Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 02:30, реферат
Опираясь на международный опыт финансового контроля, в целях эффективного использования финансовых ресурсов и устранения препятствий в развитии предпринимательской деятельности Президентом республики были изданы Указы “Об упорядочении государственного контроля в системе производства, услуг, финансово-кредитной деятельности и отмене необоснованных проверок”, “О создании Государственной комиссии по реформированию в государственном секторе” и “Об устранении препятствий в развитии предпринимательства и усовершенствовании системы государственного контроля”. Указанные акты играют исключительно важную роль в создании демократических принципов в экономике республики и в борьбе с коррупцией.
Опираясь на международный
опыт финансового контроля, в целях
эффективного использования финансовых
ресурсов и устранения препятствий
в развитии предпринимательской
деятельности Президентом республики
были изданы Указы “Об упорядочении
государственного контроля в системе
производства, услуг, финансово-кредитной
деятельности и отмене необоснованных
проверок”, “О создании Государственной
комиссии по реформированию в государственном
секторе” и “Об устранении препятствий
в развитии предпринимательства
и усовершенствовании системы государственного
контроля”. Указанные акты играют исключительно
важную роль в создании демократических
принципов в экономике
Развитие института аудита и расширение его сферы предусмотрены и в принятых за последнее время законодательных актах, таких, как Гражданский, Трудовой и Налоговый кодексы, в законах “Об инвестиционных фондах”, “О прокуратуре”, “О финансово-промышленных группах”, “Об охране окружающей среды”, “О страховании”, “О предприятиях с ограниченной ответственностью”, “О Счетной палате”, “Программа приватизации государственного имущества” и т.д.
В Указе Президента Азербайджанской
Республики “О создании Государственной
комиссии по реформированию государственного
сектора” основное внимание уделено
четырем важнейшим направлениям
деятельности в процессе реформы
государственного сектора, которыми являются:
(1) управление государственными расходами
и контроль;
(2) реформирование системы аудита;
(3) административные реформы и (4) реформы
правовой и судебной системы.
Из указанного видно, что в Азербайджане реформированию системы аудита придается весьма большое значение, и этот процесс опережает в некоторой степени реформы в других областях социально-экономической жизни. Используя предоставленную мне возможность, хотел бы вкратце ознакомить вас с состоянием системы аудита в нашей стране.
В республике системно развиваются все направления аудита: внутренний, внешний (как предпринимательская деятельность) и государственный.
Хочу вкратце остановиться на отдельных аспектах развития направлений аудита.
Внутренний аудит
В июне 1999 года азербайджанские аудиторы первые из стран СНГ были приняты в члены Института внутренних аудиторов США и получили соответствующие международные сертификаты.
С сентября месяца прошлого года функционирует подразделение Института внутренних аудиторов “Аудит-Азербайджан”, и наши внутренние аудиторы активно участвуют в международных встречах, семинарах и тренингах.
Только за последние 5 месяцев наши внутренние аудиторы участвовали в крупных форумах, проходивших в Нью-Йорке, Стамбуле и Берлине.
Рекомендации и методические пособия, получаемые от головного института и его филиалов, помогают внутренним аудиторам совершенствовать свою квалификацию и строить свою работу в соответствии с требованиями международных стандартов и правил.
Актуальность подготовки
внутренних аудиторов определяется
еще и тем, что согласно Указу
Президента “Об устранении препятствий
в развитии предпринимательства
и усовершенствовании системы государственного
контроля” контрольно-
Внешний аудит
В соответствии с Конституцией Азербайджанской Республики и Законом “Об аудиторской службе” была создана новая структура, присущая рыночной экономике, Палата аудиторов Азербайджанской Республики.
Деятельность Палаты регламентируется Положением “Об Аудиторской палате”, утвержденной Парламентом страны.
Палата фактически начала свою деятельность в апреле 1996 года.
Основными направлениями
работы Палаты являются организация
государственного регулирования аудита,
разработка нормативных актов и
мероприятий, направленных на развитие
и совершенствование аудита в
республике, защита интересов государства,
экономических субъектов и
Председатель и заместитель Председателя Палаты аудиторов назначаются Парламентом.
Палата является независимой
финансовой организацией и не подотчетна
законодательной и
Палата выполняет в основном следующие функции:
организует и регулирует работу аудиторской службы;
проводит аудиторские проверки в государственных учреждениях по специальному заказу (заявке) полномочных государственных органов, а именно аппарата Президента, Парламента, Прокуратуры, Министерства национальной безопасности, МВД, Экономического суда и т.д.;
готовит соответствующие законодательные документы и т.д.
За последние три года
по заказу указанных государственных
органов проведено 50 проверок, по результатам
которых выявлены факты особо
крупных хищений
Государственный аудит
Согласно Конституции Парламент республики в июне 1999 года принял Закон “О Счетной палате”, определяющий статус, функции и полномочия Палаты.
Счетная палата является государственным органом бюджетного контроля, отчитывающимся перед Парламентом республики.
Основу деятельности Палаты составляет содействие осуществлению полномочий Парламента по утверждению государственного бюджета республики и контролю за его исполнением.
В этих целях Счетная палата осуществляет следующие функции:
дает заключение по проекту государственного бюджета и отчету его исполнения;
анализирует проведение финансирования из бюджета;
информирует Парламент об исполнении доходов и расходов государственного бюджета;
проводит финансовую экспертизу
международных договоров
проводит ежегодную
Таким образом, Счетная палата в процессе рассмотрения бюджетных и финансовых вопросов будет действовать прежде всего в качестве консультативного органа Парламента.
Счетная палата будет состоять из Председателя, заместителя Председателя и 7 аудиторов, срок их полномочий определен по 7 лет.
При анализе доходов и расходов государственного бюджета Счетная палата в необходимых случаях может проводить аудит на предприятиях и в организациях.
Счетная палата при осуществлении
своих функций может по взаимному
согласию привлекать представителей органов
государственной власти, а также
независимых аудиторов и
Вместе с тем, на наш взгляд, действующая правовая основа не позволяет четко определить сферу охвата высшего аудита. В Законе “О Счетной палате” упоминаются только бюджетные счета, а они, как известно, отражают лишь определенную часть операций государственного сектора.
Аудиторской проверке не подлежат
следующие виды операций и счетов:
внебюджетные счета; квазифискальные
операции между центральным
По нашему мнению, необходимо существенно расширить сферу деятельности Счетной палаты, включив в нее все вышеперечисленные виды операций, внебюджетные счета, органы государственной власти и государственные предприятия.
Для приведения юридического статуса, функций и обязанностей Счетной палаты в соответствие международным правилам в первоочередном порядке требуется:
Счетная палата должна быть
закреплена как высший бюджетно-финансовый
государственный контрольный
Независимо от отражения
в республиканском бюджете
Эти требования, кстати, вытекают и из решений всем вам известной Лимской декларации “Руководящие принципы финансового контроля”.
Наряду с этим, как принято в мировой практике, к функциям Счетной палаты должны добавиться следующие:
Уважаемые коллеги!
Переход к рыночной экономике,
который протекает в быстро меняющихся
условиях становления правового
государства, и формирование системы
финансового контроля, в том числе
государственной системы
В частности, в Азербайджане
развитие аудита и реформирование аудиторской
системы требуют внедрения в
жизнь Закона “О Счетной палате”,
дополнений и изменений к Закону
“Об аудиторской службе”, утверждения
документов, связанных с организацией
и реформированием внутреннего
аудита, а также изменений и
дополнений в соответствующих нормативно-
В целом же, нам представляется,
назрела настоятельная
В этом законе можно было бы закрепить правовые основы государственного финансового контроля в условиях рынка, установить его цели и задачи, определить органы, наделенные правом финансового контроля, утвердить их компетенцию и полномочия.
Структурная основа государственной
системы контроля должна, на наш
взгляд, сложиться, с одной стороны,
из государственного аудита, то есть высших
контрольно-ревизионных
В связи с вышеизложенным нами в Палате аудиторов была создана комиссия по подготовке предложений, направленных на дальнейшее совершенствование и реформирование системы аудита в республике. Комиссией недавно была завершена работа над указанным документом, и решением Совета Палаты аудиторов одобренный итоговый вариант предложений по данному вопросу был представлен в соответствующие центральные органы и созданную государственную комиссию.
В разработанной нами концепции главной целью реформирования системы аудита в Азербайджане является обеспечение в экономике страны необходимой финансовой прозрачности.
Основными задачами проведения реформы в области организации аудита являются:
Для решения этих задач в первую очередь предлагается:
Все контрольно-ревизионные
органы стран бывшего Союза в
настоящее время находятся в
примерно одинаковых условиях; решают
вопросы, связанные с совершенствованием
финансового контроля, усилением
борьбы с коррупцией, незаконным разбазариванием
государственных средств и
Поэтому, поддерживая идею создания Совета глав SAI стран СНГ, нам представляется целесообразным решение нашими совместными усилиями этих важных проблем, которые в виде тезиса предлагаем к вашему обсуждению:
1 разработка компьютерной информационной базы данных по законодательству стран участников в области финансового контроля и аудита.
2 разработка модельных законопроектов по вопросам государственного финансового контроля для их использования в законотворческой деятельности в странах участниках Совета с целью гармонизации законодательств.
3 создание координационного комитета по подготовке мероприятий по борьбе с коррупцией и финансовым мошенничеством.
4 осуществление совместных проверок.
5 координация деятельности организаций-членов по развитию и совершенствованию, повышению статуса и престижа профессии государственного аудитора.
6 обмен профессиональной и технической информацией между организациями-членами.
7 проведение конгрессов, конференций и семинаров с целью предоставления возможности специалистам в области контроля встречаться в условиях, способствующих проведению дискуссии и обмену мнениями, а также привлечению внимания и информированию представителей профессии об актуальных проблемах государственного финансового контроля и аудита.