Особенности финансирования социальных расходов через государственные бюджеты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
Описать процесс финансирования социальной сферы;
Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Характеристика социальной сферы………………………………… 5
1.1. Социальная инфраструктура ………………………………………………5
. Содержание и цели управления финансами в социальной сфере……… 9
Глава 2.Направления расходования бюджета в социальной сфере………….13
2.1. Организация финансирования расходов бюджета на образование……. 13
2.2 Финансирование расходов в социально – культурной системе………… 16
2.3 Финансирование расходов на здравоохранение ………………………… 20
Глава 3. Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета……………………………. 23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

При утверждении сметы  расходов на очередной год учитываются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.

При определении фонда  оплаты труда не предусматривается  создание фондов материального поощрения  работников. Доходы, поступающие от входной платы в музеи, называются специальными средствами. По ним формируются отдельная смета доходов и расходов, их распределение осуществляется по предметным статьям по согласованию с учредителями.

Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором — все расходы независимо от источников покрытия.

Из федерального бюджета  финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются  организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может  быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства.

 

 

2.3 Финансирование расходов  на здравоохранение.

 

Существующие финансовые ресурсы в бюджете направлены на многие цели, в том числе и  на финансирование здравоохранения. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. Основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения.

Расходы на здравоохранение включают следующие направления:

    • ·Здравоохранение;
    • ·Прикладные научные исследования в области здравоохранения;
    • ·Другие вопросы в области здравоохранения.

Финансирование мероприятий  по совершенствованию здравоохранения  основывается на приоритетах, определяемых Концепцией развития здравоохранения  и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ от 5 ноября 1997 года № 1387, в которой отражены принципы дальнейшего развития здравоохранения в России. Целью Концепции является сохранение и улучшение, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности. В этом разделе отражаются затраты на оплату труда работников здравоохранения, ассигнования на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы на мероприятия по улучшению репродуктивно здоровья, охрану материнства и детства, вакцинация населения и в первую очередь детей, стабилизация социалььно-обусловленных, внедрение принципов здорового образа жизни, самосохранения, профилактика артериальной гипертонии и др.

Система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена. Сохраняется принцип финансирования больниц и поликлиник в зависимости от объёмных показателей (количества коек, врачебного персонала и т. д.) без учёта качества реальной работы, то есть качества лечения. Поэтому у врачей нет материальных стимулов осваивать новые методы лечения, внедрять прогрессивное оборудование. А уж о поборах в отечественных больницах все знают не понаслышке.

Существует три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов. В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение, предопределяет модель финансирования отрасли.

В настоящее время  имеется три такие модели:

    • ·Бюджетно-страховая модель - здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.);
    • ·Бюджетная модель - осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.);
    • ·Предпринимательская модель - финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США).

До 1991 г. в нашей стране в финансировании здравоохранения  действовала бюджетная модель. Главным  источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные  средства, доля которых общем объеме средств составляла примерно 85 %. Эти средства передались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения.

Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и  подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15%. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.

Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так  как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненноважные медицинские услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из федерального бюджета.

Увеличение объемы бюджетных  средств на финансирования социальной сферы, это можно осуществить следующими способами: перейти от всеобщей социальной защиты к адресному социальному обеспечению только наиболее нуждающихся слоев населения; повысить эффективность социальных расходов за счет сокращения непроизводительных затрат; сократить сеть бюджетных социальных учреждении, финансируемых на основе сметного порядка, но при этом оказывающих платные социальные услуги, проконтролировать за эффективностью и результативностью социальных расходов. Необходимо также осуществить финансирование социальных расходов в соответствии с приоритетностью целей: необходимые расходы должны финансироваться в полном объеме, в соответствие с социальными стандартами; полезные расходы финансируются исходя из наличия бюджетных средств; избыточные расходы финансируются только при наличии бюджетных средств после 100% финансирования полезных расходов. Для гарантированного полного финансирования необходимых социальных расходов целесообразно перевести их на финансирование из социальных внебюджетных фондов (что позволит использовать преимущества фондовой формы финансирования); полезные расходы финансировать из бюджета (используя мобильность средств внутри бюджета для первоочередного финансирования наиболее важных расходов), а избыточные расходы финансировать посредством утверждения целевых бюджетных программ (что позволить увязать осуществляемое финансирование с ожидаемым эффектом и не будет влиять на финансирование полезных расходов).

Следующее основное направления заключается в уравнении  доступа всех граждан страны (независимо от территории проживания) к гарантированному уровню социальных услуг, это возможно осуществить следующими способами: законодательно утвердить социальные стандарты, действующие на территории страны, построить межбюджетные отношения в соответствии с реальной ценой выполнения социальных функций, рассчитанной на основе социальных стандартов.

Следующее направление  заключается в создании механизма  расчета реальной стоимости обеспечения  социальных гарантий, для этого необходимо следующее: законодательно утвердить социальные стандарты, действующие на территории всей страны, осуществлять контроль за результативностью социальных расходов.

Еще одним направлением является улучшение качества предоставляемых  социальных услуг, для этого необходимо: внедрить рыночные механизмы предоставления социальных услуг, посредством содействия расширению сети негосударственных учреждении, оказывающих социальные услуги, разработать критерии результативности государственных социальных расходов, использовать формы целевого финансирования и социального заказа для финансирования социальных расходов, прекратить финансирования организации при несоблюдении критериев результативности социальных расходов, переместить акцент в контрольной финансовой работе с контроля за процессом исполнения сметы к контролю за результативностью расходов.

Для системы  здравоохранения, прежде всего, следует  структурировать контингент получателей  социальных услуг по уровню доходности и определить, исходя из платежеспособности, общее количество населения, нуждающегося в бесплатной социальной помощи. В данную категорию граждан должны войти пенсионеры (26,3% всего населения), инвалиды (3,2%), безработные (3,9%) и лица с денежными доходами ниже прожиточного минимума (20,1 %) и другие категории льготников. Таким образом, как минимум половина населения нуждается в бесплатных социальных услугах. Исходя из данной структуры, необходимо рассчитать количество койко-мест в государственных лечебных учреждениях, которые должны оказывать только бесплатные медицинские услуги.

В образовательной  сфере при реструктуризации бюджетных  учреждений необходимо учитывать отраслевые особенности. В частности, общеобразовательные  учреждения, по законодательству, не оказывают  платных услуг. В профессиональном образовании, напротив, наблюдается ежегодный рост числа платных образовательных услуг, причем, чем выше ступень профессионального образования, тем больше доля платных услуг. В данном секторе определенно существует возможность для сокращения государственного финансирования.

Проведя инвентаризацию бюджетного сектора, необходимо рассмотреть  возможность укрупнения или присоединения  мелких учреждений, а также организаций, загруженных менее чем на 50%, к  более крупным, что сократит административные издержки на оказание социальных услуг. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о социальном заказе на выполнение некоторых видов социальных услуг некоммерческим организациям или даже коммерческим предприятиям. Особенность государственного финансирования заключается в том, что бюджетные средства, выделяемые на финансирование расходов должны быть как можно меньше, т.е. не должны содержать в себе большой наценки (прибыли). Но если коммерческая организация согласна оказывать данные услуги, получая при этом минимальную прибыль или даже без прибыли, нет смысла исключать их из списка поставщиков социальных услуг. При переходе на составление бюджета, ориентированного на результат, государству безразлично, кто оказывает услуги, важно их количество и качество.

Учреждения, формирующие  свои доходы более чем на 50 % за счет внебюджетных средств, следует снять со сметного финансирования. Государство может выступать заказчиком социальных услуг с оплатой по факту или выделением целевых субвенций на определенные мероприятия. Те организации, которые остаются на сметном финансировании, должны утратить право оказывать услуги на платной основе. Данная система позволит усилить контроль за оказанием бесплатных для населения социальных услуг. Подобные организации сохраняют статус государственных или муниципальных и обслуживают категории лиц, имеющих право на бесплатные услуги.

Преобразование  бюджетных учреждений в негосударственные  может происходить путем преобразования их в другие формы некоммерческих организаций. Взаимоотношения по поводу выполнения некоторых услуг по государственным заданиям могут осуществляться либо в форме государственного (муниципального) социального заказа, либо в форме реализации социального проекта (целевого финансирования), что также возможно в рамках существующих финансовых инструментов.

Финансирование  бюджетных организаций в перспективе  должно быть переведено на проектное  финансирование, т.е.предполагается переход  от составления бюджета методом  от достигнутого к бюджету, ориентированному на результат, что позволит более  широко использовать метод целевого финансирования и социального заказа при осуществлении социальных расходов. Этот процесс уже начался и является приоритетным направлением реформирования системы расходования бюджетных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         В заключении хочется немного добавить о социальных реформах. Поспешность в проведении так называемых соц. реформ весьма опасна для стабильности российского общества. Перевод на рыночную, чисто коммерческую основу ЖКХ, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения вообще сомнителен как принцип. В расходах на образование доля государства даже в США достигает 75%. Медицинское страхование для работающих и пенсионеров гарантируется автоматически. Также гарантируется стабильность основной части пенсии и т.д. Отмечающаяся в последнее время поспешность в проведении соц. реформ в России совершенно неоправданна. Любые действия государственной власти по коммерциализации соц. значимых услуг должны быть прямо увязаны с возможностями резкого повышения доходов всего населения. Судя даже по начальной реакции российского общества на подобные планы, обязательным предварительным условием их реализации должно быть общественное мнение. Государство должно помогать своим гражданам в саморазвитии, иначе вся наша наука "вымрет", что, к сожалению, и происходит в последнее время. Безусловно, адресность получения пособий должна быть, но никого нельзя лишать права на пособие. Те, кому не нужны такие маленькие деньги, не стремятся их получать. Социальная политика государства должна строиться таким образом, чтобы не навредить гражданину, наоборот, находить пути помощи. Финансирование соц. сферы не должно полностью переходить на региональный и местный уровень, ведь условия жизни разные, есть богатые регионы и, к сожалению, есть очень необеспеченные, где доля финансирования соц. сферы не дотягивает до общего федерального. Таким регионам нужны дотации и субвенции на соц. сферу из федерального бюджета. Проблем в области социальной сферы очень много и решать их должны грамотные политики, которые уважают и ценят свое общество.

Информация о работе Особенности финансирования социальных расходов через государственные бюджеты РФ