Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Сибирское информационное бюро»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные ас¬пекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Предмет, значение и задачи анализа хозяйственной деятельности предприятия 7
1.2 Организационное и информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 15
1.3 Методики анализа финансового состояния предприятия 23
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «СИБИРСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО» 30
2.1 Анализ изменений в составе и структуре баланса предприятия 30
2.2 Анализ финансового состояния ЗАО Информационное агентство «Сибирское информационное бюро» 37
2.3 Анализ деловой активности и эффективности 50
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО «СИБИРСКОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ БЮРО» 63
3.1 Проблемы управления финансово-хозяйственной деятельностью ЗАО Информационное агентство «Сибирское информационное бюро» 63
3.2 Способы совершенствования финансового состояния ЗАО Информационное агентство «Сибирское информационное бюро» 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Файлы: 1 файл

1 Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприяти.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

Рисунок 1 - Взаимосвязь финансового и управленческого анализа

Финансовый анализ, который  базируется на данных публичной бухгалтерской  отчетности, приобретает черты внешнего анализа, так как ее изучение проводят сторонние партнеры предприятия, заинтересованные в его информации. При ознакомлении с публичной отчетностью используется ограниченный объем информации о деятельности хозяйствующего субъекта, что не позволяет достоверно оценить все стороны его деятельности.

Характерные особенности  внешнего финансового анализа следующие:

  • многообразие субъектов анализа — пользователей информации о деятельности предприятия;
  • различие целей и интересов субъектов анализа;
  • использование типовых методик, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о работе предприятия.

Партнеры предприятия  осуществляют внешний финансовый анализ по следующим направлениям:

  • анализ финансовой устойчивости, ликвидности баланса и платежеспособности;
  • анализ эффективности использования активов, собственного и заемного капитала;
  • изучение абсолютных показателей прибыли;
  • анализ относительных показателей доходности;
  • общая оценка финансового состояния предприятия и др.

При проведении внутреннего  финансового анализа в качестве источника информации кроме публичной бухгалтерской отчетности используются данные и синтетического бухгалтерского учета (журналы-ордера, главная книга и др.), нормативная и плановая информация, которая имеется на предприятии. Основное содержание анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими принципиальное значение для руководства предприятия, такими как изучение состояния запасов, анализ динамики дебиторской и кредиторской задолженности, долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и т. д.

Специфическими чертами  управленческого анализа являются:

  • ориентация результатов анализа на интересы руководства предприятия;
  • использование максимального объема информации для анализа;
  • комплексность анализа, т. е. изучение всех аспектов деятельности предприятия;
  • взаимодействие системы планирования, учета и анализа в целях принятия решений;
  • максимальная закрытость результатов анализа для сохранения коммерческой тайны.

Основным вопросом для  понимания содержания и эффективности  финансового анализа является концепция предпринимательской деятельности (бизнеса) как системы решений об использовании ресурсов (капитала) для получения прибыли. Прибыль как форма дохода предприятия выступает как конечный финансовый результат, создающий необходимые условия для сохранения его экономической жизнеспособности и дальнейшего развития. Независимо от сферы осуществления бизнеса его конечная цель остается неизменной. Все многообразие управленческих решений для достижения ключевой цели любого бизнеса можно выразить тремя аспектами:

  • решения по вложению ресурсов (капитала);
  • мероприятия, осуществляемые с помощью этих ресурсов;
  • оценка экономической эффективности реализуемых мероприятий (финансовых операций, инвестиционных проектов и т. д.).

Своевременное и качественное обоснование финансовых и инвестиционных решений характеризует содержание комплексного финансового анализа в любой сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия целесообразно трактовать не как самостоятельное научное направление, а лишь как элемент системы финансового менеджмента, хотя и исключительно важный. Такой подход обусловливается неразрывностью общих функций управления — анализ важен не сам по себе, а лишь как неотъемлемая часть эффективной системы управления. Действительно, с одной стороны, обоснованное решение всегда базируется на данных некоторых аналитических процедур; с другой стороны, анализ выполняется лишь для того, чтобы потом принять какое-то управленческое решение.

1.2 Организационное и информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Результативность анализа во многом зависит от его правильной организации. Она должна носить научный характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность аналитического процесса.

Аналитическая работа входит в служебные обязанности каждого менеджера, принимающего управленческие решения. Отсюда важным принципом в ее организации является четкое распределение обязанностей по проведению анализа между отдельными исполнителями. От того, насколько рационально распределены обязанности, зависит, с одной стороны, полнота анализа, а с другой - предупреждается дублирование одной и той же работы различными службами, более эффективно используется служебное время различных специалистов.

Одним из принципов организации  анализа на предприятиях является обеспечение экономичности и эффективности аналитического процесса, т.е. выполнение наиболее полного и всестороннего исследования при минимуме затрат на его проведение. С этой целью при его проведении должны широко использоваться новейшие методики анализа, компьютерные технологии обработки информации, рациональные методы сбора и хранения данных.

Важным принципом в организации аналитической работы на предприятии является ее регламентация и унификация. Регламентация предусматривает разработку для каждого исполнителя обязательного минимума таблиц и выходных форм анализа. Унификация (стандартизация) анализа предполагает создание типовых методик и инструкций, выходных форм и таблиц, стандартных программ, единых критериев оценки, что обеспечивает сопоставимость, сводимость результатов анализа на более высоком уровне управления, повышает объективность оценки деятельности внутрихозяйственных подразделений, уменьшает затраты времени на анализ и в итоге способствует повышению его эффективности.

Аналитическая работа на предприятии подразделяется на следующие организационные этапы:

  • Определение субъектов и объектов анализа, выбор организационных форм анализа и распределение обязанностей между отдельными службами и подразделениями.
  • Планирование аналитической работы.
  • Информационное и методическое обеспечение анализа.
  • Оформление результатов анализа.
  • Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

Результативность анализа в значительной степени зависит от его информационного и методического обеспечения. Все источники данных для АХД делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К источникам информации нормативно-планового характера относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, технологические карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания и др.

Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются в первичных и сводных учетных регистрах и отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные статистического  учета и отчетности, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

Учетным документом, согласно нашей классификации, является и экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах хозяйственной деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и закономерности развития экономики предприятия.

К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы:

  • Официальные документы, которыми обязано пользоваться пред 
    приятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства, приказы вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы и распоряжения руководителей предприятия.
  • Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения арбитража и судебных органов, рекламации.
  • Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской работы и др.).
  • Техническая и технологическая документация.
  • Материалы специальных обследований состояния производства 
    на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и др.).
  • Информация об основных контрагентах предприятия (поставщиках и покупателях). Данные о поставщиках необходимы для прогнозирования их надежности и ценовой политики. Сведения о покупателях требуются для характеристики их текущей и долгосрочной платежеспособности.
  • Данные об основных конкурентах, полученные из разных источников информации (Интернет, радио, телевидение, газеты, журналы, информационные бюллетени и др.).
  • Данные о состоянии рынка материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на отдельные виды ресурсов).
  • Сведения о состоянии рынка капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных валют, ставки коммерческих банков по кредитам и депозитам и др.).
  • Данные о состоянии фондового рынка (цены спроса и предложения по основным видам ценных бумаг, объемы и цены сделок по 
    основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).
  • Данные Госкомстата об изменениях макроэкономической ситуации страны и др.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации - это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, и т.д. Система внешней информации - это данные статистических сборников, периодических и специальных изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы и т.д.

По отношению к предмету исследования информация делится на основную и вспомогательную, необходимую для более полной характеристики изучаемой предметной области.

По периодичности поступления аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета и др.), условно-постоянную, сохраняющую свое значение в течение определенного периода времени (показатели плана, нормативы), и переменную, характеризующую частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей определенную стадию обработки и преобразований (отчетность, конъюнктурные обзоры и т.д.).

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований. Это аналитичность информации, ее достоверность, оперативность, сопоставимость, рациональность и др.

Смысл первого требования заключается  в том, что вся система экономической  информации должна соответствовать требованиям и задачам анализа, т.е. обеспечивать получение данных, необходимых для глубокого изучения факторов, выявления резервов и выработки управленческих решений. Экономическая информация должна быть достоверной, объективно отражать исследуемые явления и процессы. В противном случае выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать Действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут оказаться вредными.

Оперативность информации непосредственно  вытекает из требования повышения оперативности и действенности анализа. Чем быстрее поступает информация о совершившихся хозяйственных процессах, тем быстрее можно провести анализ, выявить и устранить недостатки, упущения и потери. Повышение оперативности информации достигается применением новейших средств связи, обработкой ее на ПЭВМ и т.д. Одно из требований к качеству информации - это обеспечение ее сопоставимости по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков.

Информация о работе Основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Сибирское информационное бюро»