Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 14:34, контрольная работа
Страхование как социально-экономический институт имеет интересную историю развития, берущую начало в глубокой древности, на этапе возникновения цивилизации и образования первых признаков государственности. Возникновению страхования предшествовали объективные предпосылки, которые и побудили людей вступать в определенные социально-экономические отношения, названные позже страхованием.
Особенности современного этапа развития страхования в России
Начало современному этапу развития страхования в России положило принятие в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Этим законом кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование принадлежащего им имущества и других имущественных интересов. Тем самым была открыта возможность для демонополизации отечественного страхования. Однако узкое взаимное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование, что было юридически оформлено «Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» от 19 июня 1990 г. и Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г., которые разрешили функционировать на страховом рынке конкурирующим между собой государственным, акционерным взаимным и кооперативным обществах. В 1992 г. в Министерстве финансов РФ был создан отдел по лицензированию страховых организаций.
Важным этапом в развитии страхования в России явилось вступление в силу с 1 января 1993 г. Закона «О страховании», который заложил основу для формирования полноценной юридической базы, необходимой для функционирования национального страхового рынка. Вступление в силу с марта 1996 г. второй части Гражданского кодекса РФ, в которой глава 48 посвящена отношениям в области страхования, ещё более укрепило эту базу. В результате в 1990-е годы в Росси были созданы и получили развитие многочисленные страховые организации различных организационно-правовых форм, сформировались основы страхового надзора и системы государственного регулирования страховой деятельности.
О развитии страхового рынка в России можно судить, прежде всего, рассмотрев динамику объема поступлений страховых премий, а также немаловажным фактором, оказывающим влияние на отношение потенциальных потребителей к страхованию, является соотношение между качеством страховых услуг и ценой на них - является уровень страховых выплат (табл.1). Этот выражаемый в процентах показатель рассчитывается как соотношение между размерами страховых выплат и страховых премий и свидетельствует о том, какая часть страховых взносов направляется страховщиками на осуществление страховых выплат в связи со страховыми случаями.
Таблица 1.
Страховые премии и страховые выплаты за 1 полугодие 2007 года, млрд. руб.
Виды страхования |
Взносы (млрд. руб.) |
В %: |
Выплаты (млрд. руб.) | |
К общей сумме |
К 1 пг. 2006г. | |||
По добровольному страхованию, в т.ч. |
207,8 |
57,2% |
119,1% |
70 |
по страхованию жизни |
13,4 |
3,7% |
152,3% |
7,9 |
по личному страхованию |
56,4 |
15,5% |
112,6% |
21,6 |
по имущественному страховании |
127,1 |
35% |
121,4% |
39,8 |
по страхованию ответственности |
10,8 |
3% |
105,9% |
0,7 |
По обязательному страхованию |
155,4 |
42,8% |
124,2% |
20,6 |
ИТОГО |
363,2 |
100% |
121,4% |
200 |
По данным Федеральной службы страхового надзора, за 1 полугодие 2007 года страховые организации увеличили сбор страховых премий на 23,6%. Общая сумма страховых премий составила за отчетный период 363,2 млрд. руб. При этом страховые выплаты увеличились на 31,2 проц. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - до 200 млрд. руб..
Премии по добровольному страхованию увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 21% (207,8 млрд. руб.). За счет добровольных видов страхования страховщики получаю большую часть сборов – 57,2%. Премии по обязательному страхованию составили 155,4 млрд. рублей, что на 27,8% превысило данный показатель прошлого года (42,8% от всех сборов).
Сборы по страхованию жизни увеличивались наиболее динамично среди добровольных видов – их объем вырос в полтора раза и составили 13,4 млрд. руб. Выплаты по страхованию жизни равнялись 7,9 млрд. руб. По личному страхованию (кроме страхования жизни) было получено 56,4 млрд. руб. (что на 12,6% выше показателя прошлого года) – сюда входят сборы по страхованию от несчастного случая и добровольное медицинское страхование. Имущественное страхование (кроме страхования ответственности): премии составили 127 млрд. рублей (прирост 21% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.).
В последние годы четко прослеживается тенденция к сокращению числа страховых организаций. На начало 2000 г. их было зарегистрировано 1532, на начало 2001 г.– около 1200 и по данным ФССН, в едином государственном реестре на 30.06.2007 зарегистрировано 911 страховых организаций
Таким образом, за последние восемь лет число страховщиков сократилось более чем в 1,5 раза.
Важными условиями, влияющими на рост капитализации компаний, являются развитие филиальной сети, внедрение новых технологий, а также -
масштабные инвестиции. Практически все лидеры страхового рынка России осуществляют капиталовложения в свой бизнес, что позволяет им получать стратегическое преимущество перед менее крупными игроками. По оценкам экспертов, за последние три-четыре года «Росгосстрах» осуществил инвестиции на сумму порядка 200 млн. долларов. «Ингосстрах» ежегодно инвестирует около 30 млн. долларов, как в российский рынок, так и в «дочерние» зарубежные компании [6].
Анализ стратегических планов крупнейших страховых компаний России позволяет выделить следующие важнейшие направления развития их бизнеса на ближайшие годы:
1. увеличение капитализации
2. более интенсивная работа с
представителями среднего и
3. развитие розничных продаж
4. более активная региональная политика (увеличение доли региональных сборов)
5. выход на рынки стран ближнего зарубежья
6. развитие информационных
7. снижение уровня «кэптивности» страховых компаний .
Представляется, что к решению проблем современного российского страхования следует подходить с позиций отношения к нему, как к отраслевому рынку. В условиях современного страхования как отраслевого рынка, представляющего собой не совокупность страховщиков и обслуживающих их структур, а систему отношений между потребителями, поставщиками и государством, необходимо умение понимать и реализовывать на практике интересы всех его участников. При этом должно быть понятно, что в функционировании и развитии отраслевого рынка ключевую роль играют потребители. Можно уверенно утверждать, что в современных условиях положительные с точки зрения отечественного страхования (а не только страховщиков) перспективы есть лишь у такого отраслевого рыночного механизма, который основан на сочетании интересов всех участников рынка при обеспечении приоритета интересов страхователей, являющихся главным источником существования и развития всей системы страховых отношений.
Предложенные меры по совершенствованию системы страховых отношений на российском страховом рынке, связанные с активизации рыночной роли отечественных потребителей страховых услуг требуют нормативного закрепления посредством принятия необходимых законодательных актов
Совершенствование страхового рынка продолжается
2. Сущность, функции и эволюция денег.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ
Как историческая категория деньги являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением товарообмена как его производная. Роль денег сводится к функциям посредника обмена между разными товарами, т.е. исторические деньги - это товар особого рода, товар - посредник обмена, товар - знак стоимости. Одним из первых товаров - посредников во многих странах был скот; на многих языках мира деньги и скот обозначаются одним словом или схожими словами, имеющими один корень. Товаром - посредником были также меха, зерно, медь, серебро и др. В конечном итоге роль денег закрепилась за золотом. Золото со временем не портится, оно может храниться очень долго, не меняя своего качества и веса, его можно путем взвешивания отмерять в любом количестве. На цену золота влияет один фактор: количество золота в мире. Это постоянство цены золота и сделало его мерилом для оценки стоимости всех других товаров. Поэтому золото стало использоваться в качестве мировых денег.
Деньги бывают разных видов:
Монеты - это металлические деньги. Монеты могут изготавливаться также из драгоценных металлов. Монеты из драгоценных металлов являются законным средством платежа.
Банкноты - делаются из бумаги и представляют собой банковские билеты, выпускаемые центральным банком государства. По существу банкноты являются векселем государственного банка
Казначейские билеты - те же бумажные деньги, но выпускаемые непосредственно государственным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, ведающим кассовым исполнением государственного бюджета. В России казначейские билеты не выпускаются.
Под безналичными деньгами понимаются средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги. Эти вклады называются также банковскими деньгами
Безналичные деньги в отличие от наличных, по существу, не являются платежными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед последними. Действительно, наличные деньги связаны с бумагой или металлом. Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны или подделаны. Деньги как товар-посредник, выделяясь из общей массы товаров, сохраняют свою товарную форму, т.е. они имеют потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость денег - это их полезность в качестве вещи, которую можно обменять на любые другие вещи и блага. Деньги из драгоценных металлов можно использовать как украшение. Стоимость денег как товара - посредника означает овеществленный в них труд, то есть затраты труда на производство денег в качестве вещи. Поскольку деньги есть “товар товаров”, они имеют особый характер действия потребительной стоимости и стоимости.
Во-первых, потребительная стоимость денег включает в себя потребительную стоимость всех обмениваемых товаров. Во-вторых, стоимость денег, или их цена имеют внешнюю форму проявления до процесса их обмена на товар. Деньги всегда можно обменять на любой товар по их стоимости. Стоимость денег - это покупательная способность денег. Стоимость товара имеет скрытую форму, которая проявляется лишь в процессе обмена товара на деньги. Как экономическая категория, деньги представляют собой средство платежа, измерение стоимости товаров и услуг и накопление этой стоимости. Главное свойство денег - это их ликвидность. Ликвидность денег означает способность денег участвовать в немедленном приобретение товара или других благ
ФУНКЦИИ И РОЛЬ ДЕНЕГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Денежный рынок - это рынок, на котором продается и покупается особый товар - деньги Основными его элементами являются предложение денег, спрос на деньги, цена денег (ставка ссудною процента i). Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях.
1. Деньги как мера стоимости. Это приравнивание товара к определенной сумме денег, что дает количественное измерение величины стоимости товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой. Функция меры стоимости реализуется на основе масштаба цен. С его помощью цена товара как показатель величины стоимости преобразуется в прейскурантную или рыночную цену, выраженную в национальных денежных единицах.
2. Деньги как средство обращения.
Они позволяют платить
3. Деньги как средство
4. Деньги как средство платежа
(расчетов). В силу ряда обстоятельств
товары не всегда могут
Отсюда, денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, т.е. движения денег в наличной и безналичной формах. Она включает следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии, порядок обращения денег и платежей, а также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.
Информация о работе Основные этапы возникновения и развития страхования