Основная форма социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:17, реферат

Описание работы

Одной из актуальных проблем в настоящее время во многих странах является пенсионное обеспечение. Существенные изменения в демографической структуре населения в большинстве стран выражается в старении населения, что изменяет соотношение пенсионеров и экономически активного населения в пользу первых, соответственно сокращается число участвующих в создании национального дохода.

Файлы: 1 файл

Одной из актуальных проблем в настоящее время во многих странах является пенсионное обеспечение.doc

— 75.50 Кб (Скачать файл)

Одной из актуальных проблем  в настоящее время во многих странах  является пенсионное обеспечение. Существенные изменения в демографической  структуре населения в большинстве  стран выражается в старении населения, что изменяет соотношение пенсионеров  и экономически активного населения в пользу первых, соответственно сокращается число участвующих в создании национального дохода.

 

Основная форма социального  обеспечения — социальное страхование, которое представляет собой систему  материального обеспечения населения страны, основанную на принципах страхования. Главную роль в процессе государственного социального страхования в России играет Пенсионный фонд России (ПФР), который управляет финансами пенсионного обеспечения в стране и осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

 

ПФ РФ образуются как  и любой другой внебюджетный фонд в основном за счет следующих целевых  доходных источников:

 

-    страховых взносов;

 

-    межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы,

 

-    безвозмездных поступлений от юридических лиц и иных источников.

 

В соответствии с Федеральным  законом № 167-ФЗ, обязательное пенсионное страхование — система правовых, экономических и организационных  мер, создаваемых государством, которые  направлены на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения [2].

 

Пенсионный фонд Российской Федерации был учрежден 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для осуществления управления финансами пенсионного обеспечения в государстве [3]. Соответственно возникла необходимость выделить данные финансы в самостоятельный внебюджетный фонд. С момента создания Пенсионного фонда в России зародился совершенно иной — новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали образовываться за счет обязательных страховых взносов организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей.

 

В структуре ПФ РФ на сегодняшний  день находится в Федеральных  округах Российской Федерации — 8 Управлений, в субъектах РФ — 81 Отделение ПФ, а также ОПФР в  Казахстане, во всех регионах страны около 2500 территориальных управлений. Более 133000 специалистов трудится в системе ПФР.

 

Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года вместо единого  социального налога (ЕСН) были введены  страховые взносы в ПФ РФ, Фонде  социального страхования (ФСС) РФ и  фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС была передана ПФ РФ от налоговых органов, что означает важнейший шаг к переходу российской пенсионной системы на страховые принципы. 2010 год являлся переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая 20 % ставка взносов в ПФ РФ, в ФСС — 2,9 %, в ФОМС — 3,1 %. В 2012 году ставка страхового взноса составила 30 %, в том числе 22 %(16 % страховая часть, 6 % накопительная) в ПФ РФ, 2,9 % в ФСС, 5,1 % в ФОМС.

 

Страховая природа пенсионных выплат кардинально изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в России. Вместо ранее используемых методов учета трудового стажа в ПФ РФ с 1997 года практически введена система индивидуального учета, где фиксируются все платежи, произведенные работодателями в пользу своих работников.

 

В настоящее время  ПФР выполняет следующие функции:

 

-Установление и выплата пенсий;

 

-Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

 

- Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

 

- Назначение и реализация социальных выплат;

 

- Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

 

- Выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского (семейного) капитала;

 

- Оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

 

- Реализация программы государственного софинансирования пенсии;

 

- Сбор и администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование [1].

 

Для того, чтобы ПФР  эффективно реализовывал свои функции  и правильно определял стратегию своего развития необходимо целесообразно вести учет доходов и расходов и на основе полученных показателей проводить необходимый анализ.

 

Основные показатели, которые характеризуют деятельность ПФ РФ в 2010—2011 гг. можно представить в виде таблицы (таблица 1).

 

Бюджет Пенсионного  фонда РФ в 2010 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4 % ВВП страны. Что касается 2011 года, то бюджет превысил 5255 млрд. рублей, что  соответствует 9,9 % ВВП.

 

Изменение доходов и расходов ПФ РФ в период с 2010—2011 гг. можно наглядно увидеть, если их сравнить, составив график (рисунок 1). На основании данного рисунка 1, что доходы и расходы увеличиваются в рассматриваемый период, при этом превышение доходов над расходами довольно значительно

Превышение доходов  над расходами в 2010 году — 400 млрд. руб. В 2011 году данное превышение составило 333,5 млрд. руб.

 

В общем виде состав доходов  и расходов можно представить  в виде рисунка (рисунок 2).

 

Основное направление  расходования Фонда — расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2011 г. по отношению к 2010 г. Этот показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился на 5,2 %.

 

Расходы на ежемесячные  денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2011 г. возросли на 18,3 млрд. руб., данные расходы составляет 6,33 % от общего объема расходов, в 2010 г. данный показатель 7 %.

 

Растущее место в расходах ПФР  занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2010 г. в 2011 г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд. руб, что составляет 3,48 %.

 

 

Основное место в доходах  занимают поступления страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2010 г. составили 1900 млрд. руб., а в 2011 — 2815,3 млрд. руб. В структуре доходов это составило 41,3 % и 53,6 % соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд. руб.

 

Что касается доходов по накопительной  составляющей бюджета ПФР, то в 2011 г. они возросли по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд. руб, что составило 7,95 % всех доходов.

 

Важное значение имеет увеличение поступлений дополнительных взносов  на обязательное пенсионное страхование  в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, которые в 2011 году возросли на 0,5 млрд. руб.

 

В конечном итоге можно сделать  вывод, что имеет место быть тенденция  к увеличению по всем статьям как  доходов, так и расходов, что положительно сказывается на социальной защищенности.

 

Главной целью Пенсионного фонда  России является обеспечение уровнем  заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.

 

Перспективы развития негосударственного пенсионного страхования в России неоднозначны. Граждане полностью перекладывают эту проблему на государство и в настоящее время не готовы активно участвовать в пенсионном страховании, а также приближающийся дефицит рабочей силы может стать причиной того, что социальные пакеты, включая пенсионное страхование, которые могут стать значительным средством борьбы за квалифицированных работников.

 


Информация о работе Основная форма социального обеспечения