Основные инструменты воздействия на систему финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:10, реферат

Описание работы

В управление финансами, как и в любой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. Субъекты управления воздействуют на систему финансов посредством методов и инструментов. Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем, методам присущи и единые приемы, т.е. инструменты воздействия на финансовую систему, которыми являются:

Файлы: 1 файл

Основные инструменты воздействия на систему финансов.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)


Основные инструменты воздействия на систему финансов.

В управление финансами, как и в любой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. Субъекты управления воздействуют на систему финансов посредством методов и инструментов. Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем, методам присущи  и единые приемы, т.е. инструменты воздействия на финансовую систему, которыми являются:

- финансовое планирование. Финансовое планирование – это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития и направлено на координацию всех органов финансовой системы. Относительная обособленность ее отдельных звеньев предопределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

1. особенности форм и методов образования и использования денежных фондов;

2. отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

- финансовое прогнозирование. Финансовое прогнозирование – предвидение возможного финансового положения государства, обоснование показателей финансовых планов.  Прогнозы могут быть средне- (5-10 лет) и долгосрочными (более 10 лет). Финансовое прогнозирование предшествует стадии составления финансовых планов, оно предназначено для выработки концепции финансовой политики на определенный период развития общества. Цель финансового прогнозирования заключается в определении реально возможного объема финансовых ресурсов, их источников формирования и использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют органам финансовой системы наметить разные варианты развития и совершенствования финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

Финансовое прогнозирование предполагает:

1.    построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих (влияющих на) экономические процессы;

2.    корреляционно-регрессионный анализ;

3.  непосредственную экспертную оценку.

- финансовое программирование. Финансовое программирование – метод финансового планирования, основанный на программно-целевом подходе. Он предназначен:

1. для установления приоритетов государственных расходов по направлениям;

2. повышения эффективности расходования государственных средств;

3. прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

Суть его заключается в составлении пятилетних «скользящих» планов расходов. Каждый год они корректируются на основе ожидаемого исполнения показателей плана текущего года. При этом показатели передвигаются («скользят») по пятилетней шкале на год (следующий за отчетным) вперед. Плановые показатели первого предстоящего года являются директивными (обязательными), а последующих четырех лет – ориентировочными.

- финансовое регулирование. Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.
Финансовыми регуляторами являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- общие и целевые субсидии;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.

- оперативное управление. Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

- финансовый контроль.  Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций. К методам финансового контроля относятся:
- Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов.
В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
- Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, организаций и учреждений.
- Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, банковскую и др. Он предполагает контроль за соблюдением нормативов и правил.
- Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.
- Ревизия – наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово- хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

К косвенным методам регулирования финансов также относятся:

       формирование и поддержка конкурентной среды в экономике и ограничении монополизации рынка;

       государственное регулирование цен естественных монополистов;

       защита контактных отношений между субъектами рынка, обеспечивающая стабильное функционирование расчетно-платежных отношений в финансовой сфере;

       проведение эффективной таможенной политики;

       содействие развитию страхового дела и страхования предпринимательских рисков;

       содействие развитию рынка капитала.

Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и инструменты прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:

       лицензирования предпринимательской деятельности, установление квот на производство некоторых товаров, установление предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;

       применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;

       проведение системы мер социальных  гарантий и финансовой защиты, прежде всего в отношении малообеспеченных слоев населения;

       установление льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;

       применение финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.

 

 

 



Информация о работе Основные инструменты воздействия на систему финансов