Организация финансовой деятельности на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики предприятие, обладая относительной экономической свободой в принятии тех или иных решений в своей хозяйственной деятельности, одновременно несет за них и соответствующую ответственность. При этом необходимо отметить, что данная ответственность имеет под собой вполне конкретную материальную форму, а именно, риск понести убытки в результате неправильно принятого решения или же в конечном итоге стать банкротом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3 стр.
1. Экономическая сущность организации финансовой деятельности на предприятии …………………………………………4 стр.
1.1 Основные принципы организации финансовой деятельности на предприятии………..…………………………………4 стр.
1.2 Структура и функции финансовых служб предприятия………...10 стр.
2. Анализ организации финансовой деятельности на предприятии (на примере ОАО «Кста»)……………………………...15 стр.
2.1 Характеристика организационно-экономической структуры предприятия………………………………………………..15 стр.
2.2 Резервы роста финансовых показателей деятельности предприятия …………………………………………....23 стр.
2.3 Направление совершенствования структуры управления финансовой службы……………………………………...27 стр.
Заключение………………………………………………………………...29 стр.
Список использованных источников ………………………………….32 стр.

Файлы: 1 файл

Организация фин. деятельн на предприятии.doc

— 217.50 Кб (Скачать файл)

Финансовая служба предприятия  является частью единого механизма  управления экономикой предприятия, а  поэтому она тесно связана  с другими службами предприятия. Например, бухгалтерия предоставляет финансовой службе информацию об объемах продаж и производства, размерах кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, суммах денежных средств, находящихся на его счетах, и суммах предстоящих расходов. В свою очередь, финансовая служба, обрабатывая эту информацию, анализируя ее, дает квалифицированную оценку платежеспособности предприятия, ликвидности его активов, кредитоспособности, составляет платежный календарь, готовит аналитические отчеты по другим параметрам финансового состояния предприятия и знакомит с результатами своей работы бухгалтерию, которая в своей ежедневной работе руководствуется этими сведениями.

От отдела маркетинга финансовая служба получает информацию по сбыту продукции и использует ее при планировании доходов и  составлении оперативных финансовых планов. Для проведения успешной маркетинговой компании финансовая служба обосновывает реализационные цены, анализирует сбытовые издержки, осуществляет сравнительную оценку конкурентоспособности продукции предприятия, оптимизирует ее рентабельность и этим самым создает условия для заключения сделок.

Финансовая служба имеет  право требовать от всех служб  предприятия действий, необходимых  для качественной организации финансовых отношений и финансовых потоков. В ее компетенции находятся также и такие важнейшие характеристики деятельности предприятия, как его имидж, деловая репутация.

В зависимости от размеров предприятия, его организационно-правовой формы, спектра его финансовых отношений, объемов финансовых потоков, вида деятельности и стоящих перед ним задач финансовая служба может быть представлена различными формированиями.

На малых предприятиях, с незначительными денежными  оборотами и небольшой численностью работающих, в условиях отсутствия разделения управленческих функций, обязанности финансовой службы выполняются, как правило, бухгалтером.

На средних по размеру  предприятиях финансовая служба представлена специальной финансовой группой, входящей в состав бухгалтерии или планово-экономического отдела. За каждым работником, входящим в финансовую группу, закреплен отдельный участок финансовой работы, например, за финансовое планирование. Другому работнику могут быть поручены налоговые расчеты и т.п.

На крупных предприятиях, с большими масштабами производства и большими объемами финансовой работы, создаются специальные финансовые отделы. Финансовый отдел возглавляется начальником, который непосредственно подчинен только руководителю предприятия. Начальник финансового отдела вместе с руководителем несет полную персональную ответственность за финансовое состояние предприятия.

Финансовая дирекция предприятия объединяет в себе финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерию, отдел маркетинга и  другие службы предприятия.

Концентрация в руках  одной дирекции основных служб управления предприятием значительно увеличивает возможности регулирующего воздействия на финансовые отношения и финансовые потоки. В таком варианте существования финансовая служба не только успешно фиксирует количественные параметры деятельности предприятия, но и, благодаря непосредственному участию в выработке финансовой стратегии и тактики предприятия, в значительной мере предопределяет их качество.

Ключевая в процессе финансовой работы должность финансового  директора (иногда должность именуется  «директор по экономике и финансам» либо «вице-президент компании по финансам») включает в себя также такие задачи, как внедрение новых управленческих схем, подбор кадров, отношения с собственниками, формирование имиджа перед банками и иными партнерами.

Помимо традиционных учетных задач принципиально важным в работе отдела бухгалтерского учета, или бухгалтерии, является руководство группой управленческого учета. Ее задачей является проведение маржинального анализа (в т.ч. определение порога рентабельности), основанного на выделении постоянных затрат как главного фактора операционного риска, представление отчета о прибылях и убытках в формате «переменные-постоянные расходы», агрегирование, трансформация баланса для управленческих целей, проверка взаимосвязей трех главных финансовых документов — баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.

В функциональные обязанности  начальника финансового отдела, описывающиеся  общим термином «текущее управление финансами», входят:

  • финансовый анализ текущей ситуации, в т.ч. коэффициентный анализ;
  • отслеживание поступления выручки;
  • утверждение контрактов на продажу;
  • определение политики продаж в кредит;
  • утверждение заказов на покупку ресурсов;
  • управление поступлениями и расходованиями денежных средств;
  • управление дебиторской и кредиторской задолженностью в ежедневном режиме;
  • анализ соответствия имеющихся средств финансовым обязательствам;
  • поиск новых источников финансирования;
  • определение потребности в оборотных средствах;
  • переговоры с банками о краткосрочных кредитах;
  • кэш-менеджмент (оперативное управление денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями);
  • анализ эффективности инвестиционных проектов;
  • решения по дивестированию (продаже активов);
  • финансовое планирование, прогнозирование;
  • участие в составлении финансовых бюджетов в рамках общего бюджета компании и пр.

Отличными от финансовых функций являются задачи начальника планового отдела. Акцент в его  деятельности поставлен на общеэкономических  аспектах: это анализ доходности по типам продукции, по подразделениям и предприятию в целом, анализ объема и динамики затрат, их факторов, отклонений от плановых затрат и нормативов, расчет сметных издержек и нормативов потребления ресурсов, в т.ч. для определения трансфертных цен, по которым продукция поставляется внутри предприятия, разработка методов снижения затрат, подготовка конкретных решений по ценообразованию, оценка незавершенного производства и запасов, разработка на этой базе производственных планов и бюджетов, подготовка статистической отчетности.

Вместе с руководством компании именно планово-экономические службы являются ответственными за ключевые факторы формирования прибыли как результата определенного соотношения продаж и расходов.

 

 

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере ОАО «Кста»)

 

2.1 Характеристика организационно-экономической структуры предприятия

 

ОАО "Кста", начав свою историю в 2005 году с производства табуретов, столов, в настоящее время является крупнейшим производителем мягкой и корпусной мебели для дома и офиса. Предприятие специализируется на изготовлении мягкой и корпусной мебели.

Уставный фонд предприятия  по состоянию на 01. 01. 2005 г. составляет 88 500 200 рублей.

В настоящее время  предприятие занимает площадь 2,5 га; имеет 18 зданий; общая площадь застройки - 100,92 тыс. м2, в т.ч.:

  • сдано в аренду разным организациям - 1,01 тыс. м2;
  • производственные площади - 82,7 тыс. м2; складские площади - 12,6 тыс. м2, высокопроизводительное технологическое оборудование -127 единиц, 200 человек работающих.

Непосредственное руководство ОАО "Кста" осуществляет директор. Ему помогают 3 заместителя: заместитель директора по экономическим вопросам, начальник производства, главный бухгалтер

Имеется несколько отделов: бухгалтерия, отдел маркетинга, производственный отдел, отдел кадров, отдел технического контроля, плановый отдел.

На балансе предприятия  имеются 7 фирменных магазинов (пять из них расположены в городе Нижний Новгород и два в г. Рязань) и транспортный участок.

Рассмотрим более подробно организацию работы некоторых отделов. Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением аппарата управления предприятия и подчиняется зам. директору по экономическим вопросам. Плановый отдел призван осуществлять экономическое планирование производственно-хозяйственной деятельности, повышение экономической эффективности производства.

Структура и штаты  планового отдела утверждаются директором предприятия в соответствии с  объемами работы возлагаемой на отдел.

Перемещение, прием и  увольнение работников планового отдела, а также установление должностных окладов производится директором предприятия по представлению начальника планового отдела в пределах типовых схем.

Распределение обязанностей между работниками планового  отдела, привлечение к решению  отдельных вопросов работников других служб производится начальником планового отдела по согласованию с зам. директором по экономическим вопросам.

Основной задачей планового отдела является организация и систематическое совершенствование плановой работы предприятия в направлении выявления и мобилизации имеющихся резервов для неуклонного повышения темпов роста и совершенствования структуры выпускаемой продукции, снижения себестоимости и роста прибыли.

Плановый отдел должен мобилизовать коллектив на выполнение и перевыполнение плана, достижения наилучших результатов производства при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, увеличение выпуска наиболее современных видов мебели.

Отдел маркетинга является самостоятельным структурным подразделением предприятия, обеспечивающим маркетинговую и сбытовую деятельность, реализацию продукции в РБ, а также за ее пределами. Отдел маркетинга возглавляет заместитель директора по коммерческим вопросам, который подчиняется непосредственно директору.

Основными задачами отдела являются:

  • Обеспечение реализации продукции предприятия.
  • Обеспечение выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции в соответствии с установленными квотами и заключенными договорами в срок и по номенклатуре (с учетом сезонности и ассортиментных групп).
  • Производственный отдел возглавляет начальник, который назначается, перемещается или увольняется приказом директора предприятия.

В обязанности начальника входит:

  • Руководство работой по подготовке производства, обеспечению ритмичного выпуска продукции в соответствии с заданиями и договорами поставок.
  • Организация разработки и принятия мер, направленных на совершенствование подготовки производства.
  • Содействие внедрению технологических процессов и режимов производства выпускаемой предприятием продукции, обеспечивающих подготовку производства.
  • Обеспечение оперативного учета хода производства, выполнения суточных заданий выпуска готовой продукции по количеству и номенклатуре изделий, контроля за состоянием и комплектностью незавершенного производства.
  • Осуществление руководства разработкой производственных планов и календарных графиков выпуска продукции по предприятию и его подразделениям, их корректировка в течение планируемого периода.
  • Производить отбор изделий для составления графика продажи изделий на оптовых ярмарках.
  • Участие в проводимых республиканских, межреспубликанских ярмарках.
  • Координация работы технологических и технических служб в части подготовки производства и внедрения нового ассортимента продукции.
  • Переписка с предприятиями, организациями, базами.
  • Предоставление структурным подразделениям предприятия данных о выпуске продукции.
  • Распределение между работниками отделов обязанностей, контроль их выполнения.

Бухгалтерия ОАО «Кста» является самостоятельным структурным подразделением. Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер, который назначается и освобождается от должности приказом директора ОАО «Кста». Главный бухгалтер непосредственно подчиняется директору ОАО «Кста».

Структура и штаты  бухгалтерии утверждаются директором предприятия применительно к типовым структурам и нормативам численности, исходя из условий и особенностей производства, а также объема работы, возлагаемой на бухгалтерию.

Основными задачами бухгалтерии  являются:

  • Организация достоверного учета денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных средств, фондов, резервов, затрат на производство и реализацию продукции, кредитных и расчетных операций.
  • Осуществление оперативного контроля за рациональным использованием производственных ресурсов, соблюдением смет и нормативов.
  • составление бухгалтерской отчетности и представление ее в установленные сроки соответствующим органам.
  • Разработка и внедрение рациональных форм и методов обработки учетной информации и ведения аналитического и синтетического учета.
  • Разработка указаний по ведению учета и составлению отчетности внутри предприятия.

Участие в экономическом  анализе итогов работы предприятия  и его внутрихозяйственных подразделений.

Подготовка кадров счетных  работников, повышение их квалификации, разработка и утверждение должностных инструкции для работников бухгалтерии.

Организация структуры  бухгалтерии ОАО «Кста» вертикальная. Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер. Непосредственно ему подчиняется заместитель главного бухгалтера. В аппарате бухгалтерии созданы группы: финансовая, материальная, группа учета расчетов с персоналом по оплате труда, начислению пособий, а также по ведению реестра акционеров, группа по учету затрат на производство, группа по учету готовой продукции и ее реализации, группа по учету денежных средств и расчетов, бухгалтер по учету основных средств, капитальных вложений неустановленного оборудования и вспомогательных производств, бухгалтер-ревизор.

Бухгалтерия неразрывно связана в своей работе со всеми  отделами, цехами, службами и подразделениями предприятия, которые обязаны своевременно передавать в бухгалтерию необходимые для ведения учета документы, приказы, договоры, контракты, сметы, протоколы, распоряжения, нормы, нормативы затрат и т.п.

Информация о работе Организация финансовой деятельности на предприятии