Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:29, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
· Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
· Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
· Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.
Введение
Глава 1. Образование и погашение государственного долга страны
1.1 Его сущность и причины образования
1.2 Формы и виды государственного долга
1.3 Управление государственного долга
Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ
2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2008 гг.
2.2 Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации. С 2009 – по 2014гг.
2.3 Основные способы погашения внутреннего долга
2.4 Специфика управления им
Глава 3. Основные направления совершенствования управления
государственным внутренним долгом в РФ
Заключение
Список литературы
*) расчет по курсу доллара США по состоянию на декабрь соответствующего года
Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 – 2014 годы практически в 2 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, объем которого увеличится в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,7% ВВП.
Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2014 годах представлена на следующей диаграмме.
|
Возросшие объемы заимствований и, соответственно, рост объема государственного долга в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по большинству индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится.
Основные использующиеся в мировой практике показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к Российской Федерации в 2009 – 2014 годах приведены в следующей таблице.
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Критерий (инди-кативные значения) |
Пороговое значение (бюджетная позиция) |
Государственный долг Российской Федерации, % ВВП |
8,3 |
9,3 |
10,7 |
13,2 |
14,8 |
15,7 |
< 50 % |
25 % |
Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации, % |
64,8 |
70,7 |
79,9 |
81,8 |
81,8 |
80,9 |
> 50 % |
|
Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, % |
1,8 |
1,9 |
3,2 |
3,1 |
3,5 |
4 |
< 10 % |
10 % |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, % |
6,1 |
7,6 |
8,2 |
10,5 |
10,3 |
12,3 |
<10 % |
10 % |
Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, % |
44,1 |
50,1 |
51,5 |
65,7 |
75,7 |
80,8 |
<250 % |
100 % |
Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, % |
12,8 |
10,1 |
7 |
8,3 |
10 |
11 |
<220 % |
220 % |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, % |
2 |
1,3 |
1,2 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
<25 % |
В долговой политике на 2012 – 2014 годы для оценки долговой устойчивости Российской Федерации с точки зрения бюджетной позиции предлагаются более низкие пороговые значения по ряду показателей, чем принято в мировой практике.
Так, по показателю, характеризующему отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, пороговое значение составляет 100 %, при этом указанный показатель в 2012 году составит 65,7 %, в 2013 году – 75,7 %, в 2014 году - 80,8 %. При сохранении тенденции роста указанного показателя возможно достижение порогового значения за пределами бюджетного цикла 2012 – 2014 годов, что свидетельствует о возможном риске недостаточности доходов федерального бюджета для погашения государственного долга Российской Федерации.
В связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 - 2014 годах отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета превысит предельное значение (10 %) на 0,5, 0,3 и 2,3 процентного пункта соответственно.
В соответствии с долговой политикой на 2012 – 2014 годы поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. По мнению Счетной палаты, целесообразно разработать систему управления долговыми рисками для обеспечения долгосрочной долговой устойчивости.
- В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного
внутреннего долга Российской Федерации (далее – внутренний
долг) на 1 января 2013 года предусмотрен в
сумме 6 330,9 млрд. рублей, чт
Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.
2010 г. отчет |
2011 г. оценка |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014 г. проект |
2014 г. к 2011 г. | ||||||
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
млрд. рублей |
струк-тура, % |
% | |
Государственный внутренний долг, всего |
2 940,4 |
100 |
4 555,0 |
100 |
6 330,9 |
100 |
7 873,2 |
100 |
9 221,8 |
100 |
202,5 |
в том числе: |
|||||||||||
государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО, ОВОЗ) |
2 461,6 |
83,7 |
3 655,3 |
80,2 |
4 967,6 |
78,5 |
6 188,8 |
78,6 |
7 320,8 |
79,4 |
200,3 |
государственные гарантии |
472,2 |
16,1 |
892,7 |
19,6 |
1 356,0 |
21,4 |
1 684,4 |
21,4 |
1 901,0 |
20,6 |
213 |
прочая задолженность |
6,6 |
0,2 |
7,0 |
0,2 |
7,3 |
0,1 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0 |
Анализ динамики объема и структуры государственного внутреннего долга показывает, что рост государственного внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Доля указанного долга увеличится с 78,5 % в 2012 году до 79,4 % в 2014 году.
Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит7 320,8 млрд. рублей.
В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.
Законопроектом предусмотрен рост в
2012 – 2014 годах государственного внутреннего долга
по государственным гарантиям более чем
в 2 раза, его доля в общем объеме государственного внутреннего
долга составит 21,4 %, 21,4 %, 20,6 % соответственно
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 законопроекта установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2013 года – 1 356,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 1 684,4 млрд. рублей, на 1 января 2015 года – 1 901,0 млрд. рублей. Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий.
Проектами программ предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году - 589,5 млрд. рублей, в 2013 году - 331,5 млрд. рублей, в 2014 году – 218,3 млрд. рублей.
В 2012 – 2014 годах планируется предоставление указанных государственных гарантий Российской Федерации: по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами; по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа; «ипотечные» государственные гарантии Российской Федерации (ОАО «АИЖК»); гарантии по облигационным займам ОАО «РОСНАНО» и юридических лиц, отобранным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на осуществление инвестиционных проектов; по поручительствам «ГК «Олимпстрой»; по кредитам, привлекаемым ОАО «Заполярье» на строительство магистрального нефтепровода.
Необходимо отметить, что фактическое исполнение программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации составило в 2009 году – 39,5 %, в 2010 году - 55,6 %. В первом полугодии 2011 года указанные гарантии не предоставлялись.
Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства, которые включаются в общий объем государственного долга Российской Федерации. В этой связи Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы было определено, что наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки. Возможно предоставление гарантий для покрытия доли рисков в условиях разделения рисков государства с частным капиталом. В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы данные подходы не получили развития. Однако было отмечено, что «интенсивные методы применения государственных гарантий себя исчерпали, и накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки».
Счетная палата поддерживает необходимость совершенствования методов оказания государственной поддержки в форме предоставления государственных гарантий в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по проектам, реализуемым на принципе «частно-государственного партнерства», и полагает целесообразным внедрение методов, основанных на оценке рисков.
- В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешний долг) по состоянию на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро, что на 8,0 млрд. долларов США, или на 19,8 %, больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 40,4 млрд. долларов США).
Динамика объема и структуры внешнего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.
2010 г. отчет |
2011 г. оценка |
2012 г. проект |
2013 г. проект |
2014 г. проект | ||||||
млрд. долл. США |
струк-тура,% |
млрд. долл. США |
струк-тура,% |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
струк-тура, % |
млрд. долл. США |
струк-тура, % | |
Государственный внешний долг, всего |
40,0 |
100 |
40,4 |
100 |
48,4 |
100 |
59,4 |
100 |
69,0 |
100,0 |
в том числе: |
||||||||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
6,9 |
17,1 |
5,7 |
14,1 |
5,2 |
10,7 |
4,6 |
7,9 |
4,1 |
5,9 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте |
32,2 |
80,5 |
29,2 |
72,3 |
34,9 |
72,1 |
40,7 |
68,4 |
46,4 |
67,3 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9 |
2,4 |
5,5 |
13,6 |
8,3 |
17,2 |
14,1 |
23,7 |
18,5 |
26,8 |
Анализ динамики объема и структуры государственного
внешнего долга показывает, что объем
государственного внешнего долга в долларовом
эквиваленте в 2012 – 2014 годах увеличится п
Доля долга по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в общем объеме государственного внешнего долга в 2012 – 2014 годах сократится с 72,1 % до 67,3 %, или на 4,8 процентного пункта.
В 2012 – 2014 годах предусматривается увеличение в 3,4 раза государственного внешнего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте по сравнению с 2011 годом, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 – 2014 годы.
Пунктом 6 статьи 16 законопроекта установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2013 года – 8,3 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года – 14,1 млрд. долларов США, на 1 января 2015 года – 18,5 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2011 года объем долга составил 0,9 млрд. долларов США, или 7,8 % утвержденного предельного объема.
Доля долга по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 17,2 % в 2012 году до 26,8 % в 2014 году, или на 9,6 процентного пункта.
Проектами программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (приложения 38 и 39 к законопроекту) предусматривается предоставление гарантий в общем объеме14,9 млрд. долларов США: в 2012 году – 4,5 млрд. долларов США, в 2013 году – 5,8 млрд. долларов США и в 2014 году – 4,6 млрд. долларов США, в том числе:
на поддержку экспорта промышленной продукции в 2012 и 2014 годах по 3,0 млрд. долларов США, в 2013 году – 3,5 млрд. долларов США;
на осуществление инвестиционных проектов в 2012 и 2013 годах по 1,0 млрд. долларов США ежегодно, в 2014 году предоставление гарантий не предусмотрено;
по проектам, реализуемым с участием МФО, в 2012 году – 0,5 млрд. долларов США, в 2013 году – 1,3 млрд. долларов США, в 2014 году – 1,6 млрд. долларов США.
Вместе с тем фактическое предоставление государственных гарантий для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) составило в 2009 году 14,1 %, в 2010 году – 5 %.
Законопроектом предусматривается значительное снижение в 2012 – 2014 годах доли долга по кредитам правительств иностранных государств и МФО: с 10,7 % до 5,9 %, или на 4,8 процентного пункта, что обусловлено финансированием в 2012 – 2014 годах совместных с МФО проектов на условиях софинансирования из федерального бюджета.