Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 18:35, курсовая работа
Основная цель работы заключается в изучении особенностей функционирования Центрального банка России.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассматриваются основы деятельности Центрального банка РФ;
- раскрывается правовой статус и структура управления Центрального банка РФ;
- изучаются основные цели и задачи ЦБ России;
В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т. е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.
Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляет основное содержание деятельности Банка России.
Центральный банк уделяет особое внимание предотвращению возможности развития системных банковских трудностей. В этих целях введен в действие порядок выявления проблемных банков на ранней стадии.
Письмом Банка России от № 457 "О критериях определения финансового состояния банков" определены классификационные группы и критерии степени состояния кредитных организаций, что позволяет проводить системный анализ финансовой устойчивости кредитных организаций на регулярной основе и более оперативно применять меры воздействия.
Все функции центрального банка тесно взаимосвязаны.
Кредитуя государство и банки, центральный банк одновременно создает кредитные орудия обращения, осуществляя выпуск и погашение правительственных обязательств, воздействует на уровень ссудного процента. Названные функции центрального банка создают объективные предпосылки для выполнения им функции регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирования экономики. Функция денежно-кредитного регулирования и банковского надзора на современном этапе является важнейшей функцией центрального банка.
ЦБ России в полном соответствии с редакцией Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" считает своей главной текущей целью борьбу с инфляцией.
Политика Банка России по отношению ко всему банковскому сообществу подчинена этим целям и исходит из текущих макроэкономических реалий. В том числе иногда Банк России принимает непопулярные в банковских кругах решения.
Вместе с тем Банк России защищает интересы банковской сферы там, где это будет необходимо.
Банк России считает, что система регулирования банковской сферы должна строиться на гармоничном сочетании прямого регулирования со стороны ЦБ России, а также самоорганизации и самоограничении участников банковского сообщества.
Банк России является основным органом, регулирующим банковскую сферу, и, конечно, он не может делегировать банковскому сообществу решение всех проблем регулирования. Однако есть сферы, где Банк России не только готов разделить с банками бремя регулирования, но и встречно призывает банки разделить с ним ответственность за это.
Банк России влияет на процесс развития банковской сферы так, чтобы поощрять как конкуренцию, так и кооперацию между банками. Банк России старается сделать банковское регулирование устойчивым и предсказуемым. Для этого он готов принимать во внимание мнение как банковских союзов, объединений и ассоциаций, так и мнение отдельных банков.
В соответствии с действующим законодательством ЦБ осуществляет регулирование быстро расширяющейся системы коммерческих банков.
Главная цель состоит в обеспечении надежности и устойчивости работы банковской системы, защите интересов вкладчиков. При этом ЦБ старается избегать излишнего регламентирующего вмешательства в их деятельность, хотя при явной необходимости такие меры осуществляются. Наиболее значительные из них были связаны с требованием повышения минимального капитала, что повлекло перестройку структуры коммерческих банков в сторону повышения удельного веса крупных и средних банков, а также увеличения числа банковских филиалов. Банк России будет влиять на процесс развития банковской сферы так, чтобы поощрять как конкуренцию, так и кооперацию между банками.
Одна из главных задач Центрального банка РФ - реализация государственного управления в банковской системе. Центральный банк выступает, по сути, посредником между государством и коммерческими банками и средствами банковского регулирования проводит в жизнь государственную экономическую политику. Объектами управленческого воздействия являются кредитные учреждения, в первую очередь коммерческие банки.
Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
1) процентные ставки по
2) нормативы обязательных резерво
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование банков;
5) валютное регулирование;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные
Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.
Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть для них дифференцированы. При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право взыскивать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования. При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в Банке России средства используются для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами (Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" ст. 38).
Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ними с совершением позднее обратной сделки. Лимит операции на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России.
Под рефинансированием понимается кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. Нормы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.
Под валютным регулированием понимаются прежде всего валютные интервенции Банка России - купля-продажа им иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и суммарный спрос и предложение денег.
Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. 7
В соответствии с Федеральным Законом "О Центральном банке РФ" (гл.10) Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями: банковского законодательства; нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Федеральным Законом "О Центральном банке РФ" (гл. 11) предусматриваются основы взаимоотношений Банка России с кредитными организациями. Речь идет о том, что Банк России не несет ответственности по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не несут ответственности по обязательствам Банка России. Исключение составляют случаи, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.
Банк России проводит консультации с кредитными организациями перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения и рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Основными направлениями взаимодействия с органами государственной власти выступает совместная координационная работа с Правительством РФ, различными министерствами и ведомствами.
Для реализации возложенных на него функций ЦБ РФ участвует в разработке экономической политики Правительства РФ. Председатель ЦБ РФ (или по его поручению один из его заместителей) участвует в заседаниях Правительства РФ, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.
Кроме того, ЦБ РФ и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Вместе с тем ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается Федеральным законом о федеральном бюджете.
Также ЦБ РФ не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Что касается взаимодействия с министерствами и ведомствами, то здесь необходимо выделить следующие аспекты.
В первую очередь ЦБ РФ консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга РФ с учетом их воздействия на состояние банковской системы РФ и приоритетов единой государственной денежно–кредитной политики. Министр финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях совета директоров с правом совещательного голоса.
ЦБ РФ и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению Правительства РФ.
Здесь же необходимо коснуться еще одного направления взаимодействия ЦБ РФ с другими органами власти. Если иное не установлено федеральными законами, в Банке России хранятся средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов.
Кроме того, ЦБ РФ без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов РФ и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операций с золотовалютными резервами.8
За период с момента своего создания банковская система Российской Федерации приобрела определенную устойчивость, оформилась законодательно. Центральный банк Российской Федерации в большей степени уделяет внимание своей функции регулирования банковской системы, защиты интересов вкладчиков на стадии создания, деятельности и ликвидации.
Центральный банк России является главным банком страны и выполняет функции банка банков. Банк России – единая централизованная система с вертикальной схемой подчинения, включающая: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры и другие организации. Национальные банки республик, входящих в состав России, находятся на положении местных органов Центрального Банка.
Банк России имеет двойственную правовую природу. Он одновременно и орган государственного управления специальной компетенции и юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность. Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.
Целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации»; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Основными задачами ЦБ РФ являются: регулирование денежного обращения; проведение единой денежно-кредитной политики; защита интересов вкладчиков, банков; надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений; осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Принцип независимости – ключевой элемент статуса Центрального банка Российской Федерации – проявляется прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.