Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 10:55, реферат
Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
1.
Особенности формирования
цен РФ на современном
этапе.
Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.
Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции1.
1 Конкуренция (от позднелат. – сталкиваться) – борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Конкурировать - соперничать, сталкиваться, участвовать в конкуренции.
Основой для конкуренции, как характерного свойства рыночной системы, является свобода выбора, которая проявляется в стремлении получить максимальный денежный доход.
Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (табл. 1). Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.
Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.
Таблица 1
Характерные черты основных моделей рынка
|
Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:
· наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой принадлежит небольшая доля рынка;
·
однородностью и
·
отсутствием ценовых
В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства.
Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения. Фирмам приходится ориентироваться на сложившийся уровень цен. Однако и в данной ситуации известны случаи кратковременного воздействия на конъюнктуру рынка. Для этих целей используют стратегию «случайного» снижения цен, суть которой состоит в установлении максимально высоких цен и последующем их медленном снижении до уровня рыночных. За тот небольшой период, когда цены были высокими, фирме удается продать какое-то количество товаров и тем самым увеличить свой доход.
Рынков чистой конкуренции очень много: сюда, помимо сельского хозяйства, следует отнести международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.
Рынок
совершенной конкуренции
условиями:
• все фирмы выпускают абсолютно идентичные, стандартные,
равноценные по качеству и потребительским свойствам товары.
В результате при равенстве цен на эти товары покупателю без-
различно к какому поставщику обращаться (это допущение во
многом соответствует реальному положению вещей на совре-
менном рынке, где конкуренция выравнивает качество и цену
продукции ведущих поставщиков);
• влияние каждой из компаний-поставщиков на данный рынок на-
столько малы, что увеличение или уменьшение выпуска продукции
любой из них или даже ее уход с рынка не способны:
• повлиять на хозяйственные решения других компаний;
• повлечь изменение цены продукции;
»/ все производственные ресурсы абсолютно мобильны: каждая из
фирм имеет к ним равный, неограниченный доступ. В долго-
срочном периоде нет существенных ограничений, накладываемых
на свободу входа фирм на рынок и выхода с него. Ресурсы весьма
легко перемещаются из одного вида деятельности в другой.
При
возникновении новых
большей заработной платы рабочие желают и способны пе-
реезжать из одного региона в другой;
' все участники сделок на рынке — и продавцы, и покупатели —
имеют полную достоверную информацию о рынке, сложившихся
на нем ценах, объеме производства данного вида продукции и
т. д., таким образом, решения принимаются в условиях опре-
деленности;
'
каждый из покупателей
приобретения нужного ему товара. Не существует искусствен-
ных ограничений в распределении материальных благ, приви-
легированных потребителей, получающих их в первую очередь.
Из последнего условия модели совершенной конкуренции следует,
что следствием дефицита того или иного товара будет его продажа
покупателям, готовым заплатить за него более высокую цену.
2. В условиях совершенной конкуренции цена спроса является
для предприятия заданной рынком величиной. Причем любое
предприятие сможет (или считает, что сможет) продать по этой
цене любое количество товара.
Кривая спроса с точки зрения предприятия представлена на
рис. 16 (а). Любое количество товара может быть продано по
одной и той же цене. Более того, каждая последующая едини-
ца товара будет продана по той же цене, что и предыдущие. В
этом случае цена Р равна средней выручке ATR и предельной
выручке MR (см. рис. 16 (б)).
Рис. 16. Кривая спроса и кривая выручки
в условиях совершенной конкуренции
Если изменение объема выпуска продукции данным предпри-
ятием приводит к изменению цены товара (что имеет место при
несовершенной конкуренции), то равенство MR = ATR — Р не
соблюдается. Например, предприятие столкнулось с ситуацией,
когда
спрос характеризуется
Чем больше объем выпуска продукции на таком предприятии,
тем меньше цена единицы товара. При увеличении объема вы-
пуска на одну единицу не только эта последняя, но и все ос-
тальные единицы товара могут быть реализованы лишь по
меньшей цене.
В этом случае общая выручка предприятия увеличится на ве-
личину выручки от реализации дополнительной единицы това-
ра, но вместе с тем уменьшится на величину снижения цены
реализации всех остальных единиц товара.
Таким образом, в этом случае предельная выручка (прираще-
ние общей выручки предприятия) будет меньше выручки от
реализации дополнительной единицы товара на величину
суммарного снижения цены реализации всех остальных еди-
ниц товара, вызванного выпуском этой дополнительной единицы,
т. е. MR < ATR - Р.
Совместим на одном графике (рис. 17) кривые выручки и из-
держек предприятия, работающего в условиях совершенной кон-
куренции.
Рис. 17. Максимизация прибыли в условиях совершенной конкуренции •
В соответствии с рис. 17, предприятие максимизирует прибыль
в точке пересечения Е кривых предельной выручки MR и пре-
дельных издержек МС. Естественно, речь идет о пересечении
кривой предельного дохода с восходящей ветвью кривой пре-
дельных издержек.
На рис. 18 кривая MR пересекает кривую МС два раза (в точ-
ках К и Е), но в точке К предельные издержки снижаются
(значит, прибыль возрастает), следовательно, предприятие уве-
личивает свой выпуск продукции до точки Е.
Рис. 18. Максимизация прибыли второго порядка
Это условие максимизации прибыли называется условием второ-
го порядка. Очевидно, что максимальная прибыль должна быть
неотрицательной величиной. В противном случае (когда цена
меньше средних переменных издержек) предприятие вообще
не будет выпускать данный товар.
Если цена выше средних переменных издержек AVC, хотя и
ниже средних общих издержек АТС, предприятие все же будет
выпускать товар. Это объясняется тем, что предприятие не
может уменьшить сумму своих постоянных издержек (в рас-
сматриваемом непродолжительном периоде) и вынуждено вес-
ти производство, если выручка покрывает хотя бы переменные
издержки и частично обеспечивает тем самым средства, необ-
Информация о работе Особенности формирования цен РФ на современном этапе