Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия в условиях мирового финансового кризиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить и раскрыть принципы формирования и возможности повышения эффективности финансовых ресурсов ОАО «Магнит».
Исходя из поставленной цели исследования в рамках курсовой работы необходимо решить следующий ряд задач:
Определить сущность и роль финансовых ресурсов предприятий;
Рассмотреть принципы формирования и использования финансовых ресурсов предприятий;
Раскрыть методы оценки эффективности финансовых ресурсов;
Провести анализ эффективности использования финансовых ресурсов ОАО «Магнит»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Сущность и роль финансовых ресурсов предприятия 6
1.2. Формирование и использование финансовых ресурсов предприятия 12
1.3 Методы оценки эффективности финансовых ресурсов 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОАО «Магнит» 25
2.1. Характеристика хозяйственно-экономической деятельности ОАО «Магнит» 25
2.2. Оценка эффективности финансовых ресурсов ОАО «Магнит» 30
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОАО «Магнит» 42
3.1. Меры повышения эффективности использования финансовых ресурсов 42
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

Файлы: 1 файл

Финансовые ресурсы предприятия.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Можно выделить основные методы оценки эффективности  использования финансовых ресурсов.

1. Метод расчета  показателей рентабельности.  
Рентабельность показывает прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Наибольшую важность представляют показатели рентабельности, к которым относятся:9

  • рентабельность продаж (показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции);

  • рентабельность собственного капитала (характеризует эффективность использования капитала и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля авансированного в капитал);

  • рентабельность текущих активов (отражает отдачу использования оборотных средств предприятия);

  • рентабельность внеоборотных активов (отражает отдачу использования внеоборотных средств предприятия);

  • рентабельность инвестиций (характеризует эффективность инвестиционных инструментов)

Показатели  рентабельности более полно, чем  прибыль, отражают результаты деятельности предприятия; они используются как  инструменты инвестиционной, ценовой политики.

2. Метод анализ финансовых  коэффициентов (R-анализ): базируется  на расчете соотношения различных  показателей финансовой деятельности  предприятия между собой. В  финансовом менеджменте наибольшее  распространение получили следующие группы аналитических финансовых коэффициентов:10

  • коэффициенты оценки финансовой устойчивости предприятия (коэффициент финансовой зависимости; коэффициент концентрации собственного капитала; коэффициент маневренности собственного капитала; коэффициент структуры долгосрочных вложений; коэффициент концентрации заемного капитала; коэффициент структуры заемного капитала; коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств; коэффициент соотношения собственных и заемных средств);
  • коэффициенты оценки платежеспособности и ликвидности (характеризуют платежеспособность фирмы, ее потенциальную возможность возвращать полученные взаймы средства) к денежным обязательствам фирмы);
  • коэффициенты оценки оборачиваемости активов (отношение выручки от реализации продукции к среднегодовой стоимости активов. Этот коэффициент характеризует эффективность использования активов с точки зрения объёма продаж. Показывает количество оборотов одного рубля активов за анализируемый период);
  • коэффициенты оценки оборачиваемости капитала (коэффициент характеризует эффективность использования капитала предприятия с точки зрения объёма продаж);

3. Метод оценки  стоимости финансовых ресурсов.11 
Стоимость капитала предприятия служит мерой прибыльности операционной деятельности и характеризует часть прибыли, которая должна быть уплачена за использование сформированного или привлеченного нового капитала для обеспечения выпуска и реализации продукции. Рассчитываются:

  • стоимость функционирующего собственного капитала предприятия;
  • стоимость заемного капитала в форме банковского кредита;
  • стоимость заемного капитала, привлекается за счет эмиссии облигаций;
  • средневзвешенная стоимость капитала;
  • предельная эффективность капитала (граница эффективности использования дополнительно привлекаемого капитала. Она характеризует соотношение прироста уровня доходности дополнительно привлекаемого капитала и прироста уровня средневзвешенной его стоимости).

Оценка показателей стоимости капитала должна быть завершена выработкой критериального показателя эффективности его дополнительного привлечения. Таким критериальным показателем является предельная эффективность капитала. Этот показатель характеризует соотношение прироста уровня прибыльности дополнительно привлекаемого капитала и прироста средневзвешенной стоимости капитала.

Во многих учебных пособиях по финансовому анализу наряду с определением того или иного финансового показателя обычно указывают его целевой норматив, например, сумма заемных средств не должна превышать 50% общей суммы источников финансирования. Т.е. только в этом случае предприятие будет иметь достаточную финансовую автономию и ему не грозит банкротство.

Однако при  оценке эффективности использования финансовых ресурсов следует учитывать, что многие эксперты самой высокой оценкой эффективности менеджмента предприятия считают его способность успешно работать за счет «чужих денег», т.е. заемных источников. Достаточно вспомнить, что деятельность одной из самых крупных мировых компаний General Motors  в ее лучшие периоды финансировалась на 90% за счет заемных финансовых ресурсов.

Главным показателем  эффективности функционирования предприятия  является увеличение собственного капитала. В практике считается, что долю собственного капитала желательно поддерживать на достаточно высоком уровне, т.к. это свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это является защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов.

Анализ эффективности  использования финансовых ресурсов подразумевает сопоставление количества и качества израсходованных ресурсов с количественным и качественным выражением достигнутых за соответствующий период результатов.  При этом основной целью оценки эффективности использования финансовых ресурсов предприятия является повышение эффективности работы организации на основе внедрения более совершенных способов использования финансовых ресурсов и управления ими. Основные задачи, которые решает оценка эффективности использования финансовых ресурсов  - это идентификация финансового положения; выявление факторов, влияющих на формирование финансовых ресурсов; определение проблемных моментов и выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов включает такие методики как анализ финансовых коэффициентов, расчет показателей рентабельности, оценка стоимости финансовых ресурсов. В рамках курсовой работы использовалась модель Дюпона, дополненная другими коэффициентами.

Первая глава  посвящена определению сущности и функций финансовых ресурсов и анализу методов их исследования. Финансовые ресурсы – это средства, которые предприятие использует в своей деятельности для получения прибыли. Источниками финансовых ресурсов может выступать как результаты деятельности самого предприятия (выручка), так и различные доходы от внереализационной и инвестиционной деятельности. Для финансовых ресурсов характерно действие ряда экономических законов, определяющих их характеристики и особенности использования. Основной целью функционирования финансовых ресурсов на предприятии является непрерывное расширенное воспроизводство финансовых ресурсов предприятия. При этом для нормального функционирования предприятия финансовые ресурсы должны быть в достаточных объемах. Финансовые ресурсы используются для выполнения финансовых обязательств предприятия, инвестирования и благотворительной деятельности. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов осуществляется для получения данных о состоянии и тенденциях развития предприятия и осуществляется путем сравнения плановых количественных и качественных показателей с фактически полученными. Оценка эффективности использования финансовых ресурсов включает такие методики как анализ финансовых коэффициентов, расчет показателей рентабельности, оценка стоимости финансовых ресурсов. В рамках курсовой работы использовалась модель Дюпона, дополненная другими коэффициентами.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ОАО «Магнит»

2.1. Характеристика  хозяйственно-экономической деятельности ОАО «Магнит»

ОАО «Магнит» является лидером на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России —  64 филиала, 1 представительство, более 5 523 магазинов формата «у дома» и 105 гипермаркетов, 11 магазинов «Магнит Семейный» и 480 магазинов косметики в более чем 1 504 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц. Штат акционерного общества составляет более 150000 сотрудников. Основной деятельностью компании является торговля товарами повседневного спроса по доступным ценам.

Компания  применяет новейшие методы и технологии в области товародвижения, продаж, финансов и кадровой политики, позволяющие эффективно управлять компанией и снижать цену товара для конечного потребителя. Компании принадлежит сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России, получающих товар от крупных поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины, а также крупный парк автомобилей, осуществляющих междугородние перевозки грузов по всей европейской части России.

Кроме этого  компания реализует около 640 наименований товаров под частной маркой.

Стратегическим направлением деятельности компании является открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России.

Целевая аудитория  «магазина у дома» - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети «Магнит» проникать в небольшие города и населенные пункты.

Дальнейшее  развитие сети фокусируется на укреплении позиций сети «Магнит» в Уральском и Центральном регионах, на наличии достаточных средств, обеспечивающих открытие не менее 250 магазинов в год, а также на дальнейшем усовершенствовании логистической системы.

Уставный  капитал общества составляет 945 613,55 рублей. Он состоит из 94 561 355 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 0,01 рубля каждая, приобретенных акционерами. Также компания вправе размещать дополнительно к размещенным акциям обыкновенные именные акции в количестве 106 288 645 штук 
номинальной стоимостью 0,01 рубля каждая (объявленные акции). При этом объявленные акции предоставляют те же права, что и размещенные акции соответствующей категории (типа), предусмотренные уставом организации.

Акционерное общество вправе размещать обыкновенные акции. Все акции общества являются именными ценными бумагами и выпускаются в бездокументарной форме. Акция, принадлежащая учредителю общества, не предоставляет права голоса до момента ее полной оплаты.

Органами  управления ОАО «Магнит» являются:

  • Общее собрание акционеров;
  • Совет директоров;
  • коллегиальный исполнительный орган (Правление);
  • единоличный исполнительный орган (Генеральный директор).

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью  общества является Ревизионная комиссия. Совет директоров и Ревизионная комиссия избираются Общим собранием акционеров.

Рассмотрим  показатели финансово-хозяйственной  деятельности ОАО «Магнит» за анализируемый  период с 2009 по 2011 годы на основе данных бухгалтерской отчетности, предоставленной  на официальном сайте компании (Таблица 2).12

Таблица 2. Динамика финансовых показателей ОАО «Магнит»

в 2009-2011 г.г.

Наименование показателя

2010/2009, млн. руб.

2011/2010, млн. руб.

2011/200, млн. руб.

2010/2009, %

2011/2010, %

2011/2009, %

Выручка

12,12

47,54

59,66

106%

121%

128%

Себестоимость продаж

12,94

16,42

29,36

139%

136%

189%

Валовая прибыль (убыток)

-0,82

31,11

30,29

100%

117%

117%

Коммерческие расходы

0,00

0,00

0,00

0%

0%

0%

Управленческие расходы

-40,86

-12,85

-53,71

173%

113%

196%

Прибыль (убыток) от продаж

-41,68

18,26

-23,42

67%

122%

81%

Доходы от участия в других организациях

-1068,34

2372,00

1303,66

0%

0%

222%

Проценты к получению

453,32

973,33

1426,65

187%

200%

375%

Проценты к уплате

-127,08

-909,79

-1036,87

1144%

753%

8614%

Прочие доходы

-279,66

559,37

279,71

17%

1060%

183%

Прочие расходы

301,59

-1610,03

-1308,44

43%

820%

349%

Прибыль (убыток) до налогообложения

-761,85

1403,15

641,29

50%

286%

142%

Текущий налог на прибыль

-47,54

145,82

98,28

148%

0%

0%

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

207,84

436,06

643,90

-2%

10702%

-216%

Изменение отложенных налоговых обязательств

-7,93

8,65

0,72

940%

3%

24%

Изменение отложенных налоговых активов

0,00

9,18

9,18

0%

0%

0%

Прочее

0,00

0,00

0,00

0%

0%

0%

Чистая прибыль (убыток)

-817,32

1566,80

749,47

42%

362%

153%

Информация о работе Особенности формирования и использования финансовых ресурсов предприятия в условиях мирового финансового кризиса