Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 21:47, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, порядок рассмотрения и утверждения бюджета, его исполнение, а также составление отчетов об исполнении бюджета. В практической же части на примере будет составлен бюджет 2009 года Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Бюджетный процесс и его стадии…………………………………………..5
1.1. Бюджетное планирование и бюджетный процесс……………………5
1.2. Составление проектов бюджетов………………………………………7
1.3. Рассмотрение и утверждение бюджетов………………………………8
1.4. Исполнение бюджетов…………………………………………………10
1.5. Составление отчетов об использовании бюджетов и их утверждение……………………………………………………………………12
2. Исполнение бюджета 2009 года…………………………………………..14
2.1. Пресс-релиз…………………………………………………………….14
2.2. Итоги исполнения бюджета в 2009 году…………………………….18
2.3. Депутаты одобрили исполнение бюджета за 2009 год…………….26
Заключение…………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………
В случае непринятия ГД закона о федеральном бюджете до 1 декабря текущего года или невступления его в силу до 1 января по другим причинам Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года.
1.4. Исполнение бюджетов
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке (для федерального бюджета - подписания Президентом РФ). В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов (в настоящее время осуществляется переход от банковской системы кассового исполнения бюджета к казначейской - первоначально на эту систему перейдет федеральный бюджет, затем - бюджеты более низких уровней). На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Особая роль определена Федеральному казначейству Министерства финансов РФ - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы - зачисление всех поступающих доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволит обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. Для исполнения федерального бюджета предусмотрено открытие в Казначействе лицевых счетов для каждого главного распорядителя и получателя средств бюджета. Федеральное казначейство должно регистрировать все бюджетные операции в Главной книге Казначейства и вести сводный реестр бюджетополучателей.
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи - документа о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы санкционирования: составление и утверждение бюджетной росписи (в течение 17 дней со дня утверждения бюджета), утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
За исполнение доходной части бюджета отвечают Государственная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, вводится режим сокращения расходов (до 5 % - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если последний не принял решение о сокращении в установленный законом срок, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональной сокращение (секвестр) расходов).
Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом. Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.
1.5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их
Утверждение
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).
Для контроля за исполнением бюджета ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета).
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:
отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
отчетом о доходах, полученных от использования гос.имущества;
сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.
Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в ГД, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета .
2. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА 2009 ГОДА
2.1. Пресс-релиз
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
за январь-декабрь 2009 года
По предварительной оценке федеральный бюджет за январь-декабрь 2009 года исполнен:
по доходам - в сумме 6 276,74 млрд. рублей, или 101,7% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2009 год;
по финансированию расходов – 4 365,51 млрд. рублей, или 98,2% к уточненной бюджетной росписи расходов на 2009 год;
по кассовому исполнению расходов – 4 277,35 млрд. рублей, или 96,2% к уточненной бюджетной росписи расходов на 2009 год;
по кассовому профициту – 1 999,39 млрд. рублей.
Первичный профицит составил 2 167,54 млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета
Доходы федерального бюджета за январь-декабрь 2009 года в разрезе федеральных органов исполнительной власти - администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов:
Федеральной налоговой службой – в сумме 2 999,92 млрд. рублей, что составило 100,5% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2009 год;
Федеральной таможенной службой – 2 864,03 млрд. рублей, что составляет 100,4% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2009 год;
Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом - в сумме 69,83 млрд. рублей, или 106,1% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2009 год;
Другими федеральными органами – 342,96 млрд. рублей, или 128,5% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2009 год.
Финансирование расходов федерального бюджета
Финансирование расходов федерального бюджета за январь-декабрь 2009 года составляет 4 365,51 млрд. рублей (98,2% к уточненной бюджетной росписи расходов на 2009 год).
Объем кассовых расходов за отчетный период составил 4 277,35 млрд. рублей (96,2% к уточненной бюджетной росписи расходов на 2009 год).
Стабилизационный фонд Российской Федерации.
Объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года составил 1 237,0 млрд. рублей.
В соответствии с приказом Минфина России от 27 января 2009 года № 35 “Об утверждении предварительного расчета остатков средств федерального бюджета на 1 января 2009 года, подлежащих зачислению в Стабилизационный фонд Российской Федерации” в январе 2009 года в Стабилизационный фонд Российской Федерации было зачислено 222,0 млрд. рублей, в том числе 176,5 млрд.рублей по поступлениям декабря 2008 года.
В январе-декабре текущего года Стабилизационный фонд Российской Федерации за счет доходов I квартала на 218,4 млрд. рублей (без учета указанной выше суммы), за счет доходов II квартала на 389,4 млрд. рублей, за счет доходов III квартала на 448,3 млрд. рублей, за счет доходов октября на 153,0 млрд. рублей, за счет доходов ноября на 135,2 млрд. рублей, и за счет доходов декабря на 154,4 млрд. рублей
В соответствии с порядком размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2009 года №229
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2009 года № 110
Таким образом, по состоянию на 1 января 2008 года, размещено средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в объеме 2 340,9 млрд. рублей, остаток на счете по учету средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в рублях равен нулю.
2.2.Итоги исполнения бюджета в 2009 годуОбластной бюджет в 2009 году исполнен в полном объеме. Этому во многом способствовали позитивные результаты социально-экономического развития области. Индекс промышленного производства в 2009 году составил 100,4 процента. На развитие экономики и социальной сферы направлено 41,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что на 30 процентов выше уровня 2008 года. В два раза увеличились объемы работ в строительстве. Превышен прошлогодний уровень розничного товарооборота и объема платных услуг населению (соответственно на 12 и 16 процентов). Среднемесячная номинальная заработная плата работников организаций, включая субъекты малого предпринимательства, выросла на 19 процентов. Эти и другие положительные тенденции обусловили существенное привлечение дополнительных поступлений в областную казну и позволили в течение года увеличить первоначальный план по налоговым и неналоговым платежам на 990,1 млн. рублей. Доходная часть областного бюджета по всем источникам за 2009 год исполнена на 102,6 процента к утвержденному годовому плану. Структура доходной части выглядит следующим образом:
Собственные налоговые и неналоговые доходы областного бюджета исполнены в сумме 13,3 млрд. рублей, или на 103,9 процента к утвержденному годовому плану. Наибольший удельный вес в структуре собственных доходов составляет налог на прибыль -35,6 процентов, который получен в сумме 4 741,5 млн. рублей (104,8 процента годовых плановых назначений). Налога на доходы физических лиц в областную казну поступило 4 166,7 млн. рублей (102,5 процента к плану года). Объем акцизов составил 1119,8 млн. рублей (101,8 процента к плану). Налогов на малый бизнес, применяющий упрощенную систему налогообложения, поступило 446,8 млн. рублей (102,1 процента к плану). В группе налогов на имущество основную долю составляет налог на имущество организаций. Он получен в объеме 583,8 млн. рублей, что на 31,7 процента выше уровня прошлого года. Это обусловлено вводом в действие новых производственных объектов, в частности горно-обогатительной фабрики и терминала по перекачке нефти. В прогнозном объеме поступили налоги за пользование природными ресурсами – 782,1 млн. рублей. На 103,5 процента выполнены показатели по доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (207,9 млн.рублей). Годовые плановые назначения по плате за негативное воздействие на окружающую среду исполнены на 100,6 процента (149,1 млн.рублей). Финансовая помощь и субвенции из федерального бюджета получены в сумме 7,2 млрд. рублей. На реализацию приоритетных национальных проектов из Федерации поступило - 232,1 млн.рублей. На выполнение федеральных целевых программ получено 698,9 млн. рублей . Расходы областного бюджета в 2009 году составили 20,4 млрд. рублей и в целом исполнены на 99,4 процента к утвержденному годовому плану. По сравнению с предыдущим годом расходная часть увеличилась на 4,9 млрд. рублей. Это обусловлено, прежде всего, увеличением расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, стипендий, пособий, на предоставление мер социальной поддержки и на оплату коммунальных услуг, увеличением ассигнований на реализацию областных социально-экономических целевых программ, а также ростом объемов субвенций на исполнение государственных полномочий Российской Федерации и Архангельской области. Структура расходной части областного бюджета за 2009 год:
Наибольший удельный вес в структуре расходной части традиционно занимают расходы на финансирование отраслей социально-культурной сферы. Бюджетные обязательства на содержание государственных учреждений и на проведение мероприятий в этой сфере профинансированы в полном объеме. Дважды повышенная в течение 2009 года заработная плата (с 1 мая – на 15 процентов, с 1 октября – на 11 процентов) выплачивалась своевременно. В отрасли образование обеспечено функционирование 113 областных образовательных учреждений. Почти 55 процентов затрат отрасли (919,4 из 1 677,7 млн.рублей) составляют расходы на оплату труда. На питание в учреждениях образования направлено 141 млн. рублей. Выплаты из стипендиального фонда составили 64,8 млн. рублей. Расходы на реализацию 6 целевых программ в сфере образования составили 91 млн. рублей. Расходы на здравоохранение, в том числе на выполнение мероприятий Программы государственных гарантий по обеспечению населения области бесплатной медицинской помощью, в 2009 году составили 2 326,4 млн.рублей. Более трети этих расходов занимают расходы на страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (885 млн. рублей). На приобретение медикаментов и продуктов питания для 30 областных учреждений израсходовано соответственно 88,3 и 71,7 млн. рублей, на капитальный и текущий ремонт учреждений - 96,7млн.рублей, на приобретение оборудования 89,8 млн.рублей. На реализацию 4-х областных целевых программ в сфере здравоохранения направлено 232,6 млн. рублей. Финансирование отрасли «Социальная политика» обеспечило функционирование 24 областных домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 20 центров социального обслуживания, социального приюта, центра реабилитации «Родник», 25 отделений социальной защиты населения. Расходы на содержание этих учреждений составили в 2009 году - 543,6 млн.рублей. Расходы на социальное обеспечение населения (предоставление мер социальной поддержки, льгот, пособий и т.п.) ежегодно возрастают, в отчетном году они составили 2 466,7 млн. рублей; задолженности областного бюджета по этим обязательствам нет. На реализацию областного закона «О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан» выделено 1 385,9 млн.рублей. Ежемесячные детские пособия выплачены в сумме 354,4 млн. рублей, еще 78,1 млн.рублей направлено на предоставление льгот по областному закону «О социальной поддержке многодетных семей». На опекунские пособия, оплату труда приемных родителей, а также на льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, израсходовано 178,2 млн. рублей. Социальная помощь гражданам оказана в сумме 23,9 млн.рублей. Бюджетные ассигнования на культуру, кинематографию и средства массовой информации исполнены в объеме 522,1 млн. рублей. На содержание 15 областных учреждений культуры, 23 редакций газет и 2 типографий израсходовано 166,5 млн.рублей. На реконструкцию здания Архангельского драматического театра имени М.В. Ломоносова направлено 252,5 млн. рублей, на проведение ремонтно-реставрационных работ памятников истории и культуры - 19,3 млн. рублей. В полном объеме профинансированы расходы на реализацию областной целевой программы «Культура Русского Севера (2009–2012 годы)» (55,4 млн.рублей). Расходы на физическую культуру и спорт в отчетном году составили 111,8 млн. рублей, в том числе на реализацию областной программы «Спорт Беломорья на 2009–2012 годы» - 20,7 млн. рублей. На обеспечение противопожарной безопасности, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных действий, а также на правоохранительную деятельность израсходовано 1 309,3 млн.рублей, в том числе на денежное довольствие аттестованному составу - 562,2 млн.рублей. Расходы областного бюджета на оплату труда с начислениями государственных гражданских служащих Архангельской области в 2009 году составили 504,3 млн.рублей, а в целом на содержание органов исполнительной власти и иных государственных органов Архангельской области израсходовано 716,3 млн.рублей. Расходы, связанные с поддержкой, субсидированием и исполнением иных государственных функций в отношении отраслей национальной экономики (в том числе компенсация убытков организаций от государственного регулирования цен и тарифов на отдельные виды услуг, а также инвестиционные расходы) составили 2 140,9 млн. рублей. На строительство газопровода Нюксеница–Архангельск направлено 210,0 млн. рублей, на реализацию областной целевой программы «Газификация Архангельской области (2008–2010 годы)» – 10,9 млн. рублей. На сельское хозяйство выделено 407,7 млн. рублей, в том числе на поддержку сельскохозяйственного производства – 300,3 млн.рублей и на обеспечение деятельности учреждений ветеринарной сети – 84,7 млн.рублей. Областной бюджет полностью рассчитался с сельхозпроизводителями по всем начисленным субсидиям. В 2009 году организациям воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта из областного бюджета перечислено 68,7 млн.рублей субсидий (в основном, на покрытие убытков от перевозки пассажиров). Это позволило сохранить 17 пригородных пассажирских железнодорожных линий, организовать работу 6 речных и 2 морских пассажирских линий и осуществлять государственное регулирование тарифов на пассажирские перевозки на воздушных линиях в районах, где авиация является единственным видом транспорта. Расходы областного бюджета на финансирование дорожного хозяйства составили 1 051,9 млн. рублей (из них на содержание автомобильных дорог – 562,5 млн.рублей, на ремонт дорог - 193,1 млн. рублей, на строительство дорог – 216,7 млн.рублей). В целях поддержки малого предпринимательства победителям областного конкурса инвестиционных проектов перечислено 10 млн. рублей для субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам в кредитных организациях. Еще 8,8 млн.рублей израсходовано на мероприятия в рамках областной целевой программы «Развитие малого предпринимательства на 2009-2011 годы». Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство исполнены в сумме 545,8 млн. рублей, большую часть которых составляют расходы на покрытие убытков, связанных с государственным регулированием цен на электроэнергию, вырабатываемую децентрализованными источниками электроснабжения (281,0 млн. рублей) и на возмещение расходов ГУП «ОблДЭС», связанных с подготовкой к отопительному периоду (50,0 млн. рублей). Кроме того 181,0 млн.рублей перечислено ОАО «Архангельская генерирующая компания» на погашение задолженности по возмещению разницы в тарифах за отпущенную населению в 1997-1998 годах тепловую энергию. На разработку проектно-сметной документации для строительства социального жилья перечислено 13,0 млн. рублей. Инвестиции в объекты ЖКХ составили 5,1 млн. рублей. В целом следует подчеркнуть рост расходов, носящих инвестиционный характер. По сравнению с прошлым годом в 2009 году объем средств, выделенных в рамках областной программы государственных капитальных вложений, увеличился в 1,98 раза и достиг уровня 672,1 млн. рублей. Кроме того, за счёт федеральных субвенций на финансирование государственных капитальных вложений направлено 688 миллионов. 2009 год стал годом начала практической реализации реформы местного самоуправления. По сравнению с прошлым годом объем трансфертов в местные бюджеты увеличился почти в полтора раза и составил 7,5 млрд. рублей. В виде дотаций из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) направлено 1,7 млрд. рублей. Кроме того, на cофинансирование отдельных вопросов местного значения выделено 607,5 млн. рублей (в том числе на поддержку завоза продукции в районы Крайнего Севера - 138,3 млн. рублей, на покрытие убытков, связанных с государственным регулированием цен на теплоэнергию, отпускаемую населению, – 330,0 млн. рублей). Еще 124,0 млн. рублей предоставлено муниципальным образованиям в виде субсидий на подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме. 314,8 млн. рублей перечислено для предоставления гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. На реализацию государственных полномочий из фонда компенсаций в виде субвенций передано 3 133,1 млн. рублей. Объем средств, передаваемых в местные бюджеты по инвестиционной программе и в рамках социально-экономических целевых программ, увеличился в 3,5 раза, или на 762 млн. рублей. Так, на объекты муниципальной собственности по областной программе государственных капитальных вложений направлено 250,9 млн. рублей, что позволило ввести в эксплуатацию школы в г. Онеге, в п. Маложма Онежского района, в д. Никольская Шенкурского района, в п. Березник Виноградовского района, в п. Шестиозерье Няндомского района, кардиологический корпус 1-й горбольницы г. Архангельска, а также завершить реконструкцию хирургического отделения Шенкурской центральной районной больницы и центральной районной больницы в п. Коноша. Государственный долг Архангельской области на 1.01.2010 составил 2,2 млрд. рублей (в том числе обязательства по предоставленным государственным гарантиям – 1,7 млрд.рублей).
|
Информация о работе Организация бюджетного процесса (на примере РФ)