Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:55, курсовая работа
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Также актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Объектом исследования является анализ условий финансирования непроизводственной сферы, их особенности по сравнению с финансированием материального производства.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ 6
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ 10
3.РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА В НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 19
3.1. Развитие финансово-хозяйственного механизма в непроизводственной сфере в РБ 19
3.2. Пути повышения результативности использования бюджетных средств бюджетной организации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
между организациями, учреждениями отрасли и их структурными подразделениями по поводу формирования финансовых ресурсов, их распределения и использования;
между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и предприятиями сферы материального производства по поводу оплаты приобретаемых материальных ценностей;
между организациями, учреждениями непроизводственной сферы по поводу оплаты оказываемых услуг;
между организацией, учреждением непроизводственной сферы и коллективом работников по поводу выплаты заработной платы, премии, поощрений;
между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и потребителями услуг:
-населением - по поводу оплаты стоимости этих услуг;
- другими предприятиями, организациями, учреждениями сферы
материального производства и нематериальной сферы - по поводу перечисления средств за оказанные услуги по договорам;
между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и юридическими и физическими лицами по поводу оказания финансовой помощи и добровольных взносов и пожертвований;
между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и различными общественными фондами по поводу перечисления средств из этих фондов;
между организациями, учреждениями непроизводственной сферы и внебюджетными фондами по поводу уплаты обязательных платежей в эти фонды в соответствующих случаях.
Перечисленные финансовые отношения опосредуют образование, распределение и использование следующих денежных фондов: фонда финансовых ресурсов отрасли, фонда капитальных вложений, единого фонда финансовых средств учреждения, фонда возмещения материальных затрат, фонда производственного и социального развития учреждения, фонда материального поощрения.
Общим для этих отношений является их отсутствие в процессе первичного распределения и образования первичных доходов и фондов.
Поскольку процесс производства и потребления услуги совпадает во времени, образующиеся при этом денежные фонды становятся конечными в процессе фондообразования и прекращают свое движение. Средства этих фондов либо переходят в сферу личного потребления в виде зарплаты, стипендии и т. п., либо образуют выручку предприятий, продукция которых приобретается для формирования материально-технической базы учреждений непроизводственной сферы. Отсюда вытекают следующие особенности финансов в непроизводственных отраслях:
1) Финансовые отношения сопровождают движение фондов денежных средств, образованных в порядке перераспределения национального дохода. Поскольку во всех отраслях данной сферы не создаются национальный доход и первичные доходы, то финансы охватывают сферу перераспределительных отношений, определяют объем вторичных доходов, поступлений, их распределение и использование;
2) Источником покрытия затрат в непроизводственной сфере является национальный доход, созданный работниками материального производства. Он служит базой обеспечения функционирования отраслей непроизводственной сферы, от его размера зависят возможность и масштабы расширения и развития непроизводственной сферы в целом. Поэтому сфера финансовых отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фонда финансовых ресурсов развития непроизводственных отраслей, ограничена рамками величины национального дохода, созданного в отраслях материального производства, и в частности той его долей, которая направляется на потребление;
3) Поскольку основным источником финансирования отраслей непроизводственной сферы является государственный бюджет, то финансовые отношения возникают в основном между государством и учреждениями непроизводственной сферы;
4) Большинство предприятий, учреждений непроизводственной сферы находятся в подчинении местных органов власти (вся низовая сеть дошкольных учреждений, школ, больниц, библиотек, коммунальные предприятия, бытовые организации и др.). В связи с этим финансовые отношения опосредуют движение денежных фондов на двух уровнях:
ведомственном;
территориальном, что находит выражение в отраслевых финансовых планах и в местных бюджетах;
5) В условиях развития рыночных отношений, а также дефицита бюджета развивается сфера платных услуг, оказываемых учреждениями и организациями непроизводственной сферы, привлекаются внебюджетные источники финансирования. Это значительно расширяет сферу финансовых отношений, включая в нее и отношения по поводу формирования, распределения и использования денежных фондов, образуемых за счет внебюджетных средств;
6) В структуре затрат учреждений непроизводственной сферы высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей она достигает 60 - 80 %), так как работникам непроизводственной сферы свойственна низкая фондовооруженность труда и высокая трудоемкость. Поэтому основным объектом финансовых отношений в учреждениях этой сферы является фонд заработной платы, его формирование, распределение и использование. [19, c.101]
Знание особенностей финансов непроизводственной сферы позволяет правильно организовать их в условиях становления и развития рыночных отношений в республике.
Основанием для финансирования расходов бюджетных учреждений является смета. Она представляет собой особую форму финансового плана. В настоящее время учреждения, состоящие на бюджетном финансировании, составляют смету расходов, где отражается односторонний характер отношений с бюджетом, объем бюджетных ассигнований и их распределение по статьям расходов. При наличии в учреждении доходов от хозяйственной или коммерческой деятельности они планируются в самостоятельной приходно-расходной смете и используются в особом порядке.
В смете расходов приводятся общие сведения об учреждении: его наименование, адрес, подразделения бюджетной классификации, тип здания, в котором располагается учреждение, его кубатура, площадь, наличие водопровода и другие сведения. Имеется сводный раздел, где отражается сумма расходов по всем статьям сметы - всего и с разбивкой по кварталам. В качестве самостоятельного существует раздел расчетов к смете, в котором находит обоснование размер затрат по каждой статье расходов сметы.
Сметное финансирование строго регламентирует использование бюджетных средств, дает лишь ограниченные возможности их перераспределения в разрезе определенного круга статей. За расходованием средств бюджета установлен контроль со стороны финансовых органов, осуществляющих финансирование учреждений.
Однако авторитарный бюджетный режим, строгий контроль по каждой статье сметы не только лишают организации всякой хозяйственной самостоятельности, но и порождают иждивенчество, не заинтересовывают в рациональном использовании государственных средств. Действовавший в течение многих лет сметный порядок финансирования организаций непроизводственной сферы, сыгравший в прошлом большую роль в развитии образования, здравоохранения, культуры, вступил в противоречие с новыми задачами по включению отраслей социальной сферы в рыночные отношения. До давнего времени хозрасчетные принципы товарно-денежных отношений в этих отраслях были весьма ограничены. Такие категории, как цена, прибыль, премия, практически не применялись. Необходимо было дать возможность непроизводственным организациям вступать в хоздоговорные отношения с любыми предприятиями, организациями, расширить в этой сфере товарно-денежные отношения.
Это не означает отказ от бюджетного финансирования, тем более что ряд бесплатных услуг гарантирован населению конституционно. Однако в дальнейшем будет, очевидно, развиваться три вида финансового обеспечения организаций непроизводственной сферы:
1) бюджетное финансирование, при котором государственный бюджет является единственным источником;
2) бюджетно-хозрасчетное финансирование (смешанное), при котором часть затрат покрывается средствами бюджета;
3) хозрасчетное финансирование - осуществляется исключительно за счет собственных средств.
Бюджетное финансирование и в дальнейшем будет играть большую роль в развитии непроизводственных отраслей, но развитие рыночных отношений потребовало коренного изменения в механизме хозяйствования учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Сметно-бюджетное финансирование - это метод предоставления средств бюджета хозяйствующим субъектам для организации их деятельности.
Бюджетное финансирование основывается на следующих принципах:
финансирование по мере выполнения плана по производственным и оперативно-сетевым показателям. Этот принцип ставит объем предоставляемых бюджетных средств в зависимость от результатов деятельности учреждения. Он обеспечивает соблюдение интересов учреждений и их согласованность с финансовыми возможностями государства. (При выполнении показателей по сети, штатам, контингентам размер бюджетного финансирования автоматически уменьшается);
предоставление бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами (имеется в виду, что эффективность использования бюджетных средств, предоставляемых учреждениям и организациям непроизводственной сферы, во многом зависит от установленных норм и их экономической обоснованности). Однако применяемые в настоящее время нормы не обеспечивают достаточно высокой точности в определении затрат на содержание бюджетных учреждений.
Это связано с тем, что в условиях инфляции они быстро теряют свою способность отражать реальную потребность в финансовых ресурсах на покрытие тех или иных расходов, а механизм их корректировки не разработан. Поэтому большинство применяемых в настоящее время норм носит расчетный характер и определяется на основе достигнутых показателей.
предоставление бюджетных ассигнований в минимально необходимых размерах и в соответствии с установленными нормами и нормативами (имеется в виду, что эффективность использования бюджетных средств, предоставляемых учреждениям и организациям непроизводственной сферы, во многом зависит от установленных норм и их экономической обоснованности).
финансирование расходов строго по целевому назначению. В соответствии с указанным принципом выделение средств из бюджета осуществляется под конкретные цели и мероприятия.
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночной экономике создание прочной доходной базы становится решающим условием осуществления преобразований.
Финансово-хозяйственный механизм в непроизводственной сфере в переходный период к рынку
До конца 80-х гг. практически единственным источником финансирования социально-культурных учреждений был государственный бюджет. Отдельные учреждения могли иметь внебюджетные (специальные) средства: например, школы — от сбора металлолома и макулатуры, но они, как правило, составляли менее 1 % от объема расходов учреждения.
Строгая регламентация вопросов финансово-хозяйственной деятельности, отсутствие инициативы на местах тормозили развитие товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, влияли на качество оказываемых услуг.
Вместе с тем возможности дополнительного выделения средств из бюджета сократились в связи с уменьшением поступлений доходов от народного хозяйства и дефицитом бюджета. Остаточный принцип финансирования в этих условиях лишь усложнял ситуацию. Требовал пересмотра и действующий порядок сметного планирования.
Таким образом, отставание в развитии товарно-денежных отношений в непроизводственной сфере, дефицит государственного бюджета и связанное с ним недофинансирование социально-культурных учреждений и организаций вызвали объективную необходимость разработки новых методов хозяйствования, совершенствования финансового механизма в этой сфере деятельности.
В 1988 г. были разработаны положения нового механизма хозяйствования в отраслях непроизводственной сферы. Они распространяются на учреждения здравоохранения, образования, культуры и средств массовой информации, физической культуры и спорта, социального обеспечения, хозяйственная деятельность которых базируется на полном или частичном бюджетном финансировании.
Указанные положения предусматривали решение ряда задач:
1) привлечение внебюджетных средств в качестве дополнительного источника формирования финансовых ресурсов учреждений, организации, т. е. сочетание бюджетного финансирования их деятельности с развитием платных услуг;
2) изменение системы бюджетного финансирования учреждения (это означало переход от выделения им средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по долговременным стабильным нормативам);
Информация о работе Особенности финансов непроизводственной сферы