Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:05, курсовая работа
Бюджет создает финансовую базу функционирования государства в целом, его субъектов и муниципальных образований, осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления, выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает развитие международных связей России, также формирование ее взаимоотношений с государствами СНГ. Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются централизованными денежными фондами.
Целью данной работы является рассмотрение содержания, проблем и путей развития бюджетного устройства РФ, объектом исследования – бюджетная система РФ.
Введение 2
Глава I Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации 4
1.1. Содержание бюджета. Бюджетное устройство 4
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система 8
1.3.Принципы бюджетной системы Российской Федерации 11
Глава II. Проблемы реализации принципов бюджетного устройства в Российской Федерации 18
Глава III. Основные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации 25
Заключение 28
Список литературы 30
Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:
В настоящее время в России ежегодно утверждается Федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и множество муниципальных бюджетов, количество которых пока ещё не определилось.
Бюджетное устройство в Российской Федерации представляет собой организацию бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная система основывается на законодательно регулируемых экономических отношениях между органами власти и совокупностью бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов: бюджеты субъектов, бюджет Российской Федерации - и выполняет функцию объединения бюджетных показателей различных территориальных образований. Такие объединённые бюджеты, которые законодательно не утверждаются, применяются для аналитических и статистических целей, для успешной реализации бюджетно-финансовой политики страны в целом и регионов в отдельности. [13, стр. 19].
Согласно главе 5 Бюджетного кодекса Российской федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:
1.
Принцип единства бюджетной
2.
Принцип разграничения доходов,
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
3.
Принцип самостоятельности
– право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
– право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
–
право органов государственной
власти и органов местного самоуправления
устанавливать в соответствии с
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах налоги и
сборы, доходы от которых подлежат зачислению
в соответствующие бюджеты
– право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
– недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
– право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
– недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
– недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
4.
Принцип равенства бюджетных
прав субъектов Российской
5.
Принцип полноты отражения
Принцип
сбалансированности бюджета означает,
что объем предусмотренных
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
– субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
– средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
– добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
– расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
– расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
– отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
8. Принцип прозрачности (открытости) означает:
– обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
– обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
–
стабильность и (или) преемственность
бюджетной классификации
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
9.
Принцип достоверности бюджета
означает надежность
10.
Принцип адресности и целевого
характера бюджетных средств
означает, что бюджетные ассигнования
и лимиты бюджетных
11. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
12. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.