что позволит отказаться от применения некоторых льгот, закрыть возможности для минимизации налогообложения, а также перераспределить «налоговые расходы» бюджета, осуществляемые в виде налоговых льгот, на более востребованные направления.

В данную группу необходимо также  отнести развитие форм мониторинга  поступления страховых взносов (не относятся к налогам) во внебюджетные фонды и разработку периодической  объективной отчетности.

4. Акцизное налогообложение.

В прогнозный период государство продолжит  реализовывать политику опережающего увеличения ставок акцизов на отдельную  подакцизную продукцию, в частности, на алкогольную, спиртосодержащую и  табачную продукцию.

Одновременно с этим повышение  акцизов на алкогольную продукцию с высоким содержанием спирта (объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов) будет производиться опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по сравнению с пивом и натуральными винами.

Налоговая политика в отношении  акцизов на табачную продукцию будет  осуществляться, в том числе, путем  реализации мер по снижению потребления  указанной продукции, предусмотренных  Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. № 1563-р). В связи с этим, с целью достижения среднего уровня налогообложения табачной продукции среди стран европейского региона Всемирной организации здравоохранения (с учетом покупательной способности населения) ежегодный темп увеличения минимальных ставок акцизов должен обеспечить их увеличение до 2014 года не менее чем в 3 раза относительно уровня 2011 года.

Кроме того, будет предусмотрено  установление ставок акциза в одинаковом размере на сигареты с фильтром и  сигареты без фильтра (папиросы).

Следует отметить, что в связи  с ускоренной индексацией минимальной  специфической ставки акциза на табачную продукцию постепенно будет происходить уменьшение разницы между розничными ценами табачных изделий в низко-, средне- и высокоценовом сегментах. В этих условиях постепенно будет снижаться значение адвалорной составляющей акцизной ставки, от которой в долгосрочной перспективе будет возможно отказаться.

В отношении прочих подакцизных  товаров, в том числе нефтепродуктов, предусматривается сохранение ставок акциза в 2012 и 2013 году в размерах, предусмотренных  действующим законодательством  о налогах и сборах, с последующей индексацией ставок акциза, установленных в рублях, с 1 января 2014 г. на 10% к ставкам, применявшимся с 1 января по 31 декабря 2013 г. включительно.

5. Налогообложение природных ресурсов.

С 2011 года проводится политика по последовательному  увеличению ставок НДПИ на газ. В 2011 году ставка установлена на уровне  237 рублей за 1000 куб. м (ранее ставка длительное время не изменялась и составляла 147 рублей). С 2012 года ставка будет установлена на уровне 509 рублей и далее будет индексироваться до уровня 582 рубля в 2013 году и 622 рубля в 2014 году.

В целях стимулирования развития отрасли  может быть рассмотрен вопрос о дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного.

6. Налог на недвижимость.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011-2013 годах» указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.

В настоящее время основные элементы налогообложения по налогу на недвижимость определены. Проводится работа по установлению размеров налоговых вычетов для определения налоговой базы при исчислении налога на недвижимость.

Для полноценного внедрения системы  будут продолжены работы по формированию государственного кадастра недвижимости, а также созданию порядка определения  налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Это требует проведения объемных работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

7. Кроме осуществления мер в отношении налогов и обязательных сборов в 2011 году были пересмотрены ранее принятые решения по определению размера ставок страховых взносов в государственные (территориальные) внебюджетные фонды. С начала текущего года базовая ставка страховых взносов была увеличена с 26% до 34 процентов. С 2012 года произойдет ее понижение до уровня 30% (для отдельных категорий компаний малого и среднего бизнеса и ряда других направлений – до 20 процентов).

Вместе с тем с целью компенсации  финансовых потерь бюджета Пенсионного фонда при его несбалансированности с 2012 года будет введена регрессивная ставка обложения доходов сверх порогового уровня (базовый уровень – 10 процентов). Вышеуказанные решения являются временными и распространяются на 2012-2013 годы. За этот льготный период необходимо принять взвешенные обоснованные решения по реформированию пенсионной системы и снижению нагрузки на расходную часть федерального бюджета.

С учетом реализуемых мер в сфере  налоговой политики общий уровень  фискальной нагрузки в ближайшей перспективе останется стабильным на уровне 38-39% ВВП. Это в целом совпадает с ожидаемым уровнем в 2011 году, однако выше значения в предыдущие годы с учетом решений по повышению ставок страховых взносов, опережающей индексации ставок акцизов, увеличению ставки НДПИ на природный газ и других решений, принятых в 2010-2011 годах.

Следует отметить, что прогнозируется некоторое увеличения фискальной нагрузки без учета нефтегазовой составляющей (около 0,5-0,7% ВВП за 2012-2014 годы)1. Однако данный прогноз не связан с избыточным повышением налоговой нагрузки, а вызван поступательным изменением структуры экономики и увеличением доли не нефтегазовой сферы.

 

Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления  налоговой политики

 

Нормативно-правовыми актами, определяющими основные направления налоговой политики являются официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе налогообложения.

Система источников нормативно-правовых актов выглядит следующим образом:

1.Конституция РФ, как  непосредственно содержащие налогово-правовые  нормы, так и имеющие большое  значение при установлении общих  принципов налогообложения, установлении  и введении налогов и сборов, формировании налоговой политики  РФ, определяющие магистральные направления совершенствования и развития налогового права и в целом образующие конституционные основы налогообложения.

2.Специальное налоговое  законодательство, которое включает:

а) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее:

- НК РФ

- Иные федеральные законы о налогах и сборах, к ним относятся:

Федеральные законы о  налогах и сборах, принятые до введения в действие НК РФ, действующие в  настоящее время в части, на противоречащей НК и Федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Наиболее важные положения  об организации и осуществлении  налогообложении в России закреплены в Налоговом кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и  особенной.

В соответствии с положениями  Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г.

Вторая часть НК РФ введена в действие Федеральным  законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ «О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах»с 1 января 2001г.

В первой части НК РФ устанавливается  система налогов и сборов, взимаемых  в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Вторая часть НК РФ посвящена определению порядка введения и взимания конкретных налогов и сборов.

б) региональное законодательство о налогах и сборах:

- Законы субъектов РФ

- Иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ.

Региональное законодательство о налогах и сборах представляет собой законодательство субъектов  РФ о налогах и сборах. Оно состоит  из законов и иных нормативных  правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

в) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления, которые принимаются  представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

3.Общее налоговое законодательство, включающее в себя иные федеральные  законы, не входящие в объем  понятия «законодательство о  налогах и сборах» и содержащие  нормы налогового права.

4.Подзоконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам:

•Акты органов общей  компетенции:

а) Указы Президента РФ, которые не должны противоречить  Конституции РФ и налоговому законодательству и имеют приоритетное значение по отношению к другим подзаконным  актам.

б) Постановления Правительства РФ - принимаются на основании и во исполнение нормативных правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу.

в) подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным  с налогообложением и сборам, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ - нормативно-правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные ими, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. (п.1 ст.4 НК РФ)

г) подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам, принятые исполнительными органами местного самоуправления (аналогично пункту В)

•Акты органов специальной  компетенции. К этой группе относятся  ведомственные подзаконные нормативные  правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборам органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. Данные нормативные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органами специальной компетенции являются - Министерство РФ по налогам и сборам, Министерство финансов РФ, Государственный таможенный комитет РФ, органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

5.Решения Конституционного Суда РФ, содержащие нормы, так или иначе регулирующие налогообложение, являются важными источниками налогового права. Достаточно напомнить, что правовые позиции КС были во многом учтены при принятии Налогового кодекса РФ.

6. Нормы международного  права и международные договора  РФ.

В настоящее время выделяют две группы международных актов, являющихся источниками налогового права России:

- Международные акты, устанавливающие общие принципы  налогового права и налогообложения,  признанные цивилизованными нациями.(Европейская  социальная хартия, принятая 18 октября 1961г, вступившая в силу в 1965г.)

- Международные межправительственные конвенции по вопросам налогообложения. (соглашения об устранении двойного налогообложения, а также соглашения, носящие индивидуальный характер и направленные на освобождение от уплаты налогов представительств и штаб-квартир конкретных международных организаций (ООН,ФИФА и т.д.) в странах пребывания и ряд других.

Налоговые доходы федерального бюджета.

(в ред. Федерального  закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога на прибыль  организаций по ставке, установленной  для зачисления указанного налога в  федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль  организаций (в части доходов  иностранных организаций, не связанных  с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов  по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;

налога на прибыль  организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных  до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О  соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;

налога на добавленную  стоимость - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спирт  этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

акцизов на спирт  этиловый из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 процентов;

акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

Информация о работе Налоговые теории и их реализация в России