Направления совершенствования наологовой системы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть налоговую систему России, её сущность, проблемы и перспективы развития и попробовать найти направления ее совершенствования.
Задачи:
Рассмотреть имеющуюся литературу;
Изучить понятия налоговой системы;
Познакомиться с целевыми установками налоговых систем;
Рассмотреть принципы построения налоговой системы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ………..5
1.1 Понятия налоговой системы………………………………………………….5
1.2 Целевые установки налоговых систем………………………………………7
1.3 Принципы построения налоговой системы…………………………………7
2.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И
ЕЁ ПРОБЛЕМЫ……………………………………………………………..11
2.1 Противоречия действующей налоговой системы России………………...11
2.2 Антикризисные меры по совершенствованию налоговой………………..18
2.3 Пути совершенствования налоговой системы РФ………………………...22
2.4 Основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов……………………………………………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

Направления совершенствования налоговой системы России.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

Если не доказано, что имущество не является недоимкой, то на него распространяется статья 213 ГК РФ. Исходя из этого, взыскание в бесспорном, а не в судебном порядке, со счета юридического лица, основанного на частной собственности, недоимки по налогам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законами, не соответствует Конституции РФ.

Решение вопроса о том, не противоречит ли Конституции РФ предоставленное законами РФ органам налоговой полиции и должностным лицам налоговых органов  право в бесспорном порядке применять к предприятиям, учреждениям,  организациям финансовые санкции в виде взыскания в государственный бюджет недоимки по налогам, а также  суммы штрафов и иных санкций. [8]

Основываясь на ч.2 ст.8 конституции РФ, где указано, что в Российской Федерации «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности», можно сказать, что налоговые органы и налогоплательщики имеют одинаковые права на защиту своих интересов и не следует исходить из презумпции правомерности действий налоговых органов и презумпции правомерного умысла у налогоплательщиков.

Обязанность платить налоги по ст.57 Конституции РФ лежит в контексте ее гл.2 «Права и свободы человека и гражданина». Это означает, что конституционные обязанности вытекают, прежде всего, из конституционных прав и свобод. Формулировка об обязанности платить законно установленные налоги предполагает необходимость использования судебной защиты для обоснования законности отчуждения денежных средств при налогообложении и защите имущественных интересов. Законность тех или иных действий устанавливается органами судебной власти.

    1. Антикризисные меры по совершенствованию налоговой системы

 

Снижение налогов в условиях кризиса - это абсолютно необходимая мера. Многие страны мира, в том числе и Россия,  используют сегодня  налоговые послабления, чтобы сдержать падение темпов экономического роста. Россия уже приняла меры налогового стимулирования в объеме 1 трлн. рублей.

Для упрощения налоговой системы и поддержки налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации Федеральными законами от 26.11. 2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации [17] и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и  от 30.12. 2008 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» был принят пакет антикризисных мер, связанных со снижением налогов.[18]

Главная антикризисная налоговая мера - снижение налога на прибыль с 24% до 20% за счет части налога, поступающей в федеральный бюджет.  При этом  региональные власти получили право снизить этот налог за счет своей части.

 С 1 января 2009 года налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

До 1 января 2009 года действовала налоговая ставка в размере 24 процентов. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процентов, зачислялась в федеральный бюджет.  Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процентов, зачислялась в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговые послабления отразятся, прежде всего,  на федеральном бюджете, так как возможности большинства регионов  весьма ограничены.

Какие же регионы снизили налоговую нагрузку? Только Пермская область решилась на снижение ставки налога на прибыль, зачисляемой в региональный бюджет. Власти других регионов не рискнули в условиях кризиса снижать ставку налога.

 Однако в российских условиях  снижение налогов во многих  случаях более эффективно, чем прямая финансовая помощь государства. При этом сейчас очень сложно оценить, какой эффект окажет  снижение налога на прибыль организаций на их экономическую активность. По расчетам Министра финансов Алексея Кудрина, в результате снижения налога на прибыль предприятия получат в 2009 году около 400 млрд. руб. дополнительных средств. [15]

Во-вторых, организации получили возможность внеочередного и оперативного перехода с авансового способа уплаты этого налога на уплату по фактически полученной прибыли

   Изменение способа уплаты  налога на прибыль должно оказать  положительное воздействие на  ликвидность не только организаций, но и всей банковской системы. При переходе на уплату по  фактической прибыли объем налога  на прибыль может сократиться в два раза.

Кроме того, значительно улучшаются условия амортизации за счет повышения с 10 до 30% амортизационной премии.

В частности, разрешается единовременно включать в состав расходов затраты на капитальные  вложения в размере не более 30% первоначальной стоимости основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам.

Предусмотрены налоговые послабления и для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Регионы получили возможность устанавливать пониженную ставку налога  для  организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов (ставка может снижаться   с 15% до 5%).

Снижение ставки налога в первую очередь направлено на поддержку предприятий реального сектора экономики, на увеличение их оборотных средств. Новый закон  позволит десяткам тысяч малых предприятий не уйти в «тень», а цивилизованно платить налоги в условиях кризиса. Если же налоговое бремя для малого бизнеса оставить прежним, выпадения бюджета будут  более ощутимыми, чем при снижении ставки налога.

«Упрощенный» налог снизили в Кемеровской, Псковской, Ростовской, Липецкой областях, республике Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе.

Поддержать малый бизнес в условиях кризиса решили и власти Москвы, отменив ряд проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Другая важная антикризисная мера предусматривает увеличение в два раза (с 1 млн. до 2 млн. рублей)  размера  имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц с суммы, уплаченной за новое строительство либо приобретение  жилого дома, квартиры, комнаты (доли в них).

Данная норма имеет обратную силу - она начала действовать с 1 января 2008 года.

Покупатель квартиры теперь сможет получить из бюджета 260 тыс. руб. Таким образом, люди, купившие квартиру в 2008 году, смогут рассчитывать на дополнительные 130 тыс. руб. Для многих заемщиков лишние 130 тыс. руб. – это несколько месячных платежей по ипотечным кредитам. Поэтому эта мера правительства, помимо поддержки совокупного спроса и в частности спроса на квартиры, поможет несколько сгладить проблему задолженности по ипотечным кредитам.

Либерализации подверглась и часть первая Налогового кодекса. Так, вводится новая норма, не допускающая использование в ходе налоговых проверок доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса.

Пакет антикризисных мер содержит норму, позволяющую принимать решение о предоставлении предприятию отсрочки по уплате налогов на сумму, превышающую 10 млрд. рублей, если единовременная уплата данной суммы может привести к угрозе существования такого предприятия или серьезным социально-экономическим последствиям.

Также изменяется порядок введения в действие норм Налогового кодекса. Документ отменяет обязательный месячный срок с момента опубликования закона для тех норм, которые улучшают положение налогоплательщика - они смогут вступать в силу с момента опубликования.

Кроме того, устанавливается обязанность налоговых органов уведомлять прокурора о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Основаниями для этого могут служить вынесение в отношении налогоплательщика решения о взыскании налога, а также непредставление налогоплательщиком налоговой отчетности.

Более полную картину налоговых изменений дает Концепция социально-экономического  развития  страны до 2020 года, утвержденная распоряжением В.В.Путина от 17.11.2008 №1662-р.[19]

В соответствии с этим документом Правительству предстоит принять следующие меры по совершенствованию налоговой системы:

  • осуществить переход от единого социального налога к страховым взносам по видам обязательного социального страхования;
  • провести реформу налогового контроля  за трансфертными ценами;
  • упростить процедуру рассрочки задолженности организаций по налогам и сборам;

 

  • создать эффективную систему налогообложения недвижимости;
  • уменьшить налоговую нагрузку на малообеспеченные слои населения за счет увеличения социальных налоговых вычетов  и другие меры. [10]
    1. Пути совершенствования налоговой системы РФ.

Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

   В сложившейся налоговой  системе страны с экономической  точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать:

  1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (20%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть  налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет [11].
  2. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.
  3. Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.
  4. Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет  1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.
  5. Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н. "черный налог"), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.
  6. Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу. Но льготы, связанные со структурной перестройкой экономики, развитием малого предпринимательства и стимулированием  инвестиций необходимо сохранить и даже расширить. В этих условиях льготы должны иметь временный и направленный характер, и, что важно, должны даваться участникам экономической деятельности, а не отдельным территориям.
  7. Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов (в первую очередь это федеральные регулирующие налоги: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, а также на некоторые другие).
  8. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, отсутствие оперативной связи исполнительной и законодательной властей, что выражается в первую очередь в затягивании окончательного принятия нового Налогового кодекса. По различным оценкам сейчас в России действует от 600 до 800 различных законов и иных нормативных актов, в той или иной степени затрагивающих налогообложение. Требуется их унификация и объединение в едином своде налоговых законов. Для эффективного взимания налогов на недвижимость необходимо создание кадастра земли, кадастра недвижимости, автоматизированной системы управления недвижимостью и т.д.
  9. Большая доля в структуре сбора налогов различных видов зачетов.

Одной из важных проблем в современной системе налогообложения является система налоговых ставок, которые определяют сумму налогового изъятия. Это относится к целому ряду налогов, в первую очередь к налогу на прибыль. Существует интересное предложение ввести (сначала в отдельных регионах) регрессивные ставки налога на прибыль, когда при увеличении суммы налогооблагаемой прибыли ставка налогообложения понижается. При таком методе понижающая регрессия ставок будет стимулировать не стремление уменьшить или скрыть налогооблагаемую базу, а показать ее в полном объеме, т.к. чем больше сумма получаемой прибыли, тем меньше ставка налога. Но это требует дополнительного усиления контроля со стороны налоговых органов, налоговой полиции.

В целом основными направлениями совершенствования налоговой системы являются:

  • обеспечение стабильности налоговой системы;
  • максимальное упрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющих неоднозначное толкование;
  • ослабление налогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумного уровня налоговых изъятий;
  • оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдается прямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют о неспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контроль за сбором прямых налогов;
  • усиление роли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
  • приведение в соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначе затрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
  • максимальный учет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных с их производственной деятельностью;
  • совершенствование подоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалы налогообложения с учетом инфляционного процесса;
  • развитие принципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которого является своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении и уплате налогов. [14]

Реформирование налоговой системы должно проходить таким образом, чтобы система налогообложения не только не мешала развитию российской промышленности, но и стимулировала повышению конкурентоспособности российской экономики. В этой связи следует отменить налоги, лежащие непомерном грузом на производственных предприятиях. Отмене подлежат, прежде всего, налоги, у которых в качестве объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Руководствуясь   принятыми   на   себя   международными обязательствами, Российская Федерация не должна вводить каких-либо дискриминационных налоговых мер в отношении зарубежных товаров. В целом система налогообложения операций с отечественными и импортными товарами должна быть единой, эта мера направлена на усиление конкуренции на внутреннем рынке, что должно привести к улучшению качества предлагаемых российских товаров. При этом государство   оставляет   за   собой   право   на   использование протекционистских мер, однако осуществляться они должны путем изменения ввозных пошлин.

Информация о работе Направления совершенствования наологовой системы в России