Особенности формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:28, курсовая работа

Описание работы

Финансы организаций занимают ведущее место в системе общественного воспроизводства, формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
1 Правовые основы деятельности акционерных обществ……………
1.1 Понятие и признаки акционерных обществ ………………………
1.2 Особенности формирования капитала акционерных обществ…..
2 Формирование дивидендной политики акционерного общества….
2.1Типы дивидендной политики……………………………………….
2.2 Показатели, отражающие деятельность акционерных обществ….
3 Финансовые отношения акционерных обществ………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение…………………………………………………………………. 
 
1 Правовые основы деятельности акционерных обществ…………… 
 
1.1 Понятие и признаки акционерных обществ ……………………… 
 
1.2 Особенности формирования капитала акционерных обществ….. 
 
2 Формирование дивидендной политики акционерного общества…. 
 
2.1Типы дивидендной политики………………………………………. 
 
2.2 Показатели, отражающие деятельность акционерных обществ…. 
 
3 Финансовые отношения акционерных обществ……………………… 
 
Заключение………………………………………………………………… 
 
Список использованных источников…………………………………….

 

 

 

 

 
13 
 
13 
 
22 
 
28 
 
33 
 
35


 
ВВЕДЕНИЕ 
Финансы организаций занимают ведущее место в системе общественного воспроизводства, формировании собственных денежных средств и централизованных финансовых ресурсов государства. 
 
Экономический рост нуждается в инвестициях. Одним из наиболее эффективных способов концентрации свободных ресурсов и превращения их в инвестиции выступают акционерные общества. 
 
Акционерное общество – это одна из организационно-правовых форм предприятий. Оно создается путем централизации денежных средств (объединения капитала) различных лиц, проводимой посредством продажи акций с целью осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли. 
 
Акционерные общества обладают рядом преимуществ по сравнению с другими видами деловых организаций, делающими их наиболее подходящей формой для крупного бизнеса в силу целого ряда причин. Прежде всего, акционерные общества могут иметь неограниченный срок существования, в то время как период действия предприятий, основанных на индивидуальной собственности или товариществ с участием физических лиц, как правило, ограничен рамками жизни их учредителей. Акционерные общества, благодаря выпуску акций, получают более широкие возможности в привлечении дополнительных средств по сравнению с не корпоративным бизнесом. Поскольку акции обладают достаточно высокой ликвидностью, их гораздо проще обратить в деньги при выходе из акционерного общества, чем получить назад долю в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью. 
 
Актуальность выбранной темы для исследования вытекает из вышесказанного. Цель работы – охарактеризовать особенности организации финансов акционерных обществ. Для достижения указанной цели перед автором были поставлены следующие задачи:

  1.  
    выявить правовые основы деятельности акционерных обществ;
  2.  
    охарактеризовать особенности формирования капитала акционерных обществ;
  3.  
    рассмотреть формирование дивидендной политики акционерного общества;
  4.  
    выявить показатели, отражающие деятельность акционерных обществ;
  5.  
    дать характеристику финансовым отношениям акционерных обществ.

 
Объектом исследования послужили  финансы акционерных обществ. Предметом  исследования стали особенности  их формирования. 
 
Теоретико-методологической базой исследования послужила отечественная научная монографическая и учебная литература по тематике работы, публикации в специализированной периодической печати, материалы официальных сайтов Internet. 
 
В первой части работы освещаются теоретические принципы деятельности акционерных обществ, такие как правовые основы деятельности, а также признаки организации. Вторая часть работы отражает исследования в области формирования дивидендной политики обществ и характеристику показателей, отражающих деятельность акционерных обществ. Третья часть работы характеризует финансовые отношения объекта исследования. 
 
 
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
 
АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

    1.  
      Понятие и признаки акционерного общества

 
Акционерным обществом (далее - обществом) в соответствии с Гражданским  кодексом РФ от 21 октября 1994 г. [1] и Федеральным законом от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [3] признается «коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу».  
 
В качестве участников объединения капитала путем создания акционерного общества (участников общества) могут выступать физические и юридические лица. При этом участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Участники, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.  
 
В процессе создания общества его учредители объединяют свое имущество на определенных условиях, зафиксированных в учредительных документах общества. На основе такого объединенного капитала в дальнейшем и будет вестись хозяйственная деятельность с целью получения прибыли.  
 
Вкладом участника общества в объединенный капитал могут быть денежные средства, а также любые материальные ценности, ценные бумаги, права пользования природными ресурсами и иные имущественные права, в том числе право на интеллектуальную собственность. Стоимость вносимого каждым учредителем имущества определяется в денежной форме совместным решением участников общества. Объединенное имущество, оцененное в денежном выражении, составляет уставный капитал общества. [1] 
 
Уставный капитал разделяется на определенное количество равных долей. Свидетельством о внесении таких долей является акция, а денежное выражение этой доли носит название номинальной стоимости (номинала) акций. Каждый участник объединенного капитала наделяется количеством акций, соответствующим размеру внесенной им доли. Владельцы акций (акционеры) являются, так называемыми, долевыми собственниками. [16] 
 
Акционерное общество - юридическое лицо. Порядок его организации регламентируется законодательством РФ. Права юридического лица акционерное общество приобретает с момента его регистрации в уполномоченном государственном органе. При регистрации выдается Свидетельство о регистрации акционерного общества, где указываются дата и номер государственной регистрации, название общества, а также наименование регистрирующего органа.  
 
Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Как юридическое лицо общество является собственником: имущества, переданного ему учредителями; продукции, произведенной в результате хозяйственной деятельности; полученных доходов и другого имущества, приобретенного им в процессе своей деятельности.  
 
Общество имеет гражданские права и несёт обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ. Видами деятельности, перечень которых определяется законодательством РФ, общества могут заниматься только на основании соответствующего разрешения (лицензии). [1] 
 
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.  
 
Общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати может быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов Российской Федерации. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.  
 
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. Государство и его органы также не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не отвечает по обязательствам государства и его органов.  
 
Общество обладает полной хозяйственной самостоятельностью в определении формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда и распределения прибыли.  
 
Срок деятельности общества не ограничен или же устанавливается его участниками. [16] 
 
Акционерное общество создается и действует на основе устава - документа, в котором определены предмет и цели создания общества, его устройство, порядок управления делами, права и обязанности каждого совладельца.  
 
При объединении своих вкладов участники общества заключают соглашение о порядке ведения, пользования и распоряжения объединенным имуществом, т.е. общей собственностью. 
 
Деятельность общества не ограничивается установленной в уставе. Любая сделка, не противоречащая действующему законодательству, признается действительной, даже если она выходит за определенные уставом пределы.  
 
Вся дальнейшая деятельность акционерного общества строится на обязательном выполнении регламентированных уставом положений. 
 
Несостоятельность (банкротство) общества считается вызванной действиями (бездействием) его акционеров или других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, только в случае, если они использовали указанные право и (или) возможность в целях совершения обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) общества. [16] 
 
Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании. Сравнительная характеристика этих двух видов акционерных обществ представлена в таблице 1. 
Таблица 1. Сравнительная характеристика открытого и закрытого АО

 
Открытое акционерное общество (ОАО)

 
Закрытое акционерное общество (ЗАО)

 
ОАО – общество, участники которого могут продавать принадлежащие  им акции без согласия других акционеров. Число акционеров открытого общества не ограничено. 
 
Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу в соответствии с законодательством РФ. 
 
Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции. 
 
Основными характеристиками открытого общества являются масштабы объединенного капитала и большое количество владельцев. 
 
Основная идея создания такой формы частного предприятия заключается в привлечении и концентрации больших денежных средств (капитала) физических и юридических лиц с целью их использования для получения прибыли.

 
ЗАО – общество, акции которого распространяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.  
 
Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. 
 
В случае если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.  
 
Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу.


 
Общества, учредителями которых выступают  в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект  Российской Федерации или муниципальное  образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми. [3] 
1.2 Особенности формирования капитала акционерных обществ 
Формирование денежных фондов организации начинается с момента его создания. Это важнейшая сторона деятельности предприятия. Следует выделить понятие капитал – часть финансовых ресурсов, вложенных в производство и приносящих доход по завершении производства. Иными словами, капитал – превращенная форма финансовых ресурсов. [12, с.133] 
 
Уставный капитал – основной первоначальный источник собственных средств организации. Он служит источником формирования основного и оборотного капиталов, которые в свою очередь направляются на приобретение основных производственных фондов, нематериальных активов, оборотных средств. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. 
 
Акция - это ценная бумага, подтверждающая право ее держателя на долю в уставном капитале акционерного общества и, следовательно, на все права, вытекающие из права собственности на нее. Акции выпускаются (эмитируются) акционерным обществом, как было отмечено выше, в целях привлечения дополнительных денежных средств для своей деятельности, осуществляемой через их реализацию физическим и юридическим лицам. Решение об увеличении уставного капитала общества принимается самими участниками общества (акционерами) в лице Общего собрания акционеров. [3] 
 
Условия эмиссии акций, в том числе их количество, форма выпуска, а также права, которые будут иметь владельцы этих акций, фиксируются в уставе общества и в специальном документе - проспекте эмиссии акций. Проспект эмиссии акций в обязательном порядке регистрируется в Министерстве финансов РФ. При регистрации акциям данного выпуска присваивается определенный регистрационный номер по Государственному реестру ценных бумаг РФ. 
 
Акция является бессрочным документом. Срок ее обращения ограничен только сроком существования общества, выпустившего ее.  
 
Права российских акционеров гарантируются положениями, закрепленными в законодательных и нормативных актах РФ.[1; 3] В общем случае акционеру могут быть предоставлены следующие права: 
 
- право участвовать в управлении обществом; 
 
- право на получение части прибыли общества; 
 
- право на получение части имущества при ликвидации общества; 
 
- право свободного распоряжения акциями; 
 
- право на получение информации о деятельности общества и др. 
 
Объем прав, которые предоставляются владельцу акции, зависит от того, к какой категории (типу) она принадлежит, а именно является ли она обыкновенной или привилегированной (определяется в проспекте эмиссии этих акций и в уставе общества). Как правило, все перечисленные выше права имеют держатели обыкновенных (простых) акций. [3] 
 
Привилегированные акции - это акции, владельцы которых имеют ряд привилегий по сравнению с держателями обыкновенных акций. Перечень этих привилегий устанавливается в уставе общества и в проспекте эмиссии этих акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества. Акционеры - владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров, если иное не установлено законодательством РФ или уставом общества для определенного типа привилегированных акций общества. Такие акционеры участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества. [16] 
 
Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации общества [3].  
 
В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и (или) стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость по привилегированным акциям считаются определенными также, если уставом общества установлен порядок их определения. [7, с.150] 
 
Общество вправе в соответствии с его уставом размещать облигации и иные ценные бумаги, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации о ценных бумагах. Размещение обществом облигаций и иных ценных бумаг как правило осуществляется по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества.  
 
Акции общества, при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение срока, определенного уставом общества, при этом не менее 50 процентов уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту регистрации общества, а оставшаяся часть - в течение года с момента его регистрации, если иное не установлено федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.  
 
Дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, определенного в соответствии с решением об их размещении, но не позднее одного года с момента их приобретения (размещения).  
 
Оплата акций и иных ценных бумаг общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества или уставом общества, а дополнительных акций и иных ценных бумаг - решением об их размещении. [3] 
 
Акции и иные ценные бумаги общества, которые должны быть оплачены не-денежными средствами, оплачиваются при их приобретении в полном размере, если иное не установлено договором о создании общества при его учреждении или решением о размещении дополнительных акций.  
 
Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций и иных ценных бумаг общества не-денежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций и иных ценных бумаг, производится советом директоров (наблюдательным советом) общества. 
 
В обществе создается резервный фонд (резервный капитал), который формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Резервный фонд общества предназначен для покрытия его убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств. Источник его образования – отчисления от прибыли, остающейся в распоряжении организации. Для акционерных обществ открытого и закрытого типа формирование резервного капитала определено законодательством. [10, с.11; 3] 
 
Общество обязано выплатить объявленные по каждой категории (типу) акций дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом. [14] Более подробно дивидендная политика акционерных обществ будет рассмотрена в следующей главе работы. 
 
Итак, акционерное общество – общество, уставный (или же акционерный) капитал которого разделен на определенное число акций. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут ответственность в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО делятся на открытые и закрытые. Срок действия таких обществ не ограничен. Размеры уставного капитала закреплены законодательно. Также законодательно установлены порядок размещения и продажи акционерными обществами ценных бумаг. Причем открытое АО вправе использовать открытую подписку для продажи акций, а закрытое АО использует закрытую подписку, продавая акции среди ранее установленного круга лиц.  
 
 
2 ФОРМИРОВАНИЕ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ 
2.1 Типы дивидендной политики 
 
Необходимость увеличения собственного капитала приводит предприятия к необходимости использования такого источника финансирования, как эмиссия акций. Этот источник является альтернативным выпуску облигаций. Выпуск (продажа) акций позволяет, как правило, привлечь больше дополнительных собственных средств, однако приводит к перераспределению прав управления предприятием, поскольку акции (обыкновенные) дают возможность их владельцам участвовать в принятии стратегических решений развития предприятий. Фактически, акции характеризуют часть имущества предприятия. Облигации же, по сути, представляют собой сделку по займу денег на стороне. Их продажа не означает передачу собственности. [7, с.151] 
 
Дивиденд (от лат. dividendus – подлежащий разделу) – это часть чистой прибыли акционерного общества за отчетный финансовый год, распределяемая между держателями акций одной категории (типа) пропорционально числу имеющихся у них акций. [12, с.93] Выплата дивидендов не является юридической обязанностью общества. Закон об АО обязывает организации выносить вопрос о дивидендах на общее годовое собрание акционеров, на котором решение о выплате дивидендов принимается простым большинством голосов.  
 
Не признаются дивидендами: 
 
1) выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный (складочный) капитал организации; 
 
2) выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность; 
 
3) выплаты некоммерческой организации на осуществление основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации. [2] 
 
Вопросы выплаты дивидендов должны быть заранее решены руководством общества. При этом должны быть заранее проработаны все аспекты денежных выплат. Все решения по выплате дивидендов должны быть объединены в рамках такого вида финансовой политики предприятия, как дивидендная политика. 
 
Дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия. Иными словами, дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия. [9, с.412] 
 
Дивидендная политика предприятия объединяет решения по следующим вопросам: 
 
- следует ли предприятию выплачивать акционерам всю чистую прибыль или ее часть в текущем году или инвестировать ее в целях будущего роста, т.е. каково соотношение в чистой прибыли той части, которая идет на выплату дивидендов, и той части, которая реинвестируется в активы корпорации; 
 
- при каких условиях следует менять значение дивидендного выхода, следует ли в долгосрочной перспективе придерживаться одной дивидендной политики или можно ее часто менять; 
 
- в какой форме выплачивать акционерам заработанную чистую прибыль – в денежной форме пропорционально имеющимся акциям, в форме дополнительных акций или через выкуп акций; 
 
- какова должна быть периодичность выплат и их абсолютная величина; 
 
- как строить политику выплату дивидендов в отношении не полностью оплаченных акций. [7, с.152] 
 
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие. [9, с.412] 
 
Факторы дивидендной политики – процессы и явления, которые способны влиять на принятие решения о выплате дивидендов. В составе факторов дивидендной политики рассматриваются следующие ограничения: 
 
- правового характера (необходимы для того, чтобы защитить права кредиторов); 
 
- в связи с недостаточной ликвидностью (на практике дивиденды обычно выплачиваются в денежной форме, однако у предприятия не всегда могут быть необходимые денежные средства на счете в нужный момент); 
 
- в связи с расширением производства (развитие предприятия требует активного использования различных источников финансирования, поэтому экономически оправдано ограничит выплату дивидендов, а полученную прибыль реинвестировать в производство); 
 
- в связи с интересами акционеров (в теории общий доход акционеров формируется из сумм полученных дивидендов и прироста курсовой стоимости акций, т.е. рассчитывая оптимальный размер дивиденда, следует оценить, как величина дивидендов повлияет на стоимость предприятия в целом; 
 
- рекламно-информационного характера (к понижению цены акции могут привести различные сбои в выплате дивидендов, отклонения от сложившейся в данной компании практики выплаты дивидендов). [15] 
 
Классификация факторов представлена в таблице 2: 
Таблица 2. Классификация факторов, оказывающих влияние на формирование 
 
дивидендной политики

 
Группа факторов

 
Содержание фактора 

 
Требования законодательства:  
 
- предписания  
 
- ограничения

 
Способность организации: 
 
- объявлять дивиденды;  
 
- выплачивать дивиденды  
 
Требования:  
 
- к источникам дивидендных выплат;  
 
- к форме дивидендных выплат.  
 
Последовательность дивидендных событий

 
Требования двухсторонних соглашений и 
 
общества односторонних обязательств акционерного

 
Контрактные ограничения на выплаты  дивидендов. Правила листинга некоторых  фондовых бирж, касающиеся дивидендов

 
Макроэкономические факторы 

 
Параметры налогообложения:  
 
- дивидендов;  
 
- доходов от прироста дивидендов. Инфляция

 
Субъективные внутрифирменные факторы 

 
Состав акционеров. Мнение руководства  о прочности своего положения  во главе акционерного общества

 
Объективные внутрифирменные факторы 

 
Инвестиционные возможности. Структура  капитала. Ликвидность


 
Дивидендная политика предприятия  должна строиться на комплексном  учете всех перечисленных факторов. Только таким образом можно одновременно удовлетворить интересы всех заинтересованных групп: менеджеров, работников и собственников  предприятия. [15] 
 
При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «Курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций общества даже без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. [5, с.262] 
 
Процесс формирования дивидендной политики акционерного общества составляют следующие основные этапы: 
 
- учет основных факторов, определяющих предпосылки формирования дивидендной политики; 
 
- выбор вида дивидендной политики в соответствии с финансовой стратегией организации; 
 
- разработка механизма распределения прибыли в соответствии с избранным видом дивидендной политики; 
 
- определение уровня дивидендных выплат на одну акцию; 
 
- определение форм выплаты дивидендов; 
 
- оценка эффективности дивидендной политики. [14] 
 
Главное - реально оценить финансовые возможности и потребности организации и распределить эти потребности по степени их важности, а именно осуществлять затраты в приведенной последовательности: 
 
1) погашение кредиторской задолженности банку; 
 
2) пополнение собственных оборотных средств; 
 
3) инвестиции в развитие производства; 
 
4) дивиденды. [14] 
 
Вопросам формирования оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Охарактеризуем наиболее распространенные теории. 
 
1. Теория независимости дивидендов (Ф. Модильяни и М. Миллер). Цена акций организации или цена ее капитала не зависит от дивидендной политики, т.е. инвесторам безразлично, получать доход в виде прироста стоимости акций или дивидендов. Стоимость организации определяется ее способностью приносить прибыль и степенью риска и зависит от инвестиционной политики. Выплата высоких дивидендов влечет выпуск новых акций, при этом доля стоимости организации, предлагаемая новым инвесторам, должна равняться сумме выплачиваемых дивидендов. 
 
В теории независимости много ограничений, которые невозможно обеспечить в реальной практике управления прибылью. 
 
2. Теория предпочтительности дивидендов, или «синицы в руках» (М. Гордон и Д. Линтнер). Рубль ожидаемых дивидендов стоит больше, чем рубль ожидаемого прироста капитала, так как эта компонента ожидаемой доходности более рисковая по сравнению с дивидендной составляющей. Максимизация дивидендных выплат предпочтительнее, чем капитализация прибыли. 
 
3. Теория минимизации дивидендов или теория налоговых предпочтений (Р. Литценбергер и К. Рамасвами). Эффективность определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. Так как налогообложение текущих доходов в форме дивидендов всегда выше, чем предстоящих, дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат и, следовательно, максимизацию капитализации прибыли, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников. Подобный подход к дивидендной политике не устраивает многочисленных акционеров. [7, с.153] 
 
Нужно признать, что какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует. Она определяется многими факторами, которые бывает трудно формализовать, например, психологическими. Поэтому каждая организация выбирает свою субъективную политику. 
 
Можно, однако, выделить две основные задачи, которые должны быть решены при выборе оптимальной дивидендной политики: 
 
- максимизация совокупного дохода акционеров; 
 
- достаточное финансирование деятельности организации. [5, с.258] 
 
Существуют три принципиальных подхода к формированию дивидендной политики - «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики (табл. 3). 
 
Таблица 3. Основные типы дивидендной политики акционерного общества

 
Определяющий подход к формированию дивидендной политики

 
Варианты используемых типов дивидендной  политики

 
I. Консервативный подход

 
1. Остаточная политика дивидендных  выплат 
 
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат

 
II. Умеренный (компромиссный) подход

 
3. Политика минимального стабильного  размера дивидендов с надбавкой  в отдельные периоды

 
III. Агрессивный подход

 
4. Политика стабильного уровня  дивидендов 
 
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов


 
1. Остаточная политика дивидендных  выплат предполагает, что  
фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия. Если по имеющимся инвестиционным проектам уровень внутренней ставки доходности превышает средневзвешенную стоимость капитала (или другой избранный критерий, например, коэффициент финансовой рентабельности), то основная часть прибыли должна быть направлена на реализацию таких проектов, так как она обеспечит высокий темп роста капитала (отложенного дохода) собственников. Преимуществом политики этого типа является обеспечение высоких темпов развития предприятия, повышение его финансовой устойчивости. Недостаток же этой политики заключается в нестабильности размеров дивидендных выплат, полной непредсказуемости формируемых их размеров в предстоящем периоде и даже отказ от их выплат в период высоких инвестиционных возможностей, что отрицательно сказывается на формировании уровня рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется обычно лишь на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, связанных с высоким уровнем его инвестиционной активности. [7, с.156] 
 
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции). Преимуществом этой политики является ее надежность, которая создает чувство уверенности у акционеров в неизменности размера текущего дохода вне зависимости от различных обстоятельств, определяет стабильность котировки акций на фондовом рынке. Недостатком же этой политики является ее слабая связь с финансовыми результатами деятельности предприятия, в связи с чем в периоды неблагоприятной конъюнктуры и низкого размера формируемой прибыли инвестиционная деятельность может быть сведена к нулю. Для того чтобы избежать этих негативных последствий стабильный размер дивидендных выплат устанавливается обычно на относительно низком уровне, что и относит данный тип дивидендной политики к категории консервативной, минимизирующей риск снижения финансовой устойчивости предприятия из-за недостаточных темпов прироста собственного капитала.  
 
3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип. Ее преимуществом является стабильная гарантированная выплата дивидендов в минимально предусмотренном размере (как в предыдущем случае) при высокой связи с финансовыми результатами деятельности предприятия, позволяющей увеличивать размер дивидендов в периоды благоприятной хозяйственной конъюнктуры, не снижая при этом уровень инвестиционной активности. Такая дивидендная политика дает наибольший эффект на предприятиях с нестабильным в динамике размером формирования прибыли. Основной недостаток этой политики заключается в том, что при продолжительной выплате минимальных размеров дивидендов инвестиционная привлекательность акций компании снижается и соответственно падает их рыночная стоимость. [6, с.203-204] 
 
4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли (или норматива распределения прибыли на потребляемую и капитализируемую ее части). Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли. В то же время основным ее недостатком является нестабильность размеров дивидендных выплат на акцию, определяемая нестабильностью суммы формируемой прибыли. Эта нестабильность вызывает резкие перепады в рыночной стоимости акций по отдельным периодам, что препятствует максимизации рыночной стоимости предприятия в процессе осуществления такой политики (она сигнализирует о высоком уровне риска хозяйственной деятельности данного предприятия). Даже при высоком уровне дивидендных выплат такая политика не привлекает обычно инвесторов (акционеров), избегающих риска. Только зрелые компании со стабильной прибылью могут позволить себе осуществление дивидендной политики этого типа; если размер прибыли существенно варьирует в динамике, эта политика генерирует высокую угрозу банкротства.  
 
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов, осуществляемая под девизом «никогда не снижай годовой дивиденд», предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде. Преимуществом такой политики является обеспечение высокой рыночной стоимости акций компании и формирование положительного ее имиджа у потенциальных инвесторов при дополнительных эмиссиях. Недостатком же этой политики является отсутствие гибкости в ее проведении и постоянное возрастание финансовой напряженности – если темп роста коэффициента дивидендных выплат возрастает (т.е. если фонд дивидендных выплат растет быстрее, чем сумма прибыли), то инвестиционная активность предприятии сокращается, а коэффициенты финансовой устойчивости снижаются. Поэтому осуществление такой дивидендной политики могут позволить себе лишь реально процветающие акционерные компании - если же эта политика не подкреплена постоянным ростом прибыли компании, то она представляет собой верный путь к ее банкротству. [14; 15] 
 
На данный момент в условиях мирового финансового кризиса роль дивидендной политики не такая значительная. Ведь когда в компании не хватает оборотных средств для расчетов с контрагентами, выплаты заработной платы, то отвлекать капитал на выплату дивидендов бессмысленно, и акционеры, как собственники компании, это прекрасно понимают. Им нужна здоровая работающая компания, а не обанкротившаяся или проданная кому-либо другому из-за проблем с ликвидностью.  
 
Сейчас возможен только сценарий невыплаты. Следует оставить оборотные средства в компании для поддержания ее функционирования. Если же компания функционирует нормально, то в условиях сложившейся ситуации выгодней приобретать конкурентов и расширяться, так как стоимость предприятий стремительно снижается, и в дальнейшем отдача для акционеров будет гораздо выше. [13] 
 
Выплата дивидендов может рассматриваться как один из показателей, характеризующих деятельность акционерных обществ. Однако она (выплата) далеко не главная составляющая в анализе финансового состояния общества, так как не является юридической обязанностью обществ. Рассмотрим показатели, которые в полной мере отражают деятельность акционерных обществ. 
2.2 Показатели, отражающие деятельность акционерных обществ 
 
Одно из важнейших условий успешного управления финансами организации – анализ его финансового состояния. Финансовое состояние организаций характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых ресурсов. В рыночной экономике финансовое состояние организации, по сути, отражает конечные результаты ее деятельности. Именно конечные результаты деятельности организации интересуют собственников (акционеров) организации, его деловых партнеров, налоговые органы.  
 
Результаты финансового состояния необходимы следующим группам потребителей: 
 
- менеджерам организации и в первую очередь финансовым менеджерам. Невозможно руководить компанией, принимать хозяйственные решения, не зная его финансового состояния. Для менеджеров важна оценка эффективности принимаемых решений, используемых в хозяйственной деятельности ресурсов и полученных финансовых результатов; 
 
- собственникам (в том числе акционерам). Им важно знать отдачу от вложенных в компанию средств, прибыльность компании, а также уровень экономического риска и вероятность потери своих капиталов; 
 
- кредиторам и инвесторам. Их интересует оценка возможности возврата выданных кредитов и возможности организации реализовать инвестиционную программу; 
 
- поставщикам. Для них важна оценка оплаты поставленной продукции, выполненных услуг и работ.  
 
Анализ финансового состояния организации включает этапы анализа следующих показателей: 
 
1) общей оценки финансового состояния организации и изменений его финансовых показателей за отчетный период; 
 
2) платежеспособности и финансовой устойчивости организации; 
 
3) кредитоспособности предприятия и ликвидности его баланса; 
 
4) оборачиваемости оборотных активов; 
 
5) финансовых результатов организации; 
 
6) потенциального банкротства организации. 
 
Рассмотрим перечисленные выше показатели деятельности компании подробнее.  
 
Платежеспособность и финансовая устойчивость являются важнейшими характеристиками финансово-экономической деятельности организации в условиях рыночной экономики. Внешне финансовая устойчивость проявляется через платежеспособность. Компания считается платежеспособной, если имеющиеся у нее денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим организациям и предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают ее краткосрочные обязательства. [7, с.30] 
 
Финансовая устойчивость есть целеполагающее свойство оценки реального финансового состояния организации, а поиск внутрихозяйственных возможностей, средств и способов ее укрепления определяет характер проведения и содержания экономического анализа. Таким образом, финансовая устойчивость — это гарантированная платежеспособность и кредитоспособность предприятия в результате его деятельности на основе эффективного формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Экономическая сущность финансовой устойчивости компании заключается в обеспеченности его запасов и затрат источниками их формирования. [10, с.264] 
 
Платежеспособность рассчитывается по данным баланса, исходя из характеристики ликвидности оборотных активов, т. е. времени, которое необходимо для превращения их в денежную наличность. Таким образом, платежеспособность, характеризуя степень ликвидности оборотных активов, свидетельствует, прежде всего, о финансовых возможностях организации полностью расплатиться по своим обязательствам по мере наступления срока погашения долга.  
 
В процессе взаимоотношений акционерного общества с кредитной системой, а также с другими организациями и предприятиями постоянно возникает необходимость в проведении анализа кредитоспособности. Кредитоспособность – способность компании своевременно и полностью рассчитаться по своим долгам. Анализ кредитоспособности проводят как банки, выдающие кредиты, так и организации, стремящиеся их получить. [10, с.267] 
 
Ликвидность (текущая платежеспособность) - одна из важнейших характеристик финансового состояния организации, определяющая возможность своевременно оплачивать счета и фактически является одним из показателей банкротства. Результаты анализа ликвидности важны с точки зрения как внутренних, так и внешних пользователей информации об организации.  
 
Коэффициенты ликвидности позволяют определить способность компании в течение года оплатить свои краткосрочные обязательства. Отсутствие денег на этих счетах не всегда означает неплатежеспособность организации, так как они могут поступить в течение ближайших дней. Только постоянное кризисное отсутствие наличности приводит к тому, что организация становится «технически неплатежеспособной», а это уже можно рассматривать как первую ступень на пути к банкротству. По своей экономической сущности это уже показатели, характеризующие структуру капитала субъекта хозяйствования. [8, с.276] 
 
Ликвидность активов – это величина, обратная времени, необходимому для превращения их в деньги, т.е. чем меньше времени понадобится для превращения активов в деньги, тем активы ликвиднее. 
 
Ликвидность баланса – это степень покрытия обязательств компании ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается установлением равенства между обязательствами компании и ее активами. [10, с.267] 
 
Важнейшую часть финансовых ресурсов организации представляют его оборотные активы. Они включают запасы (сырье, материалы, готовую продукцию, незавершенное производство и другие), денежные средства (средства на текущих и валютных счетах, в кассе и другие), краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, предоставленные краткосрочные займы и другие), дебиторскую задолженность (задолженность покупателей и заказчиков, дочерних и зависимых обществ, учредителей по взносам в уставный капитал, векселя по поручению и другие). 
 
От состояния оборотных активов зависит успешность осуществления производственного цикла организации, поскольку недостаток оборотных средств парализует производственную деятельность, прерывает производственный цикл и в конечном итоге приводит организацию к отсутствию возможности оплачивать по своим обязательствам и к банкротству. 
 
Большое влияние на состояние оборотных активов оказывает их оборачиваемость. От нее зависит не только размер минимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов и т.д. В свою очередь это отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах организации. [10, с.271] 
 
В условиях рыночной экономики цель предпринимательской деятельности состоит в получении прибыли. Прибыль обеспечивает организации возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников компании, на основе налога на прибыль обеспечивается формирование бюджетных доходов. Поэтому прибыль есть конечный результат деятельности организации. Можно произвести большой объем продукции, однако если она не будет реализована или реализована по цене, не обеспечившей получение прибыли, то предприятие окажется в тяжелом финансовом положении. [10, с.273-274] 
 
Одна из целей финансового анализа – своевременное выявление признаков банкротства компании. Банкротство связано с неплатежеспособностью организации. 
 
Во всех странах процесс банкротства, т.е. признание организации неплатежеспособной, регулируется государством специально издаваемыми законодательными актами и правительственными документами. В Российской Федерации основной такой акт – Федеральный Закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». [4] 
 
В соответствии с действующим в России законодательством [4] основанием для признания организации банкротом является невыполнение им обязательств по оплате товаров, работ, услуг по истечении трех месяцев со дня наступления сроков оплаты. Эти установленные условия и сроки дают основание поставщикам, исполнителям работ или услуг, кредиторам предъявлять через суд иски организациям-неплательщикам. 
 
Финансовому менеджеру необходимо постоянно держать под контролем неудовлетворительное финансовое состояние организации, признаки приближения банкротства. 
 
Таким образом, дивидендная политика компании, как элемент ее финансовой политики, состоит в выборе пропорции между выплачиваемой акционерам и капитализируемой частями прибыли для достижения целей компании. Выбор типа дивидендной политики зависит, прежде всего, от стадии развития компании, ее финансового состояния, позиционирования на рынке, достигаемых целей.  
 
Результаты финансовой деятельности компании интересны многим группам потребителей. От анализа финансового состояния компании зависит в конечном итоге будет ли организация далее продолжать свою работу или ее признают банкротом, будут ли заинтересованы инвесторы во вложении своих средств в данную организацию, сможет ли компания создать конкуренцию на рынке товаров и услуг и т.д. Ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость, финансовые результаты – эти показатели отражают деятельность акционерного общества. 
 
 
3 ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ 
В процессе предпринимательской деятельности у акционерных обществ, да и у всех коммерческих организаций, возникают определенные экономические отношения с ее контрагентами: с поставщиками и покупателями; партнерами по совместной деятельности; объединениями и ассоциациями; финансовой и кредитной системой и т.п., сопровождающиеся движением денежных средств.

Информация о работе Особенности формирования