Организация работы с банковскими картами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение значения пластиковых карт при предоставлении банковских услуг, видов и классификаций банковских карт, а также отражение в бухгалтерском учете операций с использованием банковских карт.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить классификацию банковских карт;
2. Выявить основные недостатки и преимущества банковских карт
3. Описать основные операции с использованием пластиковых карт;
4. Проанализировать эффективность использования банковских карт;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

1.1 Виды банковских карт
1.2 Операции с использованием банковских карт.
1.3 Удобства и недостатки использования банковских карт
1.4 Виды мировых и российских платежных систем, сформированных с использованием банковских карт

2. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С ИЧПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

2.1 Характеристика счетов и составление бухгалтерских проводок
по операциям с использованием банковских карт
2.2 Анализ использования банковских карт за период с 2009г. по 2010 г. по Пермскому краю
2.3 Расчет комиссионного вознаграждения за использование банковских расчетных карт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 ВВЕДЕНИЕ

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ  С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ  КАРТ

 

1.1 Виды банковских карт

1.2 Операции с использованием  банковских карт. 

1.3 Удобства и недостатки использования банковских карт

1.4 Виды мировых и российских платежных систем, сформированных с использованием банковских карт

 

2. УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С ИЧПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

 

2.1 Характеристика счетов и составление бухгалтерских проводок

по операциям с использованием банковских карт

2.2 Анализ использования банковских карт за период с 2009г. по 2010 г. по Пермскому краю

2.3 Расчет комиссионного вознаграждения за использование банковских расчетных карт.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Банковские услуги являются одной из важнейших и неотъемлемых со-ставляющих современной рыночной экономики. Поэтому сегодня возрастает интерес к различным аспектам деятельности банковских систем и методов управления ими. Банковские продукты являются традиционной сферой банковского предпринимательства, направленного на повышение доходов банков и удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в развитии национальной экономики. Одним из банковских продуктов является банковская пластиковая карта.

Пластиковая банковская карта — это платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу возможность безналичной оплаты товаров и/или услуг, а также получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Прием карточки к оплате и выдача наличных по ней осуществляются на предприятиях торговли, сервиса и в банках, входящих в платежную систему, осуществляющую обслуживание карточки.

Актуальность темы обусловлена  необходимостью дальнейшего развития пластиковых карт как платежного средства на российском рынке, т.к. сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги. Немаловажная особенность - на карточке содержится определенный объем информации, необходимый для доступа к счету в банке, проведения расчетов за товары, услуги или работы, а также снятия наличных денежных средств, что позволяет ей служить наиболее простым и прогрессивным средством в организации безналичных расчетов.

Целью работы является рассмотрение значения пластиковых карт при предоставлении банковских услуг, видов и классификаций банковских карт, а также отражение в бухгалтерском учете операций с использованием банковских карт.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Изучить классификацию банковских карт;

2. Выявить основные недостатки и преимущества банковских карт

3. Описать основные операции с использованием пластиковых карт;

4. Проанализировать эффективность использования банковских карт;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БАНКОВСКИХ КАРТ

                                 1.1. Виды банковских карт                

         Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм, 53.9 мм, 0.76 мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Из сказанного выше видно, что основная функция пластиковой карточки - обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы1.

Существует много оснований  для классификации карт.

1. По материалу, из которого они изготовлены:

- бумажные (картонные);

- пластиковые;

- металлические.

В настоящее время  практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки. Однако для идентификации держателя (владельца) карточки часто используются бумажные (картонные) карточки, запаянные или запрессованные в пластиковую пленку. Это ламинированные карточки. Ламинирование является довольно простой, дешевой и легкодоступной процедурой, и поэтому, если карточка используется для расчетов, то с целью повышения защищенности от подделки применяют более совершенную и сложную технологию изготовления карт из пластика.

В отличие от металлических карт пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей ее клиенту.

2. По способу записи  информации на карту:

- графическая запись;

- эмбоссирование;

- штрих-кодирование;

- кодировка на магнитной полосе;

- чип;

- лазерная запись (оптические  карты)2.

Самой ранней и простой  формой записи информации на карточку было и остается графическое изображение. Оно до сих пор используется во всех картах, включая самые технологически изощренные. Вначале на карту наносились только фамилия, имя держателя карты и информация о ее эмитенте. Позже на универсальных банковских карточках был предусмотрен образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироваться (механически выдавливаться).

Эмбоссирование позволило  значительно быстрее оформлять  операцию оплаты карточкой, делая оттиск на ней слипа. Информация, эмбоссированная на карте, моментально переносится через копировальную бумагу на слип. В целях борьбы с мошенничеством могут использоваться слипы и без копировального слоя, но способ переноса эмбоссированной на карте информации, в сущности, остался прежним - механическое давление. Эмбоссирование не вытеснило полностью графическое изображение. Более того, с появлением систем, основанных на безбумажной технологии, номер карты и имя держателя вновь стали наноситься на карточку графическим способом с помощью персонализаторов.

Штрих-кодирование. Запись информации на карточку с помощью  штрих-кодирования применялась до изобретения магнитной полосы и  в платежных системах распространения  не получило. Однако карточки со штрих-кодами, подобными тем, которые наносятся  на товары, довольно популярны в специальных карточных программах, где не требуются расчеты. Это связано с относительно низкой стоимостью таких карточек и считывающего оборудования. При этом для лучшей защиты штрих-коды покрываются непрозрачным для невооруженного глаза слоем и считываются в инфракрасном свете.

Изобретение в конце 60-х  годов автоматических аппаратов  выдачи наличных денег совершили  революцию и в карточном бизнесе. Для того, чтобы таким аппаратом могли пользоваться держатели карточек, на обратную сторону карточки стали наклеивать полоску из магнитной пленки. На магнитной полосе банковских карточек обычно в закодированном виде записывается номер карточки, срок ее действия и ПИН держателя карточки. Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты. Но по прошествии 15-20 лет стало понятно, что магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок3. Тогда специалисты начали искать более надежный способ записи информации. Им оказался чип (от англ. chip - кристалл с интегральной схемой) или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами.

Чиповые карточки до сих  пор имели ограниченное применение. Причина простая - такая карточка на порядок дороже, чем карточка с магнитной полосой. Лишь в последние годы, когда ущерб от мошенничества с магнитными картами в международных платежных системах стал пугающе высоким и продолжает расти, было принято решение о постепенном переходе на чиповые карты.

В 1981 году была изобретена оптическая карточка. Запись и считывание информации с такой карточки производится специальной аппаратурой с использованием лазера. Основное преимущество таких карточек - возможность хранения больших объемов информации. Такие карточки уже используются для карманных “историй болезни”, но в банковских технологиях распространения пока не получили вследствие высокой стоимости как самих карточек, так и считывающего оборудования.

3. По общему назначению:

- идентификационные;

- информационные;

- для финансовых операций (расчетов).

В принципе, это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдавать каждому своему сотруднику карту, которая:

1) является пропуском,  разрешающим (ограничивающим) проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция);

2) на той же карте  может быть записана в кодированном  виде “история болезни” или  какая-либо другая важная информация  о держателе карточки (информационная  функция);

3) помимо этого, такая карточка может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция).

4. По эмитентам:

- банковские (универсальные)  карты, выпускаемые банками и  финансовыми компаниями;

- частные (private) карты,  выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.

Может показаться, что  компании с целью увеличения объема и разнообразия операций со своими картами должны стремится сделать  их более универсальными, объединяясь  в эмиссии с другими компаниями, а еще лучше с банками. Это справедливо лишь отчасти. Значительная часть карточек выпускается, и будет выпускаться компаниями самостоятельно4.

5. Банковские и другие  карточки, используемые для расчетов:

- автономный “электронный  кошелек”;

- “Электронный кошелек” с дублированием счета у эмитента;

- “ключ к счету” - средство идентификации владельца  счета, ведущегося у эмитента.

Подавляющее большинство  банковских карточек являются идентификатором, а не кошельком. К ним относятся  все карточки “VISA”, “Eurocard/MasterCard”, “American Express”, российские “Юнион кард” и “СТБ Карт”.

Следует отметить, что  карты с магнитной полосой  очень редко используются в качестве “кошелька”, так как магнитная  полоса не обеспечивает приемлемого  для эмитента уровня защиты записанной на ней информации. Обычно в качестве “электронных кошельков” применяются карты с чипом.

С этой точки зрения выражение  “пластиковые деньги” не совсем корректно  по отношению к большинству магнитных  карточек, используемых клиентами.

6. По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент (в международных платежных системах это называется видами карт или продуктами):

- обычная карточка;

- серебряная карточка;

- золотая карточка;

- электронная карточка.

Для простоты и краткости  можно сказать, что обычная карточка предназначена для рядового клиента. Это “Classic Visa” и “Mass (Standard) Eurocard/MasterCard”.

Серебреная карточка называется бизнес-картой (Business Card) и  предназначена не для частных  лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании.

Золотая карточка предназначена  для наиболее состоятельных, богатых  клиентов.

Кроме того, в системах Виза и Европей есть карточки, которые  могут быть использованы только в  банкоматах для получения наличных денег и в электронных терминалах: “Electron Visa”, “Cirrus/Maestro”. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карты кредит не предоставляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.

7. В России сложилось  разделение на карты корпоративные  и личные.

Иногда еще выделяют “зарплатные” карточки: эмитент заключает  договор с организацией, а держателями  карточек являются ее сотрудники в качестве частных лиц.

Внешне эта классификация  напоминает принятую в международных  системах, но в действительности в  ее основе положен юридический статус клиента, с которым эмитент заключает  договор о выпуске и обслуживании карты. Их несовпадение подтверждается и на практике. Очень часто в России стандартная карточка выдается в качестве корпоративной, и, наоборот, известны случаи, когда бизнес-карту получали частные лица, считавшие, что им по статусу “положена серебреная карточка”.

Суперсмарт-карты. Примером может служить многоцелевая карта фирмы Toshiba, используемая в системе VISA. В дополнение ко всем возможностям обычной микропроцессорной карты, эта карта также имеет небольшой дисплей и вспомогательную клавиатуру для ввода данных. Эта карта объединяет в себе кредитную, дебетовую и предоплатную карты, а также выполняет функции часов, календаря, калькулятора, осуществляет конвертацию валюты, может служить записной книжкой и т.д. Из-за высокой стоимости, суперсмарт-карты не имеют сегодня широкого распространения, но их использование будет, вероятно, расти.

 

                                   1.2 Операции с использованием банковских карт

               

             За последние несколько десятилетий объем использования персональных пластиковых карт во всем мире достиг весьма внушительных размеров. Российский рынок банковских карт также последние годы бурно развивается. Причиной тому является общемировая тенденция в развитии безналичных расчетов. Пластиковые карты создают возможность организации функционирования единой универсальной расчетной сети, которая позволит обеспечивать обслуживание массовых ежедневных платежей населения страны и приведет к значительному сокращению доли наличных операций и качественному изменению структуры финансовых потоков в России. К сожалению, пока доля безналичных платежей в общем обороте несущественна, однако безналичный оборот по картам увеличивается, что является отражением стабильности и сбалансированного роста “карточного” рынка в целом.

Информация о работе Организация работы с банковскими картами