Направление изменения финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Финансовая система страны
1.1 Понятие финансовой системы
1.2 Состав и структура финансовой системы
1.3 Основные дискуссионные вопросы
Глава 2. Анализ и характеристика структурных подразделений финансовой системы страны
2.1 Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие
2.2 Государственные и муниципальные финансы и их составляющие
2.3 Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или структурный элемент других сфер
Глава 3. Направление изменения финансовой системы РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.docx

— 78.24 Кб (Скачать файл)

4)ответственности

5)предпринимательских  рисков

Значит перед нами встает еще один вопрос: если всё же страхование выделяется как отдельная сфера, то каков же её состав?

 Все авторы выделяют как отдельную сферу финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.

 Автор Романовский выделяет сферу финансы субъектов хозяйствования и делит её на:

1)Коммерческие  предприятие и организации

2)Некоммерческие  организации

3)Финансовые  посредники

 Родионова выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:

1)финансы  предприятий, функционирующих на  коммерческих началах

2)финансы  учреждений и организаций, осуществляющих  коммерческую деятельность

3)финансы  общественных объединений

 По Вавилову финансы экономических (хозяйствующих ) субъектов делятся на:

1)финансы  коммерческих организаций

2)финансы  некоммерческих организаций

3)финансы  ПБОЮЛ

4)финансы  домохозяйств

 Ковалёва выделяет финансы хозяйствующих субъектов:

1)государственных

2)муниципальных

3)частных

4)акционерных

5)арендных

6)общественных

 Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов хозяйствования.

 Аналогичные расхождения происходят в сфере государственные и муниципальные финансы.

 По Вавилову в состав этой сферы входят:

1)Федеральные  финансы

2)Финансы  Субъектов Федерации

3)Местные  финансы

Родионова в составе государственных финансов выделила:

1)государственный  бюджет

2)Внебюджетные  фонды

3)Государственный  кредит

 

Ковалёва выделила сферу общегосударственные финансы и в её составе: 

1)государственный  бюджет

2)внебюджетные  фонды

3)государственный  кредит

4)фонды  страхования

5)фондовый  рынок

 По системе Романовского сфера государственные и муниципальные финансы включает в себя бюджетную систему и государственный кредит. В свою очередь бюджетная система делится: на федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования.

 Для того, чтобы понять и доказать состав и структуру финансовой системы РФ необходимо четко проанализировать роль субъектов в общественном воспроизводстве, задачи, которые они выполняют, источники формирования финансовых ресурсов, направление распределения прибыли.

 

 

Глава 2. Анализ и характеристика структурных подразделений финансовой системы РФ

 

2.1 Финансы субъектов хозяйствования  и их составляющие

 

 Финансы хозяйствующих субъектов – это денежные отношения, связанные с формированием денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов и их использованием на финансирование затрат по расширенному воспроизводству или предоставлению услуг, на материальное стимулирование работающих, выполнение обязательств перед государством, физическими и юридическими лицами.

 Финансы экономических субъектов отличаются многообразием форм финансовых отношений, опосредуют процесс создания материальных благ и оказания услуг потребителям, обеспечивают процесс формирования, постоянного восполнения и увеличения производственных фондов и фондов непроизводственного назначения коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов имеют широкие возможности воздействия на все сферы хозяйственной жизни, выступая исходным звеном финансовой системы.

 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов разных экономических субъектов определяются: сферой деятельности экономических субъектов (коммерческая, некоммерческая), организационно-правовой формой, отраслью. Кроме экономических субъектов, действующих как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять лица, действующие без образования юридического лица.

 Предприятия и организации функционируют на коммерческих ни некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна прежде всего главная цель – получение прибыли.. некоммерческие организации преследуют иную цель – обеспечение наилучшего социального эффекта, и

 

если такая организация получает прибыль, то как правило, не распределяет её между участниками.

 При функционировании коммерческих организаций возникают следующие группы финансовых отношений:

 - внутри коммерческой организации по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов;

 - между коммерческой организацией и другими экономическими субъектами: получение и уплата штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств, участие в распределении прибыли, получение дивидендов и т.п.;

 - между коммерческой организацией и финансово-кредитными организациями в связи с уплатой страховых взносов (премий) и получением страховых выплат (возмещением или обеспечением), привлечением источников инвестиций, размещением финансовых ресурсов и получением доходов от этого размещения;

 - с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, бюджетное финансирование в форме субсидий и субвенций, бюджетного кредита, оплаты государственного и муниципального заказов, государственных инвестиций, покупка государственных ценных бумаг, получение доходов по ним);

 - с работниками организации по выплатам из чистой прибыли (социальные программы, ссуды, премии и др.).

 Финансовые отношения коммерческой организации могут быть очень сложными, когда речь идёт о холдингах (перераспределение финансовых ресурсов между центральной компанией и её дочерними фирмами), участниках финансово-промышленных групп и т.д.

 Принципы организации финансов в сфере коммерческой деятельности:

  1. максимизация прибыли предприятия;
  2. оптимизация источников формирования финансовых ресурсов;
  3. обеспечение финансовой устойчивости коммерческих предприятий и организаций, в том числе использование различных механизмов защиты от предпринимательских рисков (страхование, хеджирование, создание финансовых резервов);
  4. обеспечение инвестиционной привлекательности;
  5. материальная ответственность – предполагает наличие системы ответственности (финансовых санкций) за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности;

 При функционировании некоммерческих организаций также возникают группы финансовых отношений:

 - между учредителями и некоммерческой организацией по поводу формирования финансовых ресурсов

 - между некоммерческой организацией и физическими и юридическими лицами по поводу добровольных взносов как источника финансовых ресурсов некоммерческой организации, оплаты услуг, оказываемых некоммерческой организацией, размещения финансовых ресурсов некоммерческой организации;

 - внутри организаций по поводу формирования и использования финансовых ресурсов;

 - между отраслевыми органами управления и подведомственными им учреждениями и организациями по поводу использования отраслевых фондов;

 - отношения между некоммерческой организацией и финансово-банковской системой;

 - отношения с государством по поводу уплаты обязательных налогов и платежей.

 Для финансов некоммерческих организаций характерны принципы:

1) сметного  финансирования – покрытия затрат  учреждений и организаций в  соответствии с утвержденной  сметой;

 

2) материальной ответственности за ведение и результаты деятельности.

 Принцип самофинансирования справедлив для некоммерческих организаций, не являющихся учреждением.

 Теперь нужно провести анализ тех структурных звеньев, которые выделяют авторы в сфере финансы субъектов хозяйствования.

 Помимо финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансов ПБОЮЛ авторы выделяют такие звенья как: финансовые посредники, финансы общественных объединений, финансы домохозяйств.

 Такой термин как финансовые посредники встречается в учебнике. Причем автор далее пишет, что «в сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы: финансы коммерческих предприятий и организаций и финансы некоммерческих организаций». Для звена финансовые посредники даётся лишь пояснение, что «к финансовым посредникам относятся кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты».

 По определению (из Федерального закона от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 29.06.2004) «О банках и банковской деятельности»), «кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Из этого определения можно сделать вывод, что деятельность кредитных организаций является коммерческой, так как главная цель – это извлечение прибыли, что свойственно именно для коммерческих организаций, и кредитная организация может образовываться на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Далее Романовский в разделе финансы хозяйствующих субъектов пишет, что «из сферы финансов коммерческих организаций можно выделить такую специфическую сферу, как «финансовые посредники». Таким образом происходит противоречие. С одной стороны автор выделяет финансовых посредников как отдельное звено, а потом пишет, что они являются коммерческими организациями.

 На основании вышесказанного можно сделать вывод, что финансовых посредников не правильно выделять в отдельное звено.

 В учебниках Родионовой и Галицкой встречается такое понятие как финансы общественных объединений, которые авторы выделят в отдельное звено финансовой системы.

 Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или определенной социальной группе, общих интересов, увлечений или подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения. В России действует большое количество общественных объединений: профессиональные союзы, партии, творческие союзы, спортивные и другие добровольные общества, специальные целевые и благотворительные фонды.

 Характерной особенностью использования собственности общественных объединений является то, что она не выступает источником доходов для отдельных их членов, что является характерным признаком некоммерческой организации. Все доходы общественных объединений идут на общее обслуживание, удовлетворение их уставных потребностей в целом, что отражается в организации финансов.

 В Гражданском Кодексе (статья 117) даётся следующая характеристика общественных объединений:

«1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

2. Участники (члены) общественных и религиозных  организаций не сохраняют прав  на переданное ими этим организациям  в собственность имущество, в  том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам  общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве  их членов, а указанные организации  не отвечают по обязательствам  своих членов.

3. Особенности  правового положения общественных  и религиозных организаций как  участников отношений, регулируемых  настоящим Кодексом, определяются  законом.»

 На основе этого материала можно сделать заключение, что общественные объединения являются некоммерческими организациями и не могут выделяться как отдельное звено финансовой системы.

Автор Вавилов выделяет отдельное звено – финансы домохозяйств. Но далее в учебнике не разъясняется, что именно подразумевается под этим термином и почему автор выделяет её в отдельное звено. В разделе о субъектах хозяйствования Вавилов приводит более подробное описание финансов коммерческих, некоммерческих организаций и предприятий без образования юридического лица, а разъяснение финансов домохозяйств отсутствует.

Информация о работе Направление изменения финансовой системы РФ