Определение доходности акций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 02:30, реферат

Описание работы

Опираясь на международный опыт финансового контроля, в целях эффективного использования финансовых ресурсов и устранения препятствий в развитии предпринимательской деятельности Президентом республики были изданы Указы “Об упорядочении государственного контроля в системе производства, услуг, финансово-кредитной деятельности и отмене необоснованных проверок”, “О создании Государственной комиссии по реформированию в государственном секторе” и “Об устранении препятствий в развитии предпринимательства и усовершенствовании системы государственного контроля”. Указанные акты играют исключительно важную роль в создании демократических принципов в экономике республики и в борьбе с коррупцией.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.99 Кб (Скачать файл)

Опираясь на международный  опыт финансового контроля, в целях  эффективного использования финансовых ресурсов и устранения препятствий  в развитии предпринимательской  деятельности Президентом республики были изданы Указы “Об упорядочении государственного контроля в системе  производства, услуг, финансово-кредитной  деятельности и отмене необоснованных проверок”, “О создании Государственной  комиссии по реформированию в государственном  секторе” и “Об устранении препятствий  в развитии предпринимательства  и усовершенствовании системы государственного контроля”. Указанные акты играют исключительно  важную роль в создании демократических  принципов в экономике республики и в борьбе с коррупцией.

Развитие института аудита и расширение его сферы предусмотрены  и в принятых за последнее время  законодательных актах, таких, как  Гражданский, Трудовой и Налоговый  кодексы, в законах “Об инвестиционных фондах”, “О прокуратуре”, “О финансово-промышленных группах”, “Об охране окружающей среды”, “О страховании”, “О предприятиях с  ограниченной ответственностью”, “О Счетной палате”, “Программа приватизации государственного имущества” и т.д.

В Указе Президента Азербайджанской  Республики “О создании Государственной  комиссии по реформированию государственного сектора” основное внимание уделено  четырем важнейшим направлениям деятельности в процессе реформы  государственного сектора, которыми являются: (1) управление государственными расходами  и контроль;  
(2) реформирование системы аудита;  
(3) административные реформы и (4) реформы правовой и судебной системы.

Из указанного видно, что  в Азербайджане реформированию системы  аудита придается весьма большое  значение, и этот процесс опережает  в некоторой степени реформы  в других областях социально-экономической  жизни. Используя предоставленную  мне возможность, хотел бы вкратце  ознакомить вас с состоянием системы  аудита в нашей стране.

В республике системно развиваются  все направления аудита: внутренний, внешний (как предпринимательская  деятельность) и государственный.

Хочу вкратце остановиться на отдельных аспектах развития направлений  аудита.

Внутренний аудит 

В июне 1999 года азербайджанские  аудиторы первые из стран СНГ были приняты в члены Института  внутренних аудиторов США и получили соответствующие международные  сертификаты.

С сентября месяца прошлого года функционирует подразделение  Института внутренних аудиторов  “Аудит-Азербайджан”, и наши внутренние аудиторы активно участвуют в  международных встречах, семинарах  и тренингах.

Только за последние 5 месяцев  наши внутренние аудиторы участвовали  в крупных форумах, проходивших  в Нью-Йорке, Стамбуле и Берлине.

Рекомендации и методические пособия, получаемые от головного института  и его филиалов, помогают внутренним аудиторам совершенствовать свою квалификацию и строить свою работу в соответствии с требованиями международных стандартов и правил.

Актуальность подготовки внутренних аудиторов определяется еще и тем, что согласно Указу  Президента “Об устранении препятствий  в развитии предпринимательства  и усовершенствовании системы государственного контроля” контрольно-ревизионные  подразделения министерств, ведомств и других органов исполнительной власти, за исключением Министерства финансов, полностью ликвидированы.

Внешний аудит 

В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и Законом  “Об аудиторской службе” была создана новая структура, присущая рыночной экономике, Палата аудиторов  Азербайджанской Республики.

Деятельность Палаты регламентируется Положением “Об Аудиторской палате”, утвержденной Парламентом страны.

Палата фактически начала свою деятельность в апреле 1996 года.

Основными направлениями  работы Палаты являются организация  государственного регулирования аудита, разработка нормативных актов и  мероприятий, направленных на развитие и совершенствование аудита в  республике, защита интересов государства, экономических субъектов и аудиторов, а также осуществление контроля за деятельностью аудиторов.

Председатель и заместитель  Председателя Палаты аудиторов назначаются  Парламентом.

Палата является независимой  финансовой организацией и не подотчетна законодательной и исполнительной властям республики.

Палата выполняет в  основном следующие функции:

организует и регулирует работу аудиторской службы;

проводит аудиторские  проверки в государственных учреждениях  по специальному заказу (заявке) полномочных  государственных органов, а именно аппарата Президента, Парламента, Прокуратуры, Министерства национальной безопасности, МВД, Экономического суда и т.д.;

готовит соответствующие  законодательные документы и  т.д.

За последние три года по заказу указанных государственных  органов проведено 50 проверок, по результатам  которых выявлены факты особо  крупных хищений государственной  собственности, разбазаривания сырьевых и материальных ресурсов, злоупотребления  в использовании международных  кредитов, финансовых средств, благотворительной  помощи и т.д.

Государственный аудит 

Согласно Конституции  Парламент республики в июне 1999 года принял Закон “О Счетной палате”, определяющий статус, функции и полномочия Палаты.

Счетная палата является государственным  органом бюджетного контроля, отчитывающимся перед Парламентом республики.

Основу деятельности Палаты составляет содействие осуществлению  полномочий Парламента по утверждению  государственного бюджета республики и контролю за его исполнением.

В этих целях Счетная палата осуществляет следующие функции:

дает заключение по проекту  государственного бюджета и отчету его исполнения;

анализирует проведение финансирования из бюджета;

информирует Парламент об исполнении доходов и расходов государственного бюджета;

проводит финансовую экспертизу международных договоров республики и проектов законов, связанных с  государственным бюджетом;

проводит ежегодную аудиторскую  проверку государственных счетов и  представляет Парламенту отчет о  результатах этой проверки.

Таким образом, Счетная палата в процессе рассмотрения бюджетных  и финансовых вопросов будет действовать  прежде всего в качестве консультативного органа Парламента.

Счетная палата будет состоять из Председателя, заместителя Председателя и 7 аудиторов, срок их полномочий определен  по 7 лет.

При анализе доходов и  расходов государственного бюджета  Счетная палата в необходимых  случаях может проводить аудит  на предприятиях и в организациях.

Счетная палата при осуществлении  своих функций может по взаимному  согласию привлекать представителей органов  государственной власти, а также  независимых аудиторов и отдельных  специалистов на договорной основе.

Вместе с тем, на наш  взгляд, действующая правовая основа не позволяет четко определить сферу  охвата высшего аудита. В Законе “О Счетной палате” упоминаются  только бюджетные счета, а они, как  известно, отражают лишь определенную часть операций государственного сектора.

Аудиторской проверке не подлежат следующие виды операций и счетов: внебюджетные счета; квазифискальные  операции между центральным правительством и другими государственными учреждениями; государственные активы, а также  органы государственной власти, хозрасчетные государственные предприятия и  организации.

По нашему мнению, необходимо существенно расширить сферу  деятельности Счетной палаты, включив  в нее все вышеперечисленные  виды операций, внебюджетные счета, органы государственной власти и государственные  предприятия.

Для приведения юридического статуса, функций и обязанностей Счетной палаты в соответствие международным  правилам в первоочередном порядке  требуется:

Счетная палата должна быть закреплена как высший бюджетно-финансовый государственный контрольный ор-ган  и наделена функциями по реализации полномочий Президента и Парламента относительно бюджетно-финансовой системы  страны.

Независимо от отражения  в республиканском бюджете управление всеми финансовыми ресурсами  должно быть под контролем такого государственного органа, как Счетная  палата.

Эти требования, кстати, вытекают и из решений всем вам известной  Лимской декларации “Руководящие принципы финансового контроля”.

Наряду с этим, как принято  в мировой практике, к функциям Счетной палаты должны добавиться следующие:

  • аудит приватизаций,
  • аудит межгосударственных соглашений по финансово-экономической деятельности,
  • представление перечня рекомендаций и предложений по планированию и рациональному использованию финансовых ресурсов Президенту и Парламенту, а также проверяемым организациям,
  • экологический аудит.

Уважаемые коллеги!

Переход к рыночной экономике, который протекает в быстро меняющихся условиях становления правового  государства, и формирование системы  финансового контроля, в том числе  государственной системы контроля, не может быть кратковременным процессом  с заранее заданными параметрами.

В частности, в Азербайджане развитие аудита и реформирование аудиторской  системы требуют внедрения в  жизнь Закона “О Счетной палате”, дополнений и изменений к Закону “Об аудиторской службе”, утверждения  документов, связанных с организацией и реформированием внутреннего  аудита, а также изменений и  дополнений в соответствующих нормативно-правовых и законодательных актах Азербайджанской  Республики.

В целом же, нам представляется, назрела настоятельная необходимость  в разработке общей концепции  государственной системы контроля в странах СНГ, в т.ч. в Азербайджане, в частности, его правовом закреплении  в Законе “О государственном финансовом контроле”.

В этом законе можно было бы закрепить правовые основы государственного финансового контроля в условиях рынка, установить его цели и задачи, определить органы, наделенные правом финансового контроля, утвердить  их компетенцию и полномочия.

Структурная основа государственной  системы контроля должна, на наш  взгляд, сложиться, с одной стороны, из государственного аудита, то есть высших контрольно-ревизионных органов, наделенных Конституцией и законом правом контроля. С другой стороны, ее основной частью могут стать ряд ныне действующих  специальных органов государственного контроля, другие ветви аудита.

В связи с вышеизложенным нами в Палате аудиторов была создана  комиссия по подготовке предложений, направленных на дальнейшее совершенствование и  реформирование системы аудита в  республике. Комиссией недавно была завершена работа над указанным  документом, и решением Совета Палаты аудиторов одобренный итоговый вариант предложений по данному вопросу был представлен в соответствующие центральные органы и созданную государственную комиссию.

В разработанной нами концепции  главной целью реформирования системы  аудита в Азербайджане является обеспечение  в экономике страны необходимой  финансовой прозрачности.

Основными задачами проведения реформы в области организации  аудита являются:

  • создание государственного аудита и внутреннего аудита, совершенствование независимого аудита, отвечающих требованиям международных стандартов;
  • установление взаимных связей и сотрудничества между этими тремя направлениями аудита;
  • повышение эффективности использования аудита в деле проведения консультаций и оказание услуг в хозяйствующих субъектах.

Для решения этих задач  в первую очередь предлагается:

  • совершенствование нормативно-правовой базы аудита;
  • подготовка аудиторских кадров и повышение их квалификации;
  • повышение качества аудита и совершенствование его контроля;
  • организация внутреннего аудита.

Все контрольно-ревизионные  органы стран бывшего Союза в  настоящее время находятся в  примерно одинаковых условиях; решают вопросы, связанные с совершенствованием финансового контроля, усилением  борьбы с коррупцией, незаконным разбазариванием  государственных средств и имущества, созданием гарантированной системы, обеспечивающей максимальную эффективность  контроля.

Поэтому, поддерживая идею создания Совета глав SAI стран СНГ, нам  представляется целесообразным решение  нашими совместными усилиями этих важных проблем, которые в виде тезиса предлагаем к вашему обсуждению:

1 разработка компьютерной информационной базы данных по законодательству стран участников в области финансового контроля и аудита.

2 разработка модельных законопроектов по вопросам государственного финансового контроля для их использования в законотворческой деятельности в странах участниках Совета с целью гармонизации законодательств.

3 создание координационного комитета по подготовке мероприятий по борьбе с коррупцией и финансовым мошенничеством.

4 осуществление совместных проверок.

5 координация деятельности организаций-членов по развитию и совершенствованию, повышению статуса и престижа профессии государственного аудитора.

6 обмен профессиональной и технической информацией между организациями-членами.

7 проведение конгрессов, конференций и семинаров с целью предоставления возможности специалистам в области контроля встречаться в условиях, способствующих проведению дискуссии и обмену мнениями, а также привлечению внимания и информированию представителей профессии об актуальных проблемах государственного финансового контроля и аудита.

Информация о работе Определение доходности акций