Неналоговые доходы в РФ: вопросы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 22:01, реферат

Описание работы

В Российской Федерации неналоговые доходы уступают по удельному весу налоговым доходам. Правовое регулирование неналоговых доходов бюджетов всех уровней Российской Федерации осуществляется целым комплексом нормативных правовых актов. Естественно, они представляют различные отрасли права, разные уровни и иерархические схемы. Правовой режим уплаты неналоговых доходов в федеральный бюджет по большей части определен на законодательном уровне. На федеральном уровне состав неналоговых доходов определен в БК РФ, конкретизирован в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"

Файлы: 1 файл

КР.docx

— 32.03 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что Федеральные законы о федеральном  бюджете на 2005 - 2007 гг. не разделяют  доходы на налоговые и неналоговые  в приложении, посвященном поступлению  доходов в федеральный бюджет, как это происходило в законах  о федеральном бюджете на соответствующий  год до 2005 г. При этом в приложениях  к федеральным законам о бюджете  отдельно указываются нормативы  отчислений неналоговых доходов  и федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, Федеральный закон о федеральном бюджете позволяет выделить доходы, которые рассматриваются как неналоговые с позиции федерального законодателя. При этом отметим, что ст. 6 Федерального закона о федеральном бюджете на 2007 г. закрепляет положение о том, что классификация доходов и нормативы распределения должны устанавливаться БК РФ.

В законах о бюджете  на соответствующий год дается неполный перечень возможных доходов государственного бюджета, перечисляются только доходы, актуальные и планируемые в соответствующем  году. Более широкий перечень неналоговых  доходов содержится в Федеральном  законе "О бюджетной классификации  Российской Федерации". В этом Законе также отсутствует деление государственных  доходов на налоговые и неналоговые, что свидетельствует о возврате бюджетной классификации доходов  к традициям бюджетных законов  Российской империи, в которых в  отличие от советского периода отсутствовало  четкое разграничение налогов и  неналоговых доходов.

Величина поступлений  неналоговых доходов в федеральный  бюджет и их конкретные виды устанавливаются  федеральным законом о федеральном  бюджете на соответствующий год. Большинство неналоговых доходов регламентируются гражданским законодательством. Нормы о неналоговых доходах содержатся в обширном комплексе нормативно-правовых актов различной юридической силы вследствие разнообразия самих неналоговых доходов.

Как известно, одними из основных источников неналоговых доходов  можно считать поступления от продажи и использования федерального имущества. Состав неналоговых доходов сложно назвать стабильным, их перечень носит открытый характер, при этом доходы от использования и продажи государственного имущества относятся к неналоговым доходам по своей правовой природе, а не могут быть причислены к неналоговым только в силу законодательного решения. В условиях рыночной экономики государство является предпринимателем, заинтересованным в получении предпринимательского дохода от имеющегося у него имущества. На протяжении последних лет прослеживается рост неналоговых доходов, в то время как количество объектов федеральной собственности сокращается в результате приватизации.

При этом именно в процессе совершенствования системы неналоговых  доходов от продажи и использования  федерального имущества (в том числе  ее правовых основ) Российская Федерация  может проявлять себя как специфический  участник гражданского оборота, обладающий собственностью. Представляется, что  только благодаря увеличению неналоговых  доходов федерального бюджета станет возможным достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в  этом заключается основополагающее значение неналоговых доходов. И наоборот, при благоприятных экономических условиях в государстве необходимо снижать или прекращать продажу государственной (федеральной и региональной) недвижимости.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Структура неналоговых доходов федерального бюджета (млн. руб.)

 

Наименование платежей

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

1

2

3

4

5

Неналоговые доходы - всего

219194,4

988412,9

942790,8

952094,6

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, или от деятельности государственных  и муниципальных организаций, в  том числе:

165612,1

179221,6

151095,1

155064,5

дивиденды по акциям, находящихся в государственной и муниципальной собственности

12500,0

15000,0

15500,0

16000,0

доходы от сдачи в аренду имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности

8700,0

13200,0

14700,0

17200,0

проценты, полученные от размещения в  банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета

434,6

469,1

499,6

524,6

проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны

119,2

70,0

60,0

50,0

доходы от оказания услуг или компенсации  затрат государства

62032,2

67106,5

72014,0

76323,9

перечисление прибыли ЦБРФ

32000,0

29000,0

20000,0

20000,0

платежи от государственных и муниципальных  организаций

18612,2

15563,7

13436,1

10149,9

доходы от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей

1900,0

600,0

400,0

100,0

платежи при пользовании недрами, в том числе при выполнении соглашений о разделе продукции

25031,4

26988,5

2173,3

2112,5

плата за негативное воздействие на окружающую среду

2142,1

2313,5

2475,4

2599,2

плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, зачисляемая в федеральный  бюджет

1500,0

1535,8

1678,6

1807,9

прочие поступления от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности, а также поступления от разрешённых  видов деятельности организаций

254,0

6695,5

6895,5

6895,5

лицензионные сборы

 

1457,7

1552,4

1630,0

Доходы от продаж нематериальных активов

10,9

10,5

10,5

10,5

Административные платежи и сборы

1381,2

244,8

260,7

273,7

Штрафные санкции, возмещение ущерба

1157,8

2190,6

2210,7

2227,2

Доходы от внешнеэкономической деятельности (с 01,01,2005 включая таможенные пошлины)

45205,2

779777,6

761371,6

766342,7

Прочие неналоговые доходы

5827,2

11735,6

11902,2

12065,0

Доходы, поступающие от вовлечения в  хозяйственный оборот избыточных ядерных  материалов

 

13774,5

14387,6

14481,0


 

Структура неналоговых доходов  федерального бюджета в 2011 году не претерпит  особых изменений. Сохраняется значительная структурная диспропорция с абсолютным преобладанием доходов от внешнеэкономической  деятельности, прогнозируется увеличение их доли в неналоговых доходах  в 2011 году до 86,8%.

 

2 вопрос

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И  МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти

Функционирование исполнительных органов  государственной власти

Деятельность финансовых и налоговых  органов

Прочие расходы на общегосударственное  управление


1 Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2002. С. 157.

2 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. М., 2002. С. 443.

3 Бюджетная система и учет в России: Учебно-метод. пособие / Под общ. ред. В.М. Герасимова и др. М., 2002. С. 53.

4 Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1. С. 44.

5 Сергеев А.А. Разграничение налоговых и неналоговых платежей: конституционно-правовой аспект // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 1. С. 45.


Информация о работе Неналоговые доходы в РФ: вопросы правового регулирования