Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:18, курсовая работа
Целью данной работы является: на основе изучения существующего механизма планирования расходов бюджетных организаций, выявить его недостатки и определить возможности перехода от системы нормирования к программно-целевому методу планирования расходов.
В рамках сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные направления расходов бюджетных организаций, существующие методы их планирования;
2. Оценить действующий механизм сметного планирования и финансирования расходов;
Введение
Глава 1. Основы организации финансов и основные направления расходов бюджетных организаций
1.1 Понятие бюджетного учреждения, особенности и принципы организации его финансов.
1.2 Основные расходы бюджетных организаций
Глава 2. Планирование расходов в бюджетных организациях
2.1 Методы планирования расходов бюджетных учреждений
2.2 Государственное и муниципальное задание как инструмент организации планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг
2. 3 Планирование расходов бюджетных учреждений в рамках модели сметного финансирования
2.4 Модель финансирования, ориентированного на управления результатами в рамках программно-целевого метода планирования расходов
Заключение
Список используемой литературы
Подстатья 222 «Транспортные услуги». Как правило, здесь планируют расходы на оплату проезда в случае служебных командировок, на курсы повышения квалификации (в том числе студентам, обучающимся по заочной форме обучения, при проезде к месту нахождения учебного заведения), расходы по доставке нефинансовых активов. При определении необходимого объема денежных средств используют: данные о количестве командировок в год с ориентировочной стоимостью проезда, план повышения квалификации, данные о среднегодовых расходах по найму транспорта.
Подстатья 223 «Коммунальные услуги». По этой подстатье планируются потребление и оплата:
– отопления и технологических нужд, а также горячего водоснабжения;
– газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги);
– электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей;
– водоснабжения, водоотведения, ассенизации;
– другие аналогичные расходы.
При расчете необходимого объема денежных средств нужны: сведения о потребности в электроэнергии, теплоэнергии, газе, воде, данные о тарифах на коммунальные услуги.
Подстатья 224 «Арендная плата за пользование имуществом» . На данной подстатье планируются расходы по арендной плате в соответствии с заключенными договорами. Для расчета необходимы документы, подтверждающие количество арендуемых зданий и сооружений, их площадь, ставки арендной платы.
Подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» .Здесь планируют расходы учреждения по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов (основных средств, непроизведенных активов, нематериальных активов, материальных запасов), находящихся в оперативном управлении, аренде или безвозмездном пользовании. При расчете используют: план капитального, текущего ремонта зданий и сооружений, план ремонта коммунальных систем, расчет стоимости техобслуживания автомобиля, данные о расходах на оказание услуг по техническому обслуживанию охранной и пожарной сигнализации, локальных вычислительных сетей, данные по среднегодовым расходам на профилактику и заправку оргтехники.
Подстатья 226 «Прочие работы, услуги». На эту подстатью относят расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 – 225, например:
– на вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию);
– на страхование жизни, здоровья и имущества (в том числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств);
– на оказание медицинской помощи военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов в учреждениях здравоохранения;
– по прокату специальных кино-, видео- и аудиозаписей;
– по найму жилых помещений при служебных командировках;
– по изготовлению бланков (государственных сертификатов, отчетности и пр.);
– на услуги в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных).
Статья 290 «Прочие расходы». На данной статье планируют расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг. Здесь отражаются расходы связанные с:
– уплатой налогов и сборов в бюджеты всех уровней, уплатой разного рода платежей, сборов, государственных пошлин, лицензий, штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и другие экономические санкции;
– отчислениями денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;
– выплатой государственных премий в различных областях;
– приемом и обслуживанием делегаций (представительские расходы);
– выплатами спортсменам и их тренерам;
– прочими расходами, не отнесенным к другим статьям.
При планировании необходимого объема денежных средств используют нормативные документы, регламентирующие данные расходы.
Статья 310 «Увеличение стоимости основных средств». По данной статье планируют расходы по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев. При определении объема расхода по этой статье используют: нормы обеспеченности основными средствами, сведения о ценах на объекты основных средств, фактической обеспеченности основными средствами.
Статья 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов». Планируются расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к материальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них. При определении необходимого объема денежных средств используются сведения о потребности в объектах нематериальных активов и ценах на них.
Статья 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов». На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости непроизведенных активов, используемых в процессе деятельности учреждения, не являющихся продуктами производства (земля, ресурсы недр и пр.), права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены.
Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» . По данной статье планируются расходы по оплате договоров на приобретение материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам. При расчете объема средств используют: нормы обеспеченности материальными запасами, данные об утвержденных нормах пробега и расхода ГСМ, сведения о стоимости ГСМ, ориентировочных ценах на запчасти, данные о потребности в канцтоварах, бумаге, картриджах, хозяйственных товарах.
2.1 Методы планирования расходов бюджетных учреждений
Бюджетное планирование – это определение объема источников и целенаправленного использования бюджетных ресурсов на каждом уровне управления.
Бюджетное планирование состоит из следующих этапов:
1. составление проектов бюджетов финансовыми органами
2. рассмотрение и утверждение бюджетов
3. поквартальное распределение доходов и расходов (составление бюджетной росписи)
4. составление и утверждение бюджетных смет
Таким образом, финансовое планирование в учреждениях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет.
Утвержденные сметы бюджетного учреждения являются их финансовыми планами на определенный период времени.
Основными методами планирования бюджетных расходов являются:
1.Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проектам и их концентрации и целевому использованию, улучшению контроля. В свою очередь все это повышает уровень эффективности освоения средств.
В последнее десятилетие в нашей стране данный метод бюджетного планирования и финансирования неуклонно расширяется. Этому способствуют разработка и осуществление многих федеральных и региональных экономических, социальных, экологических и других программ. Многие специалисты полагают, что в перспективе этот метод будет находить все более широкое распространение.
Объем средств, выделяемых для осуществления мероприятий и проектов, определяется на основе сметного порядка планирования и финансирования. В основе расчетов смет бюджетных учреждений лежат объемные показатели деятельности (число коек, учащихся, групп, классов и т.д.), время функционирования учреждений и финансовые нормы. При планировании мероприятий по социальной защите населения (пенсии, пособия и другие) учитываются численность получателей этих средств и установленные нормы выплат.
2. Нормативный метод планирования расходов и выплат используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Таким нормами могут быть:
- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);
- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной, размеры пособий, стипендий и т.д.)
- нормы, в которых лежат среднестатистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).
Нормы могут быть обязательными (устанавливаемые правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаемые ведомствами). Также могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждений в целом).
Нормативный метод подразумевает определение объема расходов по формуле:
РО=n1*К1 + n2*К 2 + …., где:
РО – объем расходов;
n1 , n2 …– нормативы расходов на одного условного носителя расходного обязательства(части расходного обязательства)(тыс.руб.);
К1, К2 … - планируемое (прогнозируемое) число условных носителей расходного обязательства (ед.) в соответствующем году (число получателей установленного норматива).
3.Метод индексации расходов, при котором объем ассигнований на исполнение обязательства определяется на основе индексации расходов прошлых лет (на уровне не выше темпов инфляции) – подразумевает определение объема расходов по формуле:
РО = t1*R1 + t2*R2 + ….., где
РО – объем расходов;
t1, t2…… - коэффициенты увеличения (индексации) объема расходов в соответствующем году планового периода по сравнению с базовым годом;
R1 , R2 , …. – объем расходов, представленный в предыдущем году.
Применение того или иного из рассмотренных методов планирования бюджетных расходов определяется спецификой задач, стоящих перед соответствующим уровнем управления. Алгоритмы расчетов показателей различных статей расходов неодинаковы и связанны с видами расходов. Для планирования таких расходов, как например, заработная плата, прочие выплаты, начисления на оплату труда, прочие расходы используется нормативный метод, для планирования расходов по оплате услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, арендная плата, прочие работы и услуги применяется метод индексации расходов, а для решения возникающих проблем, проблем, разрешение которых возможно в определенный отрезок времени, предпочтительным является программно-целевой метод (например, такие статьи расходов, как увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов).
2.2 Государственное и муниципальное задание как инструмент организации планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг
Понятие «Государственное (муниципальное) задание» является нововведением современного российского законодательства и тесно связано с выполнением одной из важнейших функций исполнительных органов власти всех уровней – оказанием государственных (муниципальных) услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.
Особую актуальность это приобрело в преддверии вступления в силу с 1 января 2009 года положений статьи 69.2 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой «Государственное (муниципальное) задание используется при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственными (муниципальными) учреждениями и иными некоммерческими организациями государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам».
Государственное (муниципальное) задание определяет:
категории физических или юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
показатели характеризующие качество, состав, объем оказываемых услуг;
порядок оказания услуг;
предельные тарифы на оплату услуг, если законодательством предусмотрена оплата услуг потребителем;
порядок осуществления контроля и требования к отчетности.
Это означает переход на новый качественный уровень управления общественными финансами. Бюджетные ассигнования теперь выделяются не под «абстрактные социальную защиту или здравоохранение», а под конкретный и четко определенный набор услуг с заданными параметрами выполнения и результатом, что скажется на качестве жизни населения страны.