Основные источники финансирования энергосбережения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Республика Беларусь относится к странам, не имеющим в достаточном количестве собственных топливно-энергетических ресурсов, таким как Швейцария, Дания, Япония и другие. Однако опыт этих стран показывает, что экономика может динамично развиваться за счет эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, внедрения энергосберегающих мероприятий, освоения передовых энергоэффективных технологий, снижения издержек производства.

Файлы: 1 файл

бжд4.docx

— 32.37 Кб (Скачать файл)

Одновременно были выполнены  мероприятия за счет гранта Правительства  Японии, выделенного в поддержку  указанного проекта. Грантовые средства в объеме 0,996 млн. долл. США направлены на строительство котельного модуля мощностью 5 МВт на древесном топливе на котельной н.п. Боровляны и разработку стандарта Республики Беларусь на выбросы от котельных, работающих на древесном топливе (СТБ 16.26.2-2006. Охрана природы. Атмосфера. Нормативы выбросов загрязняющих веществ для котлоагрегатов, сжигающих биомассу).

Международный банк реконструкции  и развития высоко оценил результаты реализации проекта «Модернизация  инфраструктуры в социальной сфере» и по предложению Республики Беларусь выделил в 2008 г. дополнительный займ в объеме 15 млн. долл. США на выполнение аналогичных мероприятий на объектах социальной сферы.

В сентябре 2009 г. начата реализация нового проекта «Повышение энергоэффективности в Республике Беларусь». Срок реализации: 2009-2014 гг. Объем кредитных средств МБРР: 125 млн. долл. США. В рамках проекта планируется реконструировать 6 объектов с созданием современных энергоэффективных ТЭЦ, в том числе 4 котельные жилищно-коммунального хозяйства, а также 2 крупных энергетических объекта РУП «Минскэнерго» и РУП «Могилевэнерго».

В результате реализации проекта  будут достигнуты не только высокие  экономические показатели, что будет  содействовать минимизации последствий  роста цен на импортируемые топливно-энергетические ресурсы, но, и получен социальный эффект, к которому следует отнести  повышение качества и надежности тепло и электроснабжения всех категорий  потребителей, включая население и социальные объекты.

В результате реализации совместных проектов по энергосбережению Беларусь получает вместе с иностранными инвестициями передовые зарубежные технологии и  опыт. Растет и доверие международных  финансовых организаций к республике, о чем свидетельствуют заключение новых соглашений и рост объемов финансирования.

Для справки:

Развитие сотрудничества с ГЭФ/ПРООН и ЕЭК ООН:

* реализация проекта «Применение  биомассы для отопления и горячего  водоснабжения в Республике Беларусь» - 2,129 млн. долл. США;

* реализация проекта «Устранение  препятствий в повышении энергетической  эффективности предприятий государственного  сектора Беларуси» - 1,4 млн. долл. США;

* подготовка нового проекта  «Повышение энергоэффективности новых жилых зданий в Республике Беларусь» - 4,5 млн. долл. США;

* подготовка нового проекта  «Развитие ветроэнергетики в  Республике Беларусь» - около 3,5 млн. долл. США.

Объемы и источники  финансирования мероприятий и программ по энергосбережению определены республиканской  программой энергосбережения на 2011-2015 годы (утв. постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. № 1882). Прогнозная стоимость на реализацию которой эквивалентна 8662,5 млн. долларов США. Объемы финансирования мероприятий Республиканской программы уточняются при разработке годовых отраслевых и региональных программ энергосбережения. Объемы финансирования из республиканского и местных бюджетов подлежат уточнению после их утверждения.

Финансирование мероприятий  программ энергосбережения на 2011-2015 годы будет осуществляться за счет:

собственных средств организаций, накапливаемых от амортизационных отчислений и прибыли;

средств целевых бюджетных  инновационных фондов республиканских  органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (далее - отраслевые инновационные фонды);

средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование республиканской и региональных программ энергосбережения;

кредитов банков, займов, других привлеченных средств;

средств республиканского бюджета, предусматриваемых организациям на техническое переоснащение;

средств местных бюджетов;

других инвестиции.

В структуре финансирования энергоэффективных мероприятий в качестве основных источников планируются собственные средства предприятий (38 процентов в общем объеме), кредиты банков, займы и другие привлеченные средства (20 процентов). Государственная поддержка в виде долевого участия за счет средств республиканского и местных бюджетов (22 процента в объеме финансирования), отраслевых инновационных фондов (20 процентов) будет оказываться организациям социальной и бюджетной сферы, а также другим организациям для внедрения наиболее эффективных мероприятий по приоритетным направлениям энергосбережения.

Достижение установленных  показателей по энергосбережению в 2011 - 2015 годах потребует финансирования мероприятий по повышению эффективности  использования топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования  местных видов топлива в объеме 8,66 млрд. долларов США.

    Примечания:

1. С учетом прогнозного  курса доллара США, приведенного  в основных макроэкономических  параметрах социально-экономического  развития Республики Беларусь, используемых  для подготовки республиканского  бюджета на 2011 год, потребность  в финансовых ресурсах составляет: в 2011 году - 5285,66 млрд. рублей, 2012 - 5427,7 млрд. рублей, 2013 - 5534,03 млрд. рублей.

2. Объемы финансирования  из республиканского и местных  бюджетов подлежат уточнению  при формировании закона о  бюджете на соответствующий финансовый год.

Оценка объемов финансирования выполнена на основании заданий  по экономии топливно-энергетических ресурсов и увеличению доли использования  местных видов топлива, установленных  на 2011 - 2015 годы, с учетом прогнозируемого  роста стоимости импортируемого природного газа и увеличения удельных затрат для достижения экономии энерго¬ресурсов.

Распределение объемов финансирования по конкретным мероприятиям и в разрезе  источников осуществляется при разработке и согласовании ежегодных отраслевых, региональных и республиканской программ энергосбережения.

На реализацию отраслевых программ энергосбережения и мероприятий  по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, направляется не менее 30 процентов средств образуемых ими инновационных фондов.

На долевое участие  в реализации энергоэффективных мероприятий направляются на возвратной и безвозвратной основе в порядке, установленном Госстандартом, средства республиканского бюджета, предназначенные на финансирование региональных и республиканской программ энергосбережения. В рамках программ энергосбережения выделение указанных средств осуществляется организациям республиканского и коммунального подчинения на основании заключенных договоров.

На безвозвратной основе средства указанного источника в  рамках региональных и республиканской  программ энергосбережения выделяются для:

погашения части процентов (в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка  Республики Беларусь) по кредитам, привлеченным для реализации энергосберегающих мероприятий;

реализации энергоэффективных мероприятий государственным организациям;

финансирования доли белорусской  стороны по международным проектам в сфере энергосбережения, включая  расходы РУП ”Белинвест-энергосбережение“, выполняющего в установленном порядке работы по их реализации;

выполнения мероприятий  по направлениям, установленным Госстандартом, и других мероприятий по отдельно принятым решениям.

На возвратной основе, если не установлено иное, средства республиканского бюджета выделяются негосударственным  организациям, за исключением организаций  потребительской кооперации и сельскохозяйственных производственных кооперативов (колхозов). Условия, сроки, порядок возврата и  ответственность сторон определяются в договорах, заключенных заказчиками программ энергосбережения с получателями средств.

Средства республиканского бюджета для реализации энергоэффективных мероприятий предусматриваются: бюджетным организациям - в сметах расходов на содержание, республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, - в объемах, предусмотренных в бюджете на финансирование отраслевых программ энергосбережения и мероприятий по внедрению новых энергоэффективных технологий и оборудования.

Финансирование региональных программ энергосбережения в 2011 - 2015 годах  осуществляется также за счет средств местных бюджетов.

Приоритетными для инвестирования являются:

мероприятия, обеспечивающие рост эффективности производства, преобразования и использования энергии;

ввод генерирующих мощностей  на альтернативных газу топливных источниках;

внедрение новых научно обоснованных энергоэффективных технологий;

внедрение современных низкозатратных энергетических технологий;

создание мини-ТЭЦ и  котельных, ориентированных на использование  местных видов топлива (древесное  топливо, торф, горючие отходы, бурый уголь, сланцы);

разработка и внедрение  эффективных технологий сжигания бытовых  отходов и других горючих отходов производства;

разработка эффективных  схем, технологий и оборудования по утилизации высокопотенциальных вторичных  энергоресурсов, а также использование  низкопотенциальной теплоты на базе тепловых насосов и теплообменного оборудования;

внедрение энергосберегающих  осветительных приборов, систем автоматического регулирования освещения;

развитие технологий использования  возобновляемых источников энергии  и местных видов топлива, а  также многофункциональных энергетических объектов для энергоснабжения небольших  жилищных и общественных комплексов (энергия ветра, воды, солнца, биогаза, вторичные энергетические ресурсы и т.п.);

оптимизация схем энергоснабжения  промышленных объектов с сочетанием первичных энергоносителей, максимального  использования вторичных энергоресурсов всех уровней и передачи излишних тепловых ВЭР для теплоснабжения объектов коммунальной собственности и жилья;

софинансирование совместных проектов в сфере энергосбережения, частично финансируемых международными организациями.

В условиях мирового финансового  кризиса и ограниченности ресурсного потенциала повышение эффективности  использования топливно-энергетических ресурсов приобретает для республики особую значимость. Экономия становится не просто обязательным принципом хозяйствования, но важнейшим требованием поддержания национальной безопасности страны. Острейшими проблемами отрасли остаются сегодня неплатежи потребителей за использованную электрическую и тепловую энергию, перекрестное субсидирование, при котором промышленные предприятия вынуждены оплачивать полученную энергию по повышенным тарифам, компенсируя оплату льготных потребителей, в основном населения. Таким образом, при перекрестном субсидировании промышленные предприятия оплачивают потребление электроэнергии населением и неплатежи за электроэнергию. Это вызывает увеличение себестоимости промышленной продукции республики, что негативно влияет на ее конкурентоспособность на внешнем рынке, отказ промышленных потребителей от услуг централизованного теплоснабжения и строительство собственных источников промышленными предприятиями, что в итоге ведет к перерасходу топлива в целом по республике.

Реализация запланированных  мер позволит в значительной степени  повысить энергетическую безопасность страны, модернизировать и обеспечить высокую надежность основных производственных фондов топливно-энергетического комплекса, диверсификацию видов потребляемого  топлива и стран его поставщиков, оптимизировать топливно-энергетический баланс за счет увеличения использования  местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, повысить эффективность  использования энергоресурсов, снизить  издержки при добыче, транспортировке  и потреблении топливно-энергетических ресурсов, и повысить конкурентоспособность  отечественной продукции.

 


Информация о работе Основные источники финансирования энергосбережения в Республике Беларусь