Направление изменения финансовой системы страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура…………...6
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….…..6
1.2. Состав и структура финансовой системы…………………………………7
2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ…………15
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...………….15
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие……26
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или
структурный элемент других сфер……………………………………………..44
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..……..50
Заключение……………………………………………………………..………...54
Список используемой литературы……………….…………………….……….56

Файлы: 1 файл

курсовая(финансы).doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….……..3

    1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура…………...6

1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….…..6

1.2. Состав и структура финансовой системы…………………………………7

    2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ…………15

2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...………….15

2.2. Государственные и муниципальные финансы  и их составляющие……26

2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или

структурный элемент других сфер……………………………………………..44

     3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..……..50

Заключение……………………………………………………………..………...54

Список используемой литературы……………….…………………….……….56


Введение

 

Финансы – это система экономических отношений, которые возникают между государством, юридическими и физическими лицами, между отдельными государствами по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Иными словами, денежные отношения, реализация которых происходит через особые фонды, - это финансовые отношения.

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения – финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:

-   недостаточные темпы развития экономики;

-  диспропорции развития экономической системы;

- отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

- излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъекта­ми воспроизводственного процесса по распределению и перераспре­делению совокупного общественного продукта.

Тема курсовой работы является очень актуальной  для сегодняшнего дня. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и  необходимой  предпосылкой  роста и стабильности экономики в целом.  Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно,  хотя структурный переход от в  основном централизованно  планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему.  После того,  как создана надежная финансовая система,  могут развиваться рынки денег и капитала,  особенно первичный и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

В нашей стране написано много научных работ и учебников по финансовой системе. Но если рассматривать структуры системы, которые предлагают авторы, то можно заметить некоторые разногласия. Авторы выделяют разное количество сфер системы, структурные элементы сфер также не одинаковы. Поэтому я хочу провести свой анализ всех составных частей финансовой системы, рассмотреть различия и сходства тех структур, которые предлагают авторы книг и прийти к единой, более правильной, на мой взгляд, финансовой системе.  

Не исключено, что тот состав и структура системы, которая является правильной сейчас, будет оставаться верной и в последующее время. Ведь в России за год происходит большое количество изменений в экономике, принимаются новые законы и вводятся поправки. С 2005 произойдут большие изменения в налоговом законодательстве, изменения затронут также и Бюджетный кодекс РФ. Поэтому в своей курсовой работе я рассмотрю также и изменения, которые могут повлиять на финансовую систему, её состав и структуру в связи с принятием новых законов.


1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура

 

1.1. Понятие финансовой системы

 

Имея ввиду финансовую систему, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. Такие потребности у хозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение разнообразных видов финансовых отношений. Финансовые отношения складываются между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами; между юридическими лицами, с одной стороны, и физическими лицами – с другой. Отношения между двумя физическими лицами в настоящее время некоторыми экономистами не признаются финансовыми, хотя появляются издания о личных финансах, финансах домашних хозяйств (финансах населения), семейном бюджете.

При всём своём разнообразии финансовые отношения имеют некоторые общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых отношений можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от их роли в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием классификации является роль субъекта в общественном производстве. В зависимости от этого критерия определяются способы организации финансов. Порядок образования и использования финансовых ресурсов и финансовых фондов.

Сгруппированные по определенному признаку финансовые отношения образуют финансовую систему. Финансовые отношения при всём их многообразии можно объединить в отдельные, относительно обособленные группы – сферы и звенья. Эти сферы и звенья тесно связаны между собой. Каждой группе финансовых отношений соответствуют денежные фонды, а соответствующие финансовые органы осуществляют управление этими отношениями и фондами.

Таким образом финансовая система – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами.

 

1.2. Состав и структура финансовой системы

 

Чтобы понять функционирование и проблемы финансовой системы РФ, ее отраслевую структуру, необходимо взглянуть на ее историческое развитие с одной стороны, и на систему государственного управления исполнительной власти, с другой.

В историческом плане можно выделить две эпохи государственного управления, которые в свою очередь разделяются на этапы:

I. Преобладание волюнтаристическо-личного» начала, нерегламентированность управления:

1. Дворцово-вотчинный этап (XII-XIV вв.);

2. Приказной этап (конец XV-XVII в.)

II. Преобладание формального, безличного начала, регламентированнность управления:

1.      Коллежско-сенатский ( коллегиальный) этап (XVIII в.);

2.      Министерский этап (XIX в.-н.в.)

1)                             1802-1917гг.: Министерства Российской Империи

2)                             1917-1991гг.: Наркоматы РСФСР-СССР-Министерства СССР

3)                             1991-2006гг.: Министерства РСФСР- РФ и другие федеральные органы исполнительной власти.

Финансовая система может быть рассмотрена как совокупность определенных финансовых функций, в этом плане финансовые системы достаточно типичны и зависят от уровня развития экономики, государства.

Структура финансовой системы – это совокупность её элементов и связей между ними.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуют в совокупности единую финансовую систему. Последняя имеет следующий вид.

                                       Финансовая система

         Централизованные                                Децентрализованные

                 финансы                                                 финансы

- государственный бюджет               - финансы коммерческих пред-ий

- внебюджетные фонды                     - финансы некоммерческих пред-ий

- государственный кредит                 - финансы общественных

- страхование                                         объединений

  а) социальное

  б) личное

  в) имущественное

  г) страхование ответственности

  д) страхование предприн-их рисков

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.  

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.  

Функции финансовой системы:

-   денежная – эмиссия, обращение, расчеты;

- налоговая (фискальная) - изъятие части продукта в форме средств, т.е. наполнение казны;

- бюджетная – превращение налогов в доходы, последних – в расходы;

-  контрольно-надзорная – надзор за финансовыми институтами;

- государственного кредита – управление государственным долгом.

Но возможен и организационный аспект, когда финансовая система рассматривается как совокупность органов, подсистема государственной власти.

Финансовая система состоит из финансовых организаций (институтов) различных типов и уровней. Особенностью финансов как сферы государственной деятельности является первичное значение нормативной базы, так как любой финансовый институт создается на основе нормативных актов и действует в ее пределах. Следовательно, рассмотрение финансовой системы начнем с нормативно-законодательных институтов и их нормативных актов:

Федеральное Собрание - Федеральные Конституционные законы, федеральные законы;

Президент РФ – Указы Президента РФ;

Правительство РФ – Постановления Правительства РФ;

Федеральное Министерство – приказ и т.д.

Существует несколько типов финансовых институтов (ФИ):

- ФИ1 (создаются государством)

- ФИ2 (создаются населением под руководством государства);

- ФИ3 (саморегулирующиеся организации).

Сами финансовые институты могут рассматриваться на разных уровнях:

Федеральный - представлен федеральными финансовыми институтами, которые состоят из Центрального аппарата и территориальных органов

Субъектный - представлен субъектными финансовыми институтами. Их сфера деятельности ограничена с одной стороны федеральными финансовыми институтами, и полномочиями субъектов в финансовой сфере - с другой.

Муниципальный – местные финансовые институты, муниципальные образования.

В современных условиях в системе государственного управления выделяются федеральные органы исполнительной власти – финансовые, полуфинансовые, нефинансовые.

Финансовый блок Правительства (расширенного, так как ЦБ РФ формально не входит в Правительство РФ):

1. Центральный Банк РФ (Центральный аппарат (ЦА) + территориальные учреждения: Главные управления, национальные банки, расчетно-кассовые центры);

2. Министерство финансов РФ (ЦА + Контрольно-ревизионные управления + Управления Федерального Казначейства по субъектам РФ + органы страхового надзора + органы валютного контроля + подведомственные организации)

3. Министерство РФ по налогам и сборам (ЦА + межрегиональные инспекции + Управление МНС по субъекту)

4. Государственный таможенный комитет (ЦА + региональное таможенное управление + таможня РФ + таможенный пост РФ)

5. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение)

6. Министерство имущественных отношений (ЦА + региональное отделение)

7. Разные финансовые органы, в т.ч. государственные внебюджетные фонды

Полуфинансовый блок:

1. Министерства: по антимонопольной политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ

2. Федеральная энергетическая комиссия

3. Федеральная служба финансового оздоровления

4. Российское агентство по государственным резервам

Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.

В учебниках советского периода в структуре системы финансов выделялись обычно две подсистемы: финансы предприятий и отраслей народного хозяйства и общегосударственные финансы. Иногда к ним добавляли, как отдельную подсистему государственный кредит. Сравнительно простая система финансов СССР соответствовала его экономическому базису и проводимой финансовой политике. Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Информация о работе Направление изменения финансовой системы страны