Основные этапы возникновения и развития страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Страхование как социально-экономический институт имеет интересную историю развития, берущую начало в глубокой древности, на этапе возникновения цивилизации и образования первых признаков государственности. Возникновению страхования предшествовали объективные предпосылки, которые и побудили людей вступать в определенные социально-экономические отношения, названные позже страхованием.

Файлы: 1 файл

ЭСД-12 Финансовые рынки Заурбеков М.С-С.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

 Особенности современного  этапа развития страхования в  России

Начало современному этапу развития страхования в России положило принятие в 1988 г. Закона «О кооперации в СССР». Этим законом кооперативам разрешалось проводить взаимное страхование принадлежащего им имущества и других имущественных интересов. Тем самым была открыта возможность для демонополизации отечественного страхования. Однако узкое взаимное страхование быстро стало перерастать в акционерное страхование, что было юридически оформлено «Положением об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» от 19 июня 1990 г. и Постановлением Совета Министров СССР «О мерах по демонополизации народного хозяйства» от 16 августа 1990 г., которые разрешили функционировать на страховом рынке конкурирующим между собой государственным, акционерным взаимным и кооперативным обществах. В 1992 г. в Министерстве финансов РФ был создан отдел по лицензированию страховых организаций.

Важным этапом в развитии страхования в России явилось вступление в силу с 1 января 1993 г. Закона «О страховании», который заложил основу для формирования полноценной юридической базы, необходимой для функционирования национального страхового рынка. Вступление в силу с марта 1996 г. второй части Гражданского кодекса РФ, в которой глава 48 посвящена отношениям в области страхования, ещё более укрепило эту базу. В результате в 1990-е годы в Росси были созданы и получили развитие многочисленные страховые организации различных организационно-правовых форм, сформировались основы страхового надзора и системы государственного регулирования страховой деятельности.

О развитии страхового рынка в России можно судить, прежде всего, рассмотрев динамику объема поступлений страховых премий, а также немаловажным фактором, оказывающим влияние на отношение потенциальных потребителей к страхованию, является соотношение между качеством страховых услуг и ценой на них - является уровень страховых выплат (табл.1). Этот выражаемый в процентах показатель рассчитывается как соотношение между размерами страховых выплат и страховых премий и свидетельствует о том, какая часть страховых взносов направляется страховщиками на осуществление страховых выплат в связи со страховыми случаями.

Таблица 1.

Страховые премии и страховые выплаты за 1 полугодие 2007 года, млрд. руб.

Виды страхования

Взносы (млрд. руб.)

В %:

Выплаты

(млрд. руб.)

К общей сумме

К 1 пг. 2006г.

По добровольному страхованию,

в т.ч.

207,8

57,2%

119,1%

70

по страхованию жизни

13,4

3,7%

152,3%

7,9

по личному страхованию

56,4

15,5%

112,6%

21,6

по имущественному страховании

127,1

35%

121,4%

39,8

по страхованию ответственности

10,8

3%

105,9%

0,7

По обязательному страхованию

155,4

42,8%

124,2%

20,6

ИТОГО

363,2

100%

121,4%

200


 

По данным Федеральной службы страхового надзора, за 1 полугодие 2007 года страховые организации увеличили сбор страховых премий на 23,6%. Общая сумма страховых премий составила за отчетный период 363,2 млрд. руб. При этом страховые выплаты увеличились на 31,2 проц. по сравнению с аналогичным периодом 2006 года - до 200 млрд. руб..

Премии по добровольному страхованию увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 21% (207,8 млрд. руб.). За счет добровольных видов страхования страховщики получаю большую часть сборов – 57,2%. Премии по обязательному страхованию составили 155,4 млрд. рублей, что на 27,8% превысило данный показатель прошлого года (42,8% от всех сборов).

Сборы по страхованию жизни увеличивались наиболее динамично среди добровольных видов – их объем вырос в полтора раза и составили 13,4 млрд. руб. Выплаты по страхованию жизни равнялись 7,9 млрд. руб. По личному страхованию (кроме страхования жизни) было получено 56,4 млрд. руб. (что на 12,6% выше показателя прошлого года) – сюда входят сборы по страхованию от несчастного случая и добровольное медицинское страхование. Имущественное страхование (кроме страхования ответственности): премии составили 127 млрд. рублей (прирост 21% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.).

В последние годы четко прослеживается тенденция к сокращению числа страховых организаций. На начало 2000 г. их было зарегистрировано 1532, на начало 2001 г.– около 1200 и по данным ФССН, в едином государственном реестре на 30.06.2007 зарегистрировано 911 страховых организаций

Таким образом, за последние восемь лет число страховщиков сократилось более чем в 1,5 раза.

Серьезной проблемой, ограничивающей возможности российских страховщиков является их невысокая капитализация.

Важными условиями, влияющими на рост капитализации компаний, являются развитие филиальной сети, внедрение новых технологий, а также -

масштабные инвестиции. Практически все лидеры страхового рынка России осуществляют капиталовложения в свой бизнес, что позволяет им получать стратегическое преимущество перед менее крупными игроками. По оценкам экспертов, за последние три-четыре года «Росгосстрах» осуществил инвестиции на сумму порядка 200 млн. долларов. «Ингосстрах» ежегодно инвестирует около 30 млн. долларов, как в российский рынок, так и в «дочерние» зарубежные компании [6].

Анализ стратегических планов крупнейших страховых компаний России позволяет выделить следующие важнейшие направления развития их бизнеса на ближайшие годы:

1. увеличение капитализации компаний

2. более интенсивная работа с  представителями среднего и малого  бизнеса, физическими лицами

3. развитие розничных продаж

4. более активная региональная  политика (увеличение доли региональных сборов)

5. выход на рынки стран ближнего  зарубежья

6. развитие информационных технологий

7. снижение уровня «кэптивности»  страховых компаний .

Представляется, что к решению проблем современного российского страхования следует подходить с позиций отношения к нему, как к отраслевому рынку. В условиях современного страхования как отраслевого рынка, представляющего собой не совокупность страховщиков и обслуживающих их структур, а систему отношений между потребителями, поставщиками и государством, необходимо умение понимать и реализовывать на практике интересы всех его участников. При этом должно быть понятно, что в функционировании и развитии отраслевого рынка ключевую роль играют потребители. Можно уверенно утверждать, что в современных условиях положительные с точки зрения отечественного страхования (а не только страховщиков) перспективы есть лишь у такого отраслевого рыночного механизма, который основан на сочетании интересов всех участников рынка при обеспечении приоритета интересов страхователей, являющихся главным источником существования и развития всей системы страховых отношений.

Предложенные меры по совершенствованию системы страховых отношений на российском страховом рынке, связанные с активизации рыночной роли отечественных потребителей страховых услуг требуют нормативного закрепления посредством принятия необходимых законодательных актов

Совершенствование страхового рынка продолжается

 

2. Сущность, функции и эволюция денег.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ДЕНЕГ

Как историческая категория деньги являются продуктом цивилизации. Они возникают с появлением товарообмена как его производная. Роль денег сводится к функциям посредника обмена между разными товарами, т.е. исторические деньги - это товар особого рода, товар - посредник обмена, товар - знак стоимости. Одним из первых товаров - посредников во многих странах был скот; на многих языках мира деньги и скот обозначаются одним словом или схожими словами, имеющими один корень. Товаром - посредником были также меха, зерно, медь, серебро и др. В конечном итоге роль денег закрепилась за золотом. Золото со временем не портится, оно может храниться очень долго, не меняя своего качества и веса, его можно путем взвешивания отмерять в любом количестве. На цену золота влияет один фактор: количество золота в мире. Это постоянство цены золота и сделало его мерилом для оценки стоимости всех других товаров. Поэтому золото стало использоваться в качестве мировых денег.

Деньги бывают разных видов:

Монеты - это металлические деньги. Монеты могут изготавливаться также из драгоценных металлов. Монеты из драгоценных металлов являются законным средством платежа.

Банкноты - делаются из бумаги и представляют собой банковские билеты, выпускаемые центральным банком государства. По существу банкноты являются векселем государственного банка

Казначейские билеты - те же бумажные деньги, но выпускаемые непосредственно государственным казначейством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, ведающим кассовым исполнением государственного бюджета. В России казначейские билеты не выпускаются.

Под безналичными деньгами понимаются средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги. Эти вклады называются также банковскими деньгами

Безналичные деньги в отличие от наличных, по существу, не являются платежными средствами, но в любую минуту они могут превратиться в наличные, гарантированные кредитными институтами. Практически же безналичные деньги выступают наравне с наличными и даже имеют некоторые преимущества перед последними. Действительно, наличные деньги связаны с бумагой или металлом. Они имеют реальные высокие издержки хранения и транспортировки, а также могут быть потеряны или подделаны. Деньги как товар-посредник, выделяясь из общей массы товаров, сохраняют свою товарную форму, т.е. они имеют потребительную стоимость и стоимость. Потребительная стоимость денег - это их полезность в качестве вещи, которую можно обменять на любые другие вещи и блага. Деньги из драгоценных металлов можно использовать как украшение. Стоимость денег как товара - посредника означает овеществленный в них труд, то есть затраты труда на производство денег в качестве вещи. Поскольку деньги есть “товар товаров”, они имеют особый характер действия потребительной стоимости и стоимости.

Во-первых, потребительная стоимость денег включает в себя потребительную стоимость всех обмениваемых товаров. Во-вторых, стоимость денег, или их цена имеют внешнюю форму проявления до процесса их обмена на товар. Деньги всегда можно обменять на любой товар по их стоимости. Стоимость денег - это покупательная способность денег. Стоимость товара имеет скрытую форму, которая проявляется лишь в процессе обмена товара на деньги. Как экономическая категория, деньги представляют собой средство платежа, измерение стоимости товаров и услуг и накопление этой стоимости. Главное свойство денег - это их ликвидность. Ликвидность денег означает способность денег участвовать в немедленном приобретение товара или других благ

ФУНКЦИИ И РОЛЬ ДЕНЕГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Денежный рынок - это рынок, на котором продается и покупается особый товар - деньги Основными его элементами являются предложение денег, спрос на деньги, цена денег (ставка ссудною процента i). Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Лучше всего сущность денег проявляется в их функциях.

1. Деньги как мера стоимости. Это приравнивание товара к  определенной сумме денег, что  дает количественное измерение  величины стоимости товара. Стоимость  товара, выраженная в деньгах, является  его ценой. Функция меры стоимости  реализуется на основе масштаба цен. С его помощью цена товара как показатель величины стоимости преобразуется в прейскурантную или рыночную цену, выраженную в национальных денежных единицах.

2. Деньги как средство обращения. Они позволяют платить владельцам  ресурсов и производителям таким товаром (деньгами), который может быть использован для покупки любого другого товара или услуги, имеющихся на рынке. Как средство обмена деньги позволяют избежать неудобств бартерного обмена.

3. Деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ. Если производитель, продав свой товар, в течение длительного времени не покупает другой товар, то деньги, изъятые из обращения с целью накопления, выполняют функцию средства образования сокровищ, т.е. сохранения стоимости. Сокровища - это накопление драгоценных металлов в виде монет, слитков, ювелирных и других изделий, принадлежащих государству или частным лицам. Рыночная система создает возможности и стимулы для превращения сокровищ в капитал, приносящий прибыль, отчасти непосредственно, но главным образом через кредитную систему, в том числе фондовую биржу.

4. Деньги как средство платежа (расчетов). В силу ряда обстоятельств  товары не всегда могут продаваться  с немедленной оплатой за наличные  деньги. Поэтому возникают расчеты, которые растянуты во времени и фактически базируются на отсрочке уплаты денег. Деньги функционируют как средство платежа не только при оплате купленных в кредит товаров, но и при погашении других обязательств, например при возврате денежных ссуд, внесении арендной платы за землю, уплате налогов, а также в расчетах между экономическими агентами, которые осуществляются через банки.

Отсюда, денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, т.е. движения денег в наличной и безналичной формах. Она включает следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране и порядок их эмиссии, порядок обращения денег и платежей, а также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения.

Информация о работе Основные этапы возникновения и развития страхования