Особенности инфляции в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.
В новых условиях, когда отброшены или изжили себя многие идеологические догмы, а переход к открытой экономике стал составной частью процесса перехода России к рыночной экономике, страна начинает преодолевать многие препятствия, которые мешали активному и масштабному ее вовлечению в интеграционные процессы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 5
1.1 Сущность инфляции и ее измерение 5
1.2 Причины возникновения инфляции 8
1.3 Виды и типы инфляции 12
2 ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В РОССИИ:
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 16
2.1 Особенности проявления инфляции в России 16
2.2 Антиинфляционная политика 20

3 ИНФЛЯЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23
3.1 Система антиинфляционных мер на современном этапе 23
3.2 Прогноз условий экономического развития России в 27 2011-2013 гг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Практика показала, что  улучшить работу предприятий невозможно только  с помощью льгот. Требуется  комплексная социально-экономическая  политика, рассчитанная на профессиональное управление производством, совершенствование его структуры и повышение эффективности.

         Немаловажно  усиление роли  экономических рычагов в стимулировании  производительности труда, снижение  издержек производства и повышении  качества продукции. Это касается  не только автомобильной промышленности, которая стала улучшать качество изделий, но и отраслей переживающих кризис. Решению таких задач должно способствовать совершенствование порядка оплаты труда и распределение доходов предприятий.        

         Для стабилизации цен и курса рубля решающее значение будет иметь рост ВВП, а также совершенствование его структуры с учетом изменения спроса на внутреннем и повышения эффективности экспорта. Этому могут способствовать ускоренная замена устаревшего оборудования и внедрение новейших технологий, улучшение работы предприятий. Важную роль играет наращивание инвестиций за счет всех источников (бюджет, прибыль и амортизация предприятий, продажа акций, привлечение зарубежных средств). Доходы от продажи акций (в том числе государственных) было бы целесообразно направлять на обеспечение роста производства товаров и повышение их качества. В развитых странах важнейшая функция банков - предоставление кредитов промышленным и коммерческим фирмам по доступным для них процентам (не выше 5-10 % по сравнению с темпами инфляции). Кредит служит надежным фактором увеличения инвестиций на развитие и техническое перевооружение производства. При этом банки входят в состав крупных корпораций и действуют в интересах их   развития на внутреннем и мировом рынках. У нас же обособленно действующие коммерческие банки мало содействуют росту производства ВВП и уровня жизни народа.

     Необходимо, чтобы законодательство было  направлено на совершенствование  кредитно – банковской системы,  повышение роли ЦБ России и его филиалов, а также улучшению работы коммерческих банков, более широкое применение краткосрочных кредитов. Это будет способствовать устойчивому росту товарного производства, повышению его экономической и социальной эффективности, укреплению курса рубля и преодолению инфляции.  1.[11. с. 25]

        Расчеты показывают: чтобы обеспечить  рассчитанный целевой уровень  инфляции в 2004-2007 гг., вклад повышения  цен на продукцию (услуги) естественных  монополий в прирост потребительских  цен на товары и услуги не должен превышать 2,5 – 3,5 п.п. за год. Целесообразно на прогнозируемый период установить параметры прироста потребительских цен от повышения цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий на уровне не более 30 – 35 % проектируемого уровня  инфляции. 

              Многое зависит прежде всего  от деятельности и создаваемых  им экономических механизмов, мер  стимулирования инвестиций, ограничения   оттока капитала, развития реального  сектора экономики. Стратегическая  программа должна содержать систему централизованных управляющих воздействий.

             При этом полезно использовать  и некоторые доказавшие свою  эффективность механизмы управления  социально – экономическим развитием,  применяющиеся в ходе реализации  государственных программ    в различных странах.[12. с. 19-20]

В первом полугодии 2010 г. инфляция в стране составила 4,4%. Во втором полугодии 2010 г. участники рынка активизировались и пустили часть своих сбережений в оборот, увеличивая объемы производства, набирая персонал и индексируя заметно «похудевшие» зарплаты, что подстегнуло дальнейший рост цен. Также в связи со сложными погодными условиями на уровень инфляции заметное влияние оказала динамика цен на плодовоовощную продукцию. Именно этот сегмент внес наибольший вклад в инфляционный рост, в результате которого инфляция в 2010 г. составила 7,6%, что явилось рекордом за последние десять-пятнадцать лет. [20]

Однако в 2011 году чувствуется более  высокое инфляционное давление, причинами  которого выступают как высокие  мировые цены на продовольствие, так и собственные внутрироссийские проблемы, связанные с засухой и неурожаем прошлого лета. Таким образом, с июня 2010 г. по февраль 2011 г. рост цен на продовольствие в РФ составил 17,5%. 

Так или иначе, но в нынешних условиях большинству экспертов представляется маловероятным правительственная планка инфляции в 6-7% – скорее всего, а 2011 г. цены вырастут на 8-9%. Возможно, что инфляция покажет меньшие цифры лишь в 2012 г. – около 7%. Стоит отметить, что Минэкономразвития пока не меняет официальный прогноз по инфляции на 2011 год – 6-7%, несмотря на сохраняющиеся высокие темпы роста цен на продовольствие. На 2012 год плановый показатель инфляции, заложенный в бюджет, составляет 6%. 

Всемирный Банк эти ожидания считает  слишком оптимистичными: «В 2011 и 2012 годах риски высоких темпов инфляции сохраняются в связи с дополнительными бюджетными расходами в предвыборный период. Мы не ожидаем снижения инфляции потребительских цен ниже 8% в 2011 году и 7% в 2012 году, если только не будет проведено ужесточение бюджетной политики». [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  •  

  • 3.1.Прогноз условий экономического развития России в  2011-2013 гг.
  •  

     

    Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

    Экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать  в условиях относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

    Уже начиная со второго  полугодия 2009 года, во многом благодаря  проводимым антикризисным мерам  происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

    После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2011-2013 гг. ожидается рост ВВП на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011-2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. - 16,5% к ВВП и в 2013 г. - 16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013 гг. - 19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рисунок 1).

    Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был  связан с реализацией антикризисных мер. В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление. В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010-2013 годах (таблица 1.1).

     

     

     

    Таблица 1.1. Оценка и прогноз  основных социально-экономических  показателей на период до 2013 г.

     

    Показатели

    Ед. изм.

    2009

    2010

    2011

    2012

    2013

     

    Цена Urals (мировые)

    долл./барр.

    61,1

    75,0

    75,0

    78,0

    79,0

     

    Инфляция

    дек. / дек.

    8,8

    6-7

    5,5-6,5

    5-6

    4,5-5,5

     

    ВВП

    млрд. руб.

    39 064

    44 957

    49 659

    55 223

    61 873

     
     

    % к пред. г.

    -7,9

    4,0

    3,4

    3,5

    4,2

     

    Промышленное  производство

    % к пред. г.

    -10,8

    2,7

    3,2

    3,1

    4,2

     

    Инвестиции  в основной капитал

    % к пред. г.

    -16,2

    2,9

    8,8

    6,3

    8,1

     

    Оборот розничной  торговли

    % к пред. г.

    -4,9

    4,4

    4,5

    4,8

    6,3

     

    Объем платных  услуг населению

    % к пред. г.

    -4,2

    3,3

    3,8

    4,0

    4,8

     

    Реальная заработная плата

    % к пред. г.

    -2,8

    3,6

    2,4

    2,4

    3,1

     

    Реальные располагаемые  доходы населения

    % к пред. г.

    2,3

    3,9

    2,7

    3,0

    4,2

     

    Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

    % к пред. г.

    24,2

    44,9

    9,4

    7,2

    7,1

     

    Экспорт

    млрд. долл. США

    303,4

    373,4

    383,8

    402,9

    416,8

     

    Импорт

    млрд. долл. США

    191,8

    237,5

    273,7

    304,5

    338,7

     

    Уровень безработицы к экономически активному населению

    %

    8,4

    8,2

    8,1

    7,7

    6,9

     
                   

     

    Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального  сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.

    На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета составило 5,9% к ВВП, а  в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удалось снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.

    При этом уровень нефтяных цен, который раньше обеспечивал  бездефицитный бюджет, теперь не позволяет  ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.

    В 2007 году при сложившемся  уровне мировых цен на нефть в 69,3 доллара США за баррель профицит федерального бюджета составил 5,4% к  ВВП. В текущем году при прогнозируемом уровне мировых цен на нефть в 75 долларов США за баррель ожидается дефицит бюджета на уровне 5,4% - 5,5% к ВВП.

    Формирование бюджетных  проектировок предполагается осуществить  исходя из прогнозируемого Минэкономразвития  России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2011 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.

    Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при  текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2011 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов. При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 5,6% к ВВП в 2012 году, в 2013 году - 5,2% к ВВП.

    В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

    Снижение общего дефицита федерального бюджета до 2,9% ВВП к 2013 году означает, что ненефтегазовый дефицит сократится только до 7,8% к  ВВП. При условии бездефицитного федерального бюджета в 2015 г. ненефтегазовый дефицит составит 4,9% ВВП, что превышает максимальный уровень, достигнутый в 2000-2007 годах. В связи с такой зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры российская экономика не может себе позволить, в отличие от таких развитых стран, как США и государства еврозоны, общий дефицит бюджета больших размеров. Стоит задача адаптировать бюджетные расходы к новому уровню доходов, так как финансирование дефицита и, соответственно, рост государственного долга негативно отразится на экономическом развитии Российской Федерации.

    В ближайшее время  для реализации поставленной в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2011-2013 годах  задачи ограничения в среднесрочной  перспективе использования нефтегазовых доходов необходимо вернуться к  тем принципам бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации до 2008 года. Величина расходов федерального бюджета не должна превышать сумму ненефтегазовых доходов, фиксированного нефтегазового трансферта и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно - долгового финансирования) в размере не более 1% ВВП, а ненефтегазовый дефицит федерального бюджета - 4,7% ВВП.

    Действие соответствующей  статьи Бюджетного кодекса в настоящее  время приостановлено, но в дальнейшем актуальным является возращение к формированию бюджета с учетом законодательно установленных ограничений.

    Такие бюджетные правила  позволят обеспечить стабильность бюджетной  системы в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание  государственного долга, создадут благоприятные условия для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности бюджета и, как следствие, экономики.

    С учетом изложенного  и основываясь на базовом сценарии прогноза Минэкономразвития России, при формировании и проведении бюджетной политики необходимо учитывать сохраняющиеся риски для бюджетного планирования такие, как:

    - возможное снижение поступления нефтегазовых доходов в 2011-2013 годах по сравнению с принятым в прогнозе уровнем вследствие более низких темпов роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, в том числе и в результате установления льгот в части взимания вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, добываемую на месторождениях Восточной Сибири;

    - возможный больший рост индекса потребительских цен и, соответственно, возможное увеличение расходов в связи с необходимостью осуществить индексацию социальных выплат;

    - возможное укрепление рубля к доллару США и евро и, как следствие, ухудшение соотношения экспорта и импорта;

    - возможные колебания движения спекулятивного капитала в результате высокой зависимости российского рынка от динамики финансовых рынков развитых и развивающихся стран.

    Частично снижение дефицита предполагается осуществить за счет сворачивания антикризисных мер поддержки экономики. Вместе с тем, некоторые из начатых антикризисных мер будут продолжены, например такие, как поддержка рынка труда, субсидирование процентных ставок и другие меры поддержки автомобильной промышленности, самолетостроения и других отраслей.

    При этом уменьшение государственных  расходов может вызвать снижение темпов роста в краткосрочной  перспективе. Однако в среднесрочной  перспективе сохранение государственной  поддержки экономики за счет высокого дефицита федерального бюджета может вызвать рост инфляции, укрепление курса национальной валюты, увеличения стоимости государственных заимствований, что в конечном итоге усложнит корпоративному сектору задачу привлечения капитала, необходимого для модернизации.

    Информация о работе Особенности инфляции в РФ