Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 16:58, реферат
Целью работы является выявление основных направлений финансовой политики государства на современном этапе. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть содержание и задачи финансовой политики государства;
- охарактеризовать типы финансовой политики государства
- выявить основные направления финансовой политики государства
Введение 3
I Содержание и задачи финансовой политики государства 4
II Типы финансовой политики государства 8
III Направления финансовой политики государства 13
Заключение 17
Список используемых источников 19
В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область. Регулирование становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, оно включает денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.[1]
Финансовый
механизм в этих условиях исходит
из необходимости сокращения объема
перераспределения
Надо
отметить, что указанные разновидности
регулирующей финансовой политики тесно
взаимосвязаны между собой. Поэтому
одинаковые или похожие инструменты
финансового механизма
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства (в первую очередь у центральных органов власти и управления). Адекватно цели строился и финансовый механизм. Основной его задачей было создание инструментов изъятия всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Такое изъятие производилось у предприятий, населения и органов местной власти.
Для государственных предприятий был создан механизм двухканального изъятия чистого дохода. Вначале при помощи налога с оборота в отраслях, где за счет цен, установленных государством, создавался доход в повышенных размерах (легкая, пищевая промышленность). Затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли) изымались в бюджет все излишки прибыли, которые, по мнению государства, нельзя было использовать в рамках предприятий. При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет прибыли, т.е. государство полностью регулировало его финансовый механизм. В отдельные годы у государственных предприятий изымалось до 80% их чистого дохода.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога и путем размещения фактически принудительных государственных займов. Свободные средства, помещенные в систему сберегательных касс, также направлялись в бюджет в виде специального безоблигационного займа. Примерно такой же механизм изъятия доходов применялся для кооперативных предприятий.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось ограничением в установлении самостоятельных источников доходов местных бюджетов. Система местных доходов включала небольшие по объему доходы. Их удельный вес в бюджете не превышал 10-15% от общей суммы доходов. Поэтому уровень доходов местных бюджетов полностью зависел от объема средств, выделяемых им из вышестоящих бюджетов в порядке бюджетного регулирования.
Расходы бюджетов также определялись исходя из приоритетов, установленных государственным планом. Средства выделялись, как правило, без их увязки с возможным получаемым эффектом. Значительные ресурсы использовались непроизводительно. В то же время покрытие расходов на социальные нужды осуществлялось остаточным методом. Управление финансами производилось из единого центра - Министерства финансов.
Планово-директивная
финансовая политика проводилась практически
во всех бывших социалистических странах.
Она показала достаточно высокую
эффективность в годы, когда требовалась
максимальная концентрация финансовых
ресурсов для финансирования чрезвычайных
расходов государства. Но использование
ее в условиях нормального финансирования
экономики привело к серьезным
отрицательным последствиям: снижению
эффективности производства, чрезмерному
росту военных расходов, замедлению
развития социальной сферы, резкому
ухудшению финансового
III Направления финансовой политики государства
Государственная
финансовая политика – элемент макроэкономической
политики. В настоящее время
Финансовая политика включает следующие направления:
1 Налоговая политика;
2 Бюджетная политика;
3 Денежно-кредитная политика;
4 Институциональные преобразования;
5 Социальная политика;
6 Инвестиционная политика.
Для реализации финансовой политики необходимо:
- снижение социальной напряжённости;
- оздоровление государственных финансов;
- восстановление
нормального финансирования
- сбалансированность товарных и денежных потоков;
- разумное расширение финансово - экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
- искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
1 Важной
составной частью финансовой
политики является налоговая
политика. Она должна быть направлена
на создание приемлемых как
для государства, так и для
участников рынка условий
Её основные задачи:
- комплексное
реформирование налогового
- пересмотр существующих налоговых пошлин и льгот;
- введение
единого реестра
- ужесточение налогового администрирования;
- реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
2 Разрешение
бюджетного кризиса является
первостепенной задачей
- введение
экспортных пошлин в целях
обеспечения обслуживания и
- принятие
мер по перечислению
- реализация
программ экономии
- централизация
всех доходов и средств
- проведение
ревизии федеральных целевых
программ с целью их
- обеспечение
государственной монополии на
производство и оборот
- проведение
связанных расчётов с
- реструктуризация государственного долга;
- инвентаризация
внешних и внутренних
3 Важнейшая
задача денежно – кредитной
политики – преодоление
Задачи денежно- кредитной политики:
- реструктуризация банковской системы;
- совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
- сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
- пополнение валютных запасов государства и снижение оттоков капитала за границу;
- активизация
закупок добываемого золота
- усиление таможенного контроля.
4 Большую
роль в реализации
- приобретение
акций государством в
- передача
в доверительное управление
- инвентаризация
федеральной недвижимости и
- вовлечение
в оборот объёктов
- приватизация
предприятий как единого
- структурные
преобразования, направленные на
развитие конкуренции и
- совершенствование
системы и механизма ценового
и тарифного регулирования на
продукцию и услуги
- усиление
позиций государства по
5 Финансовая
политика государства имеет
- выплата
в полном объёме текущей
- увязка
перечисления трансфертов
- разработка
механизмов компенсации
- сдерживание
роста безработицы и создание
условий для расширения
- реализация
пенсионной реформы,
- упорядочение
системы социальных льгот и
выплат с перенесением
- регулирование вынужденной миграции.[6]
6 Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
- повышение роли Бюджета развития РФ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
- создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
- развитие ипотечного кредитования;
- привлечение прямых иностранных инвестиций.[6]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поставленная в работе цель была выполнена. Для достижения цели были выполнены несколько задач:
- были рассмотрены содержание и задачи финансовой политики государства;
- были охарактеризованы типы финансовой политики государства;
- выявлены основные направления
финансовой политики
Содержание финансовой политики охватывает широкий комплекс мер:
1 разработку общей концепции
финансовой политики, определение
ее основных направлений,
2 создание адекватного
3 управление финансовой
Основные задачи финансовой политики:
1) обеспечение условий для
2) установление рационального с
точки зрения государства
3) организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4) выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5) создание эффективной и
Типами финансовой политики государства являются:
Информация о работе Основные направления финансовой политики государства на современном этапе