Особенности финансов предприятий торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 16:22, доклад

Описание работы

Специфика финансов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем:
предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта;

Файлы: 1 файл

финансы торговых предприятий.docx

— 17.92 Кб (Скачать файл)

Особенности финансов предприятий  торговли.

Специфика финансов торговли (сферы  товарного обращения) состоит в  следующем:

  • предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта;
  • в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т.д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т.е. непосредственно с реализацией продукции;
  • торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;
  • торговля не создает дополнительной потребительной стоимости. Стоимость увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения;
  • выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиления финансового контроля;
  • финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров. Основными показателями торговой деятельности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность;
  • применение ручного труда, отражающего низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в торговле.

Особенности издержек обращения торговых предприятий  
Издержки обращения в торговле представляют собой затраты общественного труда, выраженные в денежной форме и связаны с процессом движения товаров от мест производства до потребителя.  
Издержки обращения отличаются от себестоимости тем, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, т.к. предприятия торговли закупают уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на их доведение до потребителя. Для планирования и учета издержек обращения используются следующая номенклатура статей:  
- транспортные расходы;  
- расходы на оплату труда;  
- отчисления на социальные нужды;  
- расходы на аренду и содержание зданий и помещений, оборудования и инвентаря;  
- амортизация основных средств;  
- расходы на ремонт основных средств;  
- ремонт санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов и др. малоценных и быстроизнашивающихся предметов;  
- расходы на топливо, газ, электроэнергию;  
- расходы на хранение, подборку, сортировку и упаковку товаров;  
- расходы на рекламу;  
- затраты по оплате процентов за пользование займом;  
- потери товаров и технологические отходы;  
- расходы на тару;  
- прочие расходы.  
На предприятиях торговли за счет отчислений, относимых на издержки обращения и производства, создаются следующие резервы:  
- на оплату вознаграждений по итогам года и за выслугу лет;  
- резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм;  
- резерв на оплату отпусков;  
- резерв на ремонт основных средств.

Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий торговли:  
- субъективные, непосредственно связанные с деятельностью предприятия - объем и структура товарооборота, использование собственно-го и заемного оборотного капитала, торговой площади, торгово-технического оборудования, транспортных средств, условия организации и оплаты труда работников и др.;  
- объективные, к которым относятся изменения: розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за пользование банковским кредитом, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др.  
Источником финансирования издержек обращения является валовой доход.  
Состав и структура основных и оборотных средств торговых предприятий  
Предпринимательская деятельность в торговле связана с формирование и использованием основного и оборотного капитала, необходимого для продвижением, хранения и реализации товаров.  
Основной капитал охватывает все объекты, предназначенные для постоянного пользования: основные средства, нематериальные активы и финансовые вложения.  
Основные средства торгового предприятия состоят из:  
- активной части, включающей торговое оборудование, машины, транспортные средства и т.д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет 10%;  
- пассивной части, включающей здания, помещения, сооружения и т.д., удельный вес которых составляет 80%.  
Особенностью функционирования основных средств в торговле является их высокая стоимость, длительная эксплуатация, высокая производительность, экономичность и надежность. Затраты на воспроизводство основных средств производятся в форме капитальных вложений и финансируются из тех же источников, что и в промышленности.  
Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения.  
Оборотные средства по степени планирования подразделяются на:  
- нормируемые, включающие запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах и пути; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; расходы будущих периодов.  
- ненормируемые, включающие денежные средства на счетах в банках; средства в расчетах (дебиторы).  
В структуре оборотных средств предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90%, что обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания:  
- равномерностью процессов обращения;  
- сезонностью производства и потребления;  
- неравномерностью размещения производства и районов потребления;  
- непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;  
- преобразованием производственной продукции в торговую;  
- необходимостью образования страховых резервов и др.  
Товарные запасы представляются в абсолютных и относительных величинах измерения.  
Абсолютные - выражаются в натуральных или стоимостных единицах.  
Абсолютная величина постоянно меняется и зависит поступления и продажи товаров.  
При анализе и планировании большое значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. Этот показать - относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятиях торговли на определенную дату и показывает, на сколько дней торговли хватит товарного запаса. Размеры товарных запасов связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение времени обращения товаров способствует:  
- повышению эффективности товарного обращения;  
- непрерывности воспроизводственного процесса;  
- повышению прибыли и рентабельности.  
Оценка товарных запасов товаро-материальных ценностей (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары, запасов) производится по фактической себестоимости, которая подвержена существенным колебаниям, вызванным изменением цен, стоимости услуг, расходов на транспортировку и др. составляющих себестоимости.

Конечным финансовым результатом  деятельности торговых предприятий, как  и в промышленности, является прибыль  или убыток.

Валовой доход торгового  предприятия представляет собой  сумму всех доходов полученных как  от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется  за счет разницы между розничной  ценой без налога на добавленную  стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную  стоимость в виде торговых наценок.  
Валовой доход определяется двумя методами - методом прямого счета и аналитическим. При определении валового дохода необходимо учитывать доходы от других видов деятельности и внереализационных операций.

Важная особенность  финансов торговли состоит в том, что в этой отрасли иначе ставится задача экономии издержек. Финансовое состояние торгового предприятия  в значительной степени зависит  от оптимального размера издержек обращения  и времени реализации товаров  покупателям, отсюда важным финансовым показателем деятельности торгового  предприятия является скорость обращения  оборотных средств. Торговля должна с оптимальными издержками и в  короткий срок реализовать товар  покупателю, поэтому важным финансовым показателем деят-ти торгового предприятия скорость оборота средств, т.е. период времени от получения товара торговым предприятием до его реализации покупателю.Однако  экономия издержек обращения не должна приводить к ухудшению качества обслуживания покупателей.

В торговле не создается новой стоимости Количество товаров, поступивших в торговую сеть от поставщиков, не увеличивается, а стоимость их растет в

результате  того, что затрачивается труд на их хранение и реализацию Через торговлю происходит продолжение процесса производства в сфере обращения. Это связано с тем. что производство считается завершенным только в том случае, когда готовая продукция нашла своего потребителя.


Информация о работе Особенности финансов предприятий торговли