Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении государственного внутреннего долга, его динамики и структуры.
Достижению поставленной цели подчинено решение следующих задач:
· Раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
· Провести анализ динамики и структуры государственного внутреннего долга РФ;
· Исследовать основные пути совершенствования управления госдолгом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Образование и погашение государственного долга страны
1.1 Его сущность и причины образования
1.2 Формы и виды государственного долга
1.3 Управление государственного долга
Глава 2. Управление государственным внутренним долгом РФ
2.1 Анализ его динамики и структуры за 2006-2008 гг.
2.2 Государственный долг Российской Федерации, расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации. С 2009 – по 2014гг.
2.3 Основные способы погашения внутреннего долга
2.4 Специфика управления им
Глава 3. Основные направления совершенствования управления
государственным внутренним долгом в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

*) расчет по курсу доллара  США по состоянию на декабрь  соответствующего года

Анализ динамики объема и структуры государственного долга показывает, что объем государственного долга увеличится за 2012 – 2014 годы практически в 2 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга, объем которого увеличится в 2 раза в 2014 году по сравнению с 2011 годом, или с 8,5 % ВВП до 12,7% ВВП.

Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2008 – 2014 годах представлена на следующей диаграмме.


Возросшие объемы заимствований и, соответственно, рост объема государственного долга в плановом периоде увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по большинству индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится.

Основные использующиеся в мировой практике показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, применительно к Российской Федерации в 2009 – 2014 годах приведены в следующей таблице.

Наименование показателя

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Критерий (инди-кативные значения)

Пороговое значение (бюджетная позиция)

                 

Государственный долг Российской Федерации, % ВВП

8,3

9,3

10,7

13,2

14,8

15,7

< 50 %

25 %

Доля государственного внутреннего долга в общем объеме государственного долга Российской Федерации, %

64,8

70,7

79,9

81,8

81,8

80,9

> 50 %

 

Доля расходов по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета, %

1,8

1,9

3,2

3,1

3,5

4

< 10 %

10 %

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета, %

6,1

7,6

8,2

10,5

10,3

12,3

<10 %

10 %

Отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, %

44,1

50,1

51,5

65,7

75,7

80,8

<250 %

100 %

Отношение государственного внешнего долга Российской Федерации к годовому объему экспорта товаров и услуг, %

12,8

10,1

7

8,3

10

11

<220 %

220 %

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга к годовому объему экспорта товаров и услуг, %

2

1,3

1,2

0,9

0,8

0,9

<25 %

 

В долговой политике на 2012 – 2014 годы для оценки долговой устойчивости Российской Федерации с точки зрения бюджетной позиции предлагаются более низкие пороговые значения по ряду показателей, чем принято в мировой практике.

Так, по показателю, характеризующему отношение государственного долга Российской Федерации к доходам федерального бюджета, пороговое значение составляет 100 %, при этом указанный показатель в 2012 году составит 65,7 %, в 2013 году – 75,7 %, в 2014 году - 80,8 %. При сохранении тенденции роста указанного показателя возможно достижение порогового значения за пределами бюджетного цикла 2012 – 2014 годов, что свидетельствует о возможном риске недостаточности доходов федерального бюджета для погашения государственного долга Российской Федерации.

В связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2012 - 2014 годах отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам федерального бюджета превысит предельное значение (10 %) на 0,5, 0,3 и 2,3  процентного пункта соответственно.

В соответствии с долговой политикой на 2012 – 2014 годы поддержание умеренной долговой нагрузки является стратегической задачей. По мнению Счетной палаты, целесообразно разработать систему управления долговыми рисками для обеспечения долгосрочной долговой устойчивости.

 

-  В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации (далее – внутренний долг) на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 6 330,9 млрд. рублей, что на 1 775,9 млрд. рублей, или на 39 %, выше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 4 555,0 млрд. рублей). За 2012 - 2014 годы внутренний государственный долг увеличится в 2 раза.

Динамика объема и структуры государственного внутреннего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.

 

2010 г.

отчет

2011 г.

оценка

2012 г.

проект

2013 г.

проект

2014 г.

проект

2014 г. к 2011 г.

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

млрд. рублей

струк-тура, %

%

Государственный внутренний долг, всего

2 940,4

100

4 555,0

100

6 330,9

100

7 873,2

100

9 221,8

100

202,5

в том числе:

                     

государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО, ОВОЗ)

2 461,6

83,7

3 655,3

80,2

4 967,6

78,5

6 188,8

78,6

7 320,8

79,4

200,3

государственные гарантии

472,2

16,1

892,7

19,6

1 356,0

21,4

1 684,4

21,4

1 901,0

20,6

213

прочая задолженность

6,6

0,2

7,0

0,2

7,3

0,1

0,0

0

0,0

0

0


Анализ динамики объема и структуры государственного внутреннего долга показывает, что рост государственного внутреннего долга в основном обусловлен увеличением долга по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации. Доля указанного долга увеличится с 78,5 % в 2012 году до 79,4 % в 2014 году.

 

Объем внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в 2012 году составит 4 967,6 млрд. рублей, что на 35,9 % больше, чем в 2011 году. За 2012 – 2014 годы указанный долг увеличится в 2 раза и к концу 2014 года составит7 320,8 млрд. рублей.

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2012 – 2014 годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществлять выпуск еврооблигаций в рублях.

Законопроектом предусмотрен рост в 2012 – 2014 годах государственного внутреннего долга по государственным гарантиям более чем в 2 раза, его доля в общем объеме государственного внутреннего долга составит 21,4 %, 21,4 %, 20,6 % соответственно 

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 законопроекта установлены верхние пределы государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации: на 1 января 2013 года – 1 356,0 млрд. рублей, на 1 января 2014 года – 1 684,4 млрд. рублей, на 1 января 2015 года – 1 901,0 млрд. рублей. Такой рост обусловлен активным использованием механизма государственной поддержки российской экономики в форме предоставления государственных гарантий.

Проектами программ предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов предусматривается предоставление гарантий на общую сумму 1 139,3 млрд. рублей, в том числе: в 2012 году - 589,5 млрд. рублей, в 2013 году - 331,5 млрд. рублей, в 2014 году – 218,3 млрд. рублей.

В 2012 – 2014 годах планируется предоставление указанных государственных гарантий Российской Федерации: по обязательствам страхования военных рисков, рисков угона и других подобных рисков ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами; по обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственного оборонного заказа; «ипотечные» государственные гарантии Российской Федерации (ОАО «АИЖК»); гарантии по облигационным займам ОАО «РОСНАНО» и юридических лиц, отобранным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на осуществление инвестиционных проектов; по поручительствам «ГК «Олимпстрой»; по кредитам, привлекаемым ОАО «Заполярье» на строительство магистрального нефтепровода.

Необходимо отметить, что фактическое исполнение программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации составило в 2009 году – 39,5 %, в 2010 году - 55,6 %. В первом полугодии 2011 года указанные гарантии не предоставлялись.

Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства, которые включаются в общий объем государственного долга Российской Федерации. В этой связи Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013 годы было определено, что наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки. Возможно предоставление гарантий для покрытия доли рисков в условиях разделения рисков государства с частным капиталом. В Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2012 - 2014 годы данные подходы не получили развития. Однако было отмечено, что «интенсивные методы применения государственных гарантий себя исчерпали, и накопленный по ним долг требует применения усовершенствованных подходов к оказанию государственной гарантийной поддержки».

Счетная палата поддерживает необходимость совершенствования методов оказания государственной поддержки в форме предоставления государственных гарантий в валюте Российской Федерации и иностранной валюте по проектам, реализуемым на принципе «частно-государственного партнерства», и полагает целесообразным внедрение методов, основанных на оценке рисков.

- В соответствии со статьей 1 законопроекта верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешний долг) по состоянию на 1 января 2013 года предусмотрен в сумме 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро, что на 8,0 млрд. долларов США, или на 19,8 %, больше, чем по состоянию на 1 января 2012 года (оценка – 40,4 млрд. долларов США).

Динамика объема и структуры внешнего долга (на конец года) представлена в следующей таблице.

 

2010 г. отчет

2011 г. оценка

2012 г. проект

2013 г. проект

2014 г. проект

           

млрд. долл. США

струк-тура,%

млрд. долл. США

струк-тура,%

млрд. долл. США

струк-тура, %

млрд. долл. США

струк-тура, %

млрд. долл. США

струк-тура, %

                   

Государственный внешний долг, всего

40,0

100

40,4

100

48,4

100

59,4

100

69,0

100,0

в том числе:

                   

кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

6,9

17,1

5,7

14,1

5,2

10,7

4,6

7,9

4,1

5,9

государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте

32,2

80,5

29,2

72,3

34,9

72,1

40,7

68,4

46,4

67,3

гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

0,9

2,4

5,5

13,6

8,3

17,2

14,1

23,7

18,5

26,8


Анализ динамики объема и структуры государственного внешнего долга показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2012 – 2014 годах увеличится по сравнению 2011 годом (ожидаемое исполнение) в 1,7 раза и составит на 1 января 2015 года 69,0 млрд. долларов США.

 

Доля долга по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в общем объеме государственного внешнего долга в 2012 – 2014 годах сократится с 72,1 % до 67,3 %, или на 4,8 процентного пункта.

В 2012 – 2014 годах предусматривается увеличение в 3,4 раза государственного внешнего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте по сравнению с 2011 годом, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 – 2014 годы.

Пунктом 6 статьи 16 законопроекта установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2013 года – 8,3 млрд. долларов США, на 1 января 2014 года – 14,1 млрд. долларов США, на 1 января 2015 года – 18,5 млрд. долларов США. По состоянию на 1 января 2011 года объем долга составил 0,9 млрд. долларов США, или 7,8  % утвержденного предельного объема.

Доля долга по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с 17,2 % в 2012 году до 26,8 % в 2014 году, или на 9,6 процентного пункта.

Проектами программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (приложения 38 и 39 к законопроекту) предусматривается предоставление гарантий в общем объеме14,9 млрд. долларов США: в 2012 году – 4,5 млрд. долларов США, в 2013 году – 5,8 млрд. долларов США  и в 2014 году – 4,6 млрд. долларов США, в том числе:

на поддержку экспорта промышленной продукции в 2012 и 2014 годах по 3,0 млрд. долларов США, в 2013 году – 3,5 млрд. долларов США;

 

на осуществление инвестиционных проектов в 2012 и 2013 годах по 1,0 млрд. долларов США ежегодно, в 2014 году предоставление гарантий не предусмотрено;

по проектам, реализуемым с участием МФО, в 2012 году – 0,5 млрд. долларов США, в 2013 году – 1,3 млрд. долларов США, в 2014 году – 1,6 млрд. долларов США.

Вместе с тем фактическое предоставление государственных гарантий для оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг) составило в 2009 году 14,1 %, в 2010 году – 5 %.

Законопроектом предусматривается значительное снижение в 2012 – 2014 годах доли долга по кредитам правительств иностранных государств и МФО: с 10,7 % до 5,9 %, или на 4,8 процентного пункта, что обусловлено финансированием в 2012 – 2014 годах совместных с МФО проектов на условиях софинансирования из федерального бюджета.

Информация о работе Основные направления совершенствования управления государственным внутренним долгом в РФ