Организация внутреннего аудита в российских компаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание как и внешнему (аудиторские комитеты обязаны создавать все компании, акции которых котируются на бирже). Но если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится еще в «зачаточном» состоянии. Следует отметить также отсутствие достаточного количества научно-практических разработок, посвященных внутреннему аудиту.

Содержание работы

Глава 1 Общие понятия о системе внутреннего контроля в компании
Глава 2 Организация внутреннего аудита крупной российской компании по продаже и обслуживанию автомобилей
Глава 3 Критерии эффективности внутреннего аудита

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Контроль и ревизия»

на тему:

«Организация  внутреннего аудита в Российских компаниях»

Оглавление

Глава 1

Общие понятия  о системе внутреннего контроля в компании

3

Глава 2

Организация внутреннего  аудита крупной российской компании по продаже и обслуживанию автомобилей

7

Глава 3

Критерии эффективности внутреннего аудита

12


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Общие понятия о системе внутреннего  контроля в компании

В экономически развитых государствах внутреннему аудиту уделяется такое же пристальное внимание как и внешнему (аудиторские комитеты обязаны создавать все компании, акции которых котируются на бирже). Но если становление внешнего аудита в России, можно сказать, уже состоялось, то отечественный внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном аспектах сегодня находится еще в «зачаточном» состоянии. Следует отметить также отсутствие достаточного количества научно-практических разработок, посвященных внутреннему аудиту. В то же время усиливается взаимодействие внешнего и внутреннего аудита (стандарты внешнего аудита предусматривают использование работы внутренних аудиторов при проведении аудиторских проверок). В связи с этим возникает необходимость разработки системы критериев оценки последнего.

Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим, главным образом, для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

1) контроль  состояния активов и недопущение  убытков; подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений;

2) подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;

3) анализ   эффективности   функционирования   системы   внутреннего 
контроля и обработки информации;

4) оценку     качества     информации,     выдаваемой     управленческой 
информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль сохранности активов, но и контроль политики и качества менеджмента.

Функции внутреннего аудита могут выполнять  не только работники предприятия, но и приглашенные независимые аудиторы.

Целью внутреннего аудита является экспертная оценка соблюдения экономической политики предприятия, включая и учетную, оценка функционирования внутреннего контроля, осуществляемого всеми структурными подразделениями, обеспечение эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также защита законных имущественных интересов организации и ее собственников.

Внутренний  аудит представляет собой процесс  уменьшения до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов. Он направлен на установление степени достоверности финансовых отчетов, эффективности и целесообразности системы управления на всех иерархических уровнях и других систем хозяйственного механизма экономического субъекта. Этим обуславливает необходимость определения предмета внутреннего аудита, т.е. того, что подлежит изучению в процессе контрольно-аудиторской деятельности.

Под главной задачей внутренних аудиторов следует понимать обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Под общей же функцией внутренних аудиторов следует понимать:

а) оценку адекватности систем контроля — осуществление  проверок звеньев управления (контроля), предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценку эффективности  деятельности — осуществление экспертных оценок различных сторон функционирования организации и предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию. Деятельность внутренних аудиторов для органов управления организацией имеет информационное и консультационное значение.

Информационной  базой внутреннего аудита является система бухгалтерского учета. Предметом же бухгалтерского учета являются факты хозяйственной деятельности, отраженные на счетах бухгалтерского учета после их регистрации и подтверждающие наличие и движение имущества организации, а также ее обязательств.

 

Организация службы внутреннего аудита и ее структура.

Опыт западных компаний показывает, что возможны несколько вариантов организации  внутреннего аудита:

· создание собственной  службы;

· привлечение  специалистов из головного офиса  холдинговых компаний, если в холдинге уже создана служба внутреннего аудита;

· приглашение  внешних специалистов.

Каждый вариант  может применяться в зависимости  от подходов бизнеса к организации  функции внутреннего аудита. За счет правильно организованной работы внутреннего  аудита можно существенно снизить  затраты на аудит внешний. Ведь внешний аудитор основывает свое независимое мнение о финансовой отчётности компании, в том числе и на понимании состояния внутреннего контроля компании.

Структура службы внутреннего аудита во многом зависит  от специфики организации, её величины и конкретных целей её администрации и включает в себя совокупность подразделений, укомплектованных персоналом соответствующей квалификации и полномочий, осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Для изложения  организационных аспектов управления экономическим субъектом по созданию подразделений внутреннего аудита может быть использовано понятие «служба» («бригада»). Под службой следует понимать организационно-штатную единицу, включающую в себя работника, группу, бюро, отдел, управление, департамент или другой элемент организационной структуры управления (структурное подразделение) и специализирующуюся на выполнении комплекса однородных функций управления.

Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита является финансово-хозяйственная  деятельность организации. Целесообразно  сохранить в отдельных случаях  прежний порядок, сформировавшийся при функционировании контрольно-ревизионной службы, и при необходимости привлекать опытного специалиста, как представителя службы внутреннего аудита.

Однако служба внутреннего аудита решает более  широкий спектр задач, чем контрольно-ревизионная служба. Поэтому в её составе должны быть не только специалисты по проверке финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и другие специалисты (по налогообложению, правовым вопросам, финансовому анализу и т.д.) осуществляющих информационное взаимодействие в виде прямых и обратных связей, имеющих соответствующее материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняющихся соответствующему исполнительному органу.

Внутренние  аудиторы, придерживающиеся самых высоких  стандартов объективности, неизбежно сталкиваются с ситуациями, когда от них требуется быть особенно осторожными: это разработка и внедрение систем контроля, консультационная поддержка, выполнение других должностных обязанностей помимо внутреннего аудита. Внутреннему аудитору следует быть осмотрительным при оказании любого рода консультационных услуг, помимо непосредственно связанных с внутренним аудитом. Не случайно в некоторых странах внутренним аудиторам компании запрещено законом заниматься какой-либо деятельностью (включая консультационную) в рамках компании, помимо внутреннего аудита. Внутреннему аудитору следует избегать непосредственного участия в разного рода комитетах и комиссиях, принимающих управленческие решения (например, выбор поставщика или покупка новой компьютерной системы). Внутренние аудиторы могут становиться членами комитетов и комиссий только тогда, когда это действительно необходимо и только в качестве консультантов. Хотя многие внутренние аудиторы считают, что именно объективность является важной предпосылкой конечного успеха, они по-разному воспринимают степень её значимости: одни аудиторы считают объективность абсолютной ценностью, другие полагают возможным использовать подвижную шкалу в каждой конкретной ситуации. Независимо от подхода, внутренним аудиторам следует всегда оценивать, как их действия могут повлиять на объективность и, следовательно, эффективность внутреннего аудита. Служба внутреннего аудита глубоко проникает в функции менеджмента, организационную деятельность предприятия, обеспечивает информацией о качестве управленческой деятельности, представляет руководству данные анализа, финансовые прогнозы о проверяемых объектах, рекомендации, советы

Практическая  польза от создания отдела внутреннего  аудита для каждой отдельно взятой организации различна. Наиболее общие аспекты целесообразности создания отдела внутреннего аудита в российских организациях заключаются в следующем:

  • во-первых, это позволит совету директоров или исполнительному органу наладить эффективный контроль за автономными подразделениями организации;
  • во-вторых, проводимые внутренними аудиторами целевые контрольные проверки и анализ выявляют резервы производства и наиболее перспективные направления развития;
  • в-третьих, внутренние аудиторы наряду с контролем часто выполняют и консультативные функции в отношении должностных лиц финансово-экономических, бухгалтерских и иных служб в головной организации, ее филиалах и дочерних компаниях.

Принципы  и требования к организации внутреннего  аудита

Ключевое условие  успешного функционирования системы внутреннего аудита в компании — это соблюдение следующих принципов его эффективности.

  1. Принцип ответственности гласит: каждый внутренний аудитор (как субъект внутреннего контроля), работающий в организации, за ненадлежащее выполнение контрольных функций должен нести экономическую, административную и дисциплинарную ответственность. Ответственность должна быть формально установлена за выполнение каждой контрольной функции, ясно очерченной и формально закрепленной за конкретным субъектом. В противном случае субъект не будет в должной мере осуществлять контроль.
  2. Принцип сбалансированности, неразрывно связанный с предыдущим, означает: аудитору нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения; не должно быть средств, не связанных той или иной функцией. При определении обязанностей субъекта контроля должен быть предписан соответствующий объем прав и возможностей и наоборот.
  3. Принцип своевременного сообщения об отклонениях гласит: информация об отклонениях должна быть представлена лицам, уполномоченным принимать решения по соответствующим отклонениям, в максимально короткие сроки. Если сообщение запаздывает, нежелательные последствия отклонений усугубляются; объект переходит уже в другое состояние (действие), что лишает смысла сам проведенный контроль. При предварительном контроле несвоевременное сообщение о возможности возникновения отклонений также лишает смысла проведенный контроль.
  4. Принцип соответствия контролирующей и контролируемой систем гласит: степень сложности системы внутреннего аудита должна соответствовать степени сложности подконтрольной системы. Успешно справиться с разнообразием в подконтрольной системе может только такое контролирующее устройство, которое само достаточно разнообразно. Необходимо, чтобы адекватность достигалась в главном, в принципиальном, чтобы звенья системы внутреннего контроля могли гибко настраиваться на изменения соответственных звеньев системы объектов внутреннего аудита компании.
  5. Принцип комплексности гласит: объекты различного типа должны быть охвачены адекватным внутренним аудитом; нельзя добиться общей эффективности, сосредоточив аудит только над относительно узким кругом объектов.
  6. Принцип разделения обязанностей гласит: функции между служащими распределяются таким образом, чтобы за одним человеком не были закреплены одновременно следующие функции: санкционирование операций с определенными активами, регистрация данных операций, обеспечение сохранности данных активов, осуществление их инвентаризации. Во избежание злоупотреблений и для эффективности аудита эти функции должны быть распределены между несколькими лицами.
  7. Принцип разрешения и одобрения гласит: должно быть обеспечено формальное разрешение и одобрение всех финансово-хозяйственных операций ответственными официальными лицами в пределах их полномочий. Формальное разрешение — это формальное решение либо относительно общего типа хозяйственных операций, либо относительно какой-либо конкретной операции. Формальное одобрение — это конкретный случай использования общего разрешения, выданного администрацией. Без наличия формально установленных процедур санкционирования невозможно считать систему внутреннего контроля организации эффективной.

Информация о работе Организация внутреннего аудита в российских компаниях