Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:32, реферат

Описание работы

Региональный бюджет, являясь одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ.

Файлы: 1 файл

Защита.docx

— 17.71 Кб (Скачать файл)

Защита.

Глава 3. Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ

Региональный бюджет, являясь одним из основных инструментов перераспределения национального дохода, созданного субъектом РФ, осуществляет регулирование территориальных пропорций общественного воспроизводства, прежде всего в части установления равновесия между величиной созданного продукта и объемом конечного потребления территории, обеспечивая необходимый уровень доступности региональных благ. Основные функции, которые призвана выполнять бюджетная система региона, можно сформулировать следующим образом:

  • создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;
  • содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;
  • развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в точки роста регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
  • выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций  регионов. Целью региональных органов  власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

 

Доходы бюджетов субъектов  РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • государственная пошлина;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес;
  • региональные лицензионные сборы.

Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:

  • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ - 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);
  • налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным видам полезных ископаемых 60%);
  • сбор за пользование объектами водных биоресурсов, кроме внутренних водных объектов (отчисляется 30%);
  • платежи за пользование лесным фондом (плата за древесину, отпускаемую на корню), отчисляется до 100% платы при превышении минимальных ставок;
  • плата за негативное воздействие на окружающую среду (отчисляется 40%);
  • налог на доход физических лиц (отчисляется 70%);
  • налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (отчисляется 80%);
  • единый сельскохозяйственный налог (отчисляется 60%).

Неналоговые доходы бюджетов субъектов  РФ формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного кодекса РФ, в том числе за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ [1].

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет:

  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;
  • доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;
  • доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов РФ;
  • других источников получения доходов.

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов  и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов  и сборов могут быть переданы местным  бюджетам на постоянной основе полностью  или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

Основные направления использования  средств региональных бюджетов представлены в статье 86 Бюджетного Кодекса РФ.

В соответствии с задачами и функциями органов власти субъекта РФ основные средства бюджетных доходов используются по следующим направлениям на выполнение мероприятий:

  • обеспечение финансирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;
  • обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долга субъекта РФ;
  • обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • содержание и развитие учреждений и объектов, находящихся в ведение органов власти субъекта РФ;
  • формирование государственной собственности;
  • обеспечение СМИ, выборов;
  • оказание финансовой помощи местным бюджетам и т. д.

Региональные бюджеты являются наиболее весомым источником бюджетного финансирования расходов на сельское хозяйство и рыболовство (48% всех расходов консолидированного бюджета  Российской Федерации), на транспорт, дорожное хозяйство и информатику - 43% расходов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства - более 32% расходов консолидированного  бюджета  России,  жилищно-коммунального хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры и искусства - 34%.

До недавнего времени  почти все финансирование охраны окружающей среды производилось  за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования  местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают  доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов  РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых  органами государственной власти субъектов  РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти субъектов РФ. Другие неналоговые  доходы поступают в бюджеты субъектов  РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, доходы бюджета  формируются за счет налогов, а также  некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной  собственности, от внешнеэкономической  деятельности и др.). Структура доходной части бюджета не постоянна, она подвержена изменениям в зависимости от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной политики. Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций - распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.


Информация о работе Особенности формирования и исполнения региональных бюджетов РФ