Основные направления совершенствования финансовой политики по охране окружающей среды РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследование финансовых вопросов охраны окружающей среды.
Задачи работы:
- исследовать основные проблемы охраны окружающей среды;
- провести анализ основных экономических механизмов, закрепленных современным российским законодателем в целях охраны окружающей среды;
- провести исследование проблемы распределения платежей в целях охраны окружающей среды.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы финансирование охраны окружающей среды
1.1 Охрана окружающей среды как актуальная проблема
современности
1.2 Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды
1.3 Характеристика основных источников финансирования охраны окружающей среды
2. Анализ основ экономического механизма охраны окружающей среды
2.1 Анализ и оценка платежей за природопользование в РФ за 2007 - 2009 г
2.2 Анализ экономических санкций предприятий за вред нанесенный окружающей среде
2.3 Анализ направлений платежей в целях охраны окружающей среды
3. Основные направления совершенствования финансовой политики по охране окружающей среды РФ
3.1 Зарубежный опыт охраны окружающей среды
3.2 Пути совершенствования финансовой политики охраны окружающей среды РФ
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы финансирование  охраны окружающей среды

1.1 Охрана окружающей среды как  актуальная проблема

современности

1.2 Экономические и социальные  проблемы охраны окружающей среды

1.3 Характеристика основных источников  финансирования охраны окружающей среды

2. Анализ основ экономического  механизма охраны окружающей  среды

2.1 Анализ и оценка платежей  за природопользование в РФ  за 2007 - 2009 г

2.2 Анализ экономических санкций  предприятий за вред нанесенный  окружающей среде

2.3 Анализ направлений платежей в целях охраны окружающей среды

3. Основные направления совершенствования  финансовой политики по охране  окружающей среды РФ

3.1 Зарубежный опыт охраны окружающей  среды

3.2 Пути совершенствования финансовой  политики охраны окружающей среды РФ

Выводы и предложения

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В ходе радикальных преобразований Россия столкнулась с новыми процессами, связанными с дестабилизацией финансовой системы, неплатежеспособностью предприятий, ростом инфляции, которые в значительной мере обусловили спад производства и инвестиционной активности. Это, в свою очередь, оказало негативное влияние на осуществление природоохранной деятельности, на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

Изучение региональных экологических  проблем дает основание считать, что неблагоприятная экологическая  обстановка продолжает сохраняться  с одной стороны как следствие  неразумного экономического хозяйствования, слабой социальной защищенности населения и примитивного потребительского отношения к природным и минерально-сырьевым ресурсам. С другой стороны, сложившееся эколого-экономическое неблагополучие во многом обусловлено отсутствием комплексного рассмотрения и оценки факторов эффективности природопользования, как на государственном, так и на региональном уровне.

К негативным факторам воздействия  на эколого-экономическую ситуацию следует также отнести отсутствие нового организационно-экономического механизма природопользования, особенно на уровне регионов, в которых пока слабо поставлены учет и оценка природных ресурсов и практически не ведутся их комплексные кадастры. В недостаточной степени осуществляется координация работ по изучению и воспроизводству ресурсов, не обеспечивается экономическое регулирование использования ряда видов природных ресурсов, а главное - не осуществляется комплексное управление природопользованием. Усугубляет ситуацию непрекращающаяся перестройка государственных структур управления, в том числе по использованию природных ресурсов.

Попытки решения экологических  проблем без устранения причин их возникновения не могут быть успешными, поскольку любое увеличение техногенного воздействия на природу в результате экстенсивного промышленного роста  приводит к усилению процессов ее деградации и требует все большего количества материальных и финансовых средств на ее восстановление.

В связи с этим сегодня вопросу  формирования финансовых вопросов охраны окружающей среды придается важное значение. Данный механизм в ходе своего функционирования будет способствовать решению региональных проблем экологизации природопользования, охраны окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов, что в настоящее время является одним из важнейших условий устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния общества.

Современный механизм охраны окружающей среды предполагает такой вариант  защиты, как экономические санкции.

Цель данной работы - исследование финансовых вопросов охраны окружающей среды.

Задачи работы:

- исследовать основные проблемы охраны окружающей среды;

- провести анализ основных экономических  механизмов, закрепленных современным  российским законодателем в целях  охраны окружающей среды; 

- провести исследование проблемы  распределения платежей в целях  охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы финансирование  охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды как  актуальная проблема современности

 

Законодательство в области  охраны окружающей среды призвано обеспечить гармоничное сочетание корпоративных интересов хозяйствующих субъектов и физических лиц, участвующих в производственной деятельности, с интересами общества в целом, при условии не нанесения ущерба окружающей природной среде и сохранения ее для будущих поколений.

В настоящее время совершенствуется законодательство Российской Федерации  с целью обеспечения требований соблюдения производителями экологических  нормативов и стандартов, составной  частью которого должно стать стимулирование предприятия на переход к наилучшим существующим технологиям. Только в этом случае будет достигнуто сокращение энерго- и ресурсопотребления, уменьшение загрязнения окружающей среды.

В период перехода промышленности на новый  технологический уровень законодательство об охране окружающей среды должно отражать поэтапный характер перехода и содержать нормы, регулирующие необходимые издержки на природоохранную деятельность, которые не явились бы чрезмерно обременительными для предприятия, в частности, и для общества в целом. В случае нарушения баланса между интересами промышленности, экологической безопасностью и решением социальных вопросов рассчитывать на успех перехода промышленности на новый технологический уровень вряд ли следует. Поэтому корректно построенная нормативная правовая база и создание механизмов ее реализации - вопрос исключительно важный и требующий быстрого решения.

Планируемое вступление России в ВТО потребует  от предприятий приведения технологии производства и продукции к международным  экологическим стандартам. Они должны будут в сжатые сроки модернизировать производство, финансировать региональные природоохранные мероприятия, и возмещать вред окружающей среде, нанесенный в результате их предыдущей деятельности.

Правовое  регулирование должно стимулировать  создание действенной, мощной экологической службы организаций, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. Переход на новую модель хозяйствования с соблюдением международных стандартов природопользования и охраны окружающей среды в части технологии производства и продукции позволит осуществить комплексной подход к решению проблем экологии, эффективно использовать ресурсы предприятия, оптимизировать затраты на природопользование и частично или полностью предотвратить ущемление интересов российских производителей на международном рынке по экологическим причинам.

В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливается, что хозяйственная  и иная деятельность осуществляется на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» на данный момент не привел к практическим результатам в части создания действенных механизмов регулирования природопользования. Природоохранным законодательством предусмотрена выдача предприятиям не только нормативов, но и лимитов на негативное воздействие, что следует учесть в формулировке соответствующей статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающей ответственность субъектов хозяйственной деятельности за превышение установленных в разрешительных документах нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

В подзаконных нормативных актах  в области экологии и природопользования предусматривается возможность  получать органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам безвозмездно от природопользователей информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач. Эти положения используются для перекладывания части обязанностей по осуществлению государственного экологического мониторинга на природопользователей, осуществляющих производственный контроль. Производственный контроль проводится по ограниченным показателям в соответствии с установленными сроками и не может подменять государственный экологический мониторинг, поэтому в текст нормативных правовых актов надо внести соответствующие уточнения.

Необходима государственная финансовая поддержка природоохранной деятельности путем существенного увеличения финансирования федеральных и региональных целевых экологических программ - как механизм участия государства  в ликвидации последствий антропогенного воздействия на окружающую природную среду, действовавший в предшествующие годы.

Таким образом, в настоящее время  необходима гармонизация федерального природоохранного законодательства с  международными нормами в области  природопользования и охраны окружающей среды. Вместе с тем не следует решать серьезную проблему перехода к экологически чистым технологиям только путем введения жестких экологических требований (стандартов), установленных для промышленных предприятий в развитых странах с устойчивой экономикой.

Экономические и социальные проблемы охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды и рациональное использование ее ресурсов в условиях бурного роста промышленного  производства стала одной из актуальнейших  проблем современности. Результаты воздействия человека на природу необходимо рассматривать не только в свете развития технического прогресса и роста населения, но и в зависимости от социальных условий, в которых они проявляются. Отношение к природной среде является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации. Сотрудничество между странами в области охраны природы осуществляется через такие организации как Европейский экономический союз (ЕЭС), Организация объединенных наций (ООН) в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). К главным направлениям деятельности ЮНЕП относятся экологические проблемы населенных пунктов, а также проблемы здоровья и благосостояния человека, охрана наземных экосистем и борьба с распространением пустынь, деятельность, связанная с экологическим образованием и информацией, торговые, экономические и технологические аспекты по защите природы, защита Мирового океана от загрязнения, охрана растительности и диких животных, экологические вопросы энергетики.

Экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности. Загрязненная природная среда может отрицательно воздействовать на реципиентов (людей, промышленные, транспортные и жилищно-коммунальные объекты, сельскохозяйственные угодья, леса, водоемы и т.п.). Эти отрицательные воздействия проявляются в основном в повышении заболеваемости людей и ухудшения их жизненных условий, в снижении продуктивности биологических природных ресурсов, ускорения износа зданий, сооружений и оборудования. В связи с вышеизложенным можно выделить следующие группы затрат: затраты, направленные на предотвращение вредного воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затраты, вызываемые этим воздействием. К первой группе относятся затраты на перемещение реципиентов за пределы зон локальных загрязнений окружающей среды, на озеленение санитарно-защитных зон, на сооружение и эксплуатацию систем очистки воздуха, поступающего в жилые помещения. Затраты, отнесенные ко второй группе, включают расходы на медицинское обслуживание заболевших от загрязненного воздуха, оплату бюллетеней, компенсацию потерь продукции из-за повышения заболеваемости, на компенсацию снижения продуктивности биологических земельных и водных ресурсов.

Экономическая эффективность от мероприятий,, предупреждающих локальное загрязнение  воздушной среды Э1, может быть определена по формуле 1:

Э1 = У+Д-З, (1)

где У - размеры предотвращаемого годового ущерба от загрязнения воздушной  Среды, руб.,

Д - годовой дополнительный доход  от улучшения производственных результатов  деятельности предприятия при реализации противозагрязняющих воздух мероприятий, включая рентабельную утилизацию загрязняющих веществ (для горных предприятий, в  частности метана), руб.,

З - приведенные затраты на предотвращение или снижение загрязнения воздушной  среды, руб. При З больше или равно  У+Д противозагрязняющие мероприятия  становятся экономически неэффективными, однако они могут быть социально  оправданными.

Таким образом, экономическая проблема охраны окружающей среды заключается в оценке ущерба, нанесенного загрязнением атмосферы, водных ресурсов, разработкой и использованием недр. Экономический ущерб представляет собой затраты, возникающие вследствие повышенного (сверх того уровня, при котором не возникает негативных последствий) загрязнения воздушной среды, водных ресурсов, земной поверхности.

Характеристика основных источников финансирования охраны окружающей среды

Источниками финансирования природоохранных  мероприятий в настоящее время являются:

1) бюджеты (федеральный, субъекты  федерации, местные);

2) средства предприятий; 

3) прочие (проекты, иностранные  поступления и др.).

Бюджетное финансирование.

Средства в региональный и местный  бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербурге" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом.

Собственные средства предприятий.

В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятии, которые являются основными исполнителями природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами.

Конечно, на практике спектр привлекаемых средств из различных каналов  разнообразнее. Источниками ресурсов финансирования природоохранной деятельности также могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней, собственные средства предприятий, внебюджетные экологические фонды, кредиты банков, займы в инвалюте, средства населения. Однако действия территориальных органов в регионах по инвестированию природоохранных мероприятий из различных источников финансирования не всегда должным образом координируются, и это ведет к дублированию, распылению материальных, трудовых и денежных средств. Вот почему должны быть четко разграничены функции, выполняемые соответствующими органами управления при осуществлении природоохранной деятельности на территории.

Информация о работе Основные направления совершенствования финансовой политики по охране окружающей среды РФ