Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 14:07, реферат
Описание работы
Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Содержание работы
Введение 3 1. Сущность и формы проявления инфляции 4 2. Причины инфляции 7 3. Последствия инфляции 8 4. формы и методы антиинфляционной политики 10 5. Денежные реформы в России 11 5.1 в России 11 а) в 1839 году 11 б) в 1895-1897 годах 13 в) в 1922-1924 годах 13 г) в 1947 году 15 5.2 в других странах 16 а) Денежные реформы в зарубежных капиталистических странах 16 б) Денежные реформы в зарубежных социалистических странах 17 в) Денежные реформы в развивающихся странах 19 6. Теории инфляции 21 7. Особенности инфляции в России 23 Используемые источники 27
Она является следствием
увеличения издержек производства,
а следовательно и цен, которое
связано с внезапным, непредвиденным
увеличением стоимости сырья или затрат
на энергию. В реальном мире
ситуация гораздо сложнее, чем
простое разделение инфляции на два
типа - инфляцию, вызванную увеличением
спроса и инфляцию, обусловленную ростом
издержек. На практике трудно различить
эти два типа. Большинство экономистов
считают, что инфляция, обусловленная
ростом издержек, и инфляция
спроса отличаются друг от друга еще в
одном важном отношении. Инфляция
спроса продолжается до тех
пор, пока существуют чрезмерные
общие расходы. Инфляция,
обусловленная ростом издержек, автоматически
сама себя ограничивает, то есть
либо постепенно исчезает, либо самоизлечивается.
Инфляция, обусловленная ростом издержек,
порождает спад, а спад в свою очередь
сдерживает дополнительное увеличение
издержек. Сам факт инфляции
- снижение покупательной способности
денежной единицы, то есть уменьшение
количества товаров и услуг, которые
можно приобрести за эту денежную единицу,
- не обязательно приводит к снижению личного
реального дохода или уровня жизни.
Инфляция снижает покупательную способность
денежной единицы, однако ваш реальный
доход или уровень жизни снизится только
в том случае, если номинальный доход
будет отставать от инфляции. Инфляция
наказывает людей, которые получают относительно
фиксированные номинальные доходы. Иначе
говоря, она перераспределяет доходы,
уменьшая их у получателей фиксированных
доходов и увеличивая их
у других групп населения. Классическим
примером являются пожилые супруги,
живущие на частную пенсию или ренту,
которые обеспечивают фиксированный ежемесячный
размер номинального дохода. Инфляция
также ухудшит положение
землевладельцев, получающих фиксированную
ренту, потому что с течением
времени они станут получать денежные
единицы, имеющие меньшую стоимость.
В меньшей степени жертвами инфляции
окажутся некоторые белые
воротнички, часть служащих
государственного сектора,
доходы которых определяются фиксированной
тарифной сеткой, а также живущие
на фиксированные доходы по социальному
обеспечению и другие трансфертные доходы
семьи. Люди, живущие на нефиксированные
доходы, могут выиграть от инфляции.
Номинальные доходы таких семей могут
обогнать уровень цен или стоимость
жизни, в результате чего их реальные доходы
увеличатся. Рабочие, занятые в развивающихся
отраслях промышленности
и представленные
мощными профсоюзами, могут добиться,
чтобы их номинальная зарплата шла в ногу
с уровнем инфляции или опережала его.
С другой стороны, от инфляции страдают
и некоторые наемные рабочие. Те, кто
работает в нерентабельных отраслях
промышленности и лишены поддержки сильных,
боевых профсоюзов, могут оказаться
в такой ситуации, когда рост уровня цен
обгонит рост их денежных доходов. Выигрыш
от инфляции могут получить управляющие
фирм, другие получатели прибылей. Инфляция
может также сглазить владельцев
сбережений. С ростом цен реальная
стоимость или покупательная способность
сбережений, отложенных на черный день,
уменьшается. Во время инфляции уменьшается
реальная стоимость срочных вкладов
в банке страховых полисов,
ежегодной ренты и других бумажных
активов с фиксированной стоимостью,
которых когда-то хватало, чтобы справится
с тяжелыми непредвиденными обстоятельствами
или обеспечить спокойный уход на пенсию.
4. формы и методы
антиинфляционной политики
Главная цель антиинфляционной
политики – сделать инфляцию управляемой и
ослабить ее негативные социально-экономические
последствия.
Основной формой стабилизации
денежной системы является антиинфляционная
политика государства с помощью:
1) денежной реформы;
2) государственного регулирования
инфляционного процесса.
Денежная реформа – полное или
частичное преобразование денежной системы,
проводимое государством с целью упорядочения
и укрепления денежного обращения.
Осуществляется она различными
методами (нули-фикация, реставрация, девальвация,
деноминация) в зависимости от экономического
положения страны, степени обесценения
денег, политики государства путем принятия
единовременного законодательного акта.
Государственное регулирование
инфляционного процесса означает комплекс
государственных мер, направленных на
ограничение роста цен и стабилизацию
денежной системы путем:
1) дефляционной политики;
2) политики доходов.
Дефляционная политика предусматривает
регулирование денежного спроса через
денежно-кредитный и налоговый механизм
путем снижения государственных расходов,
повышения процентных ставок за кредит,
усиления налогового бремени, ограничения
денежной массы. Эта политика в целом ведет
к замедлению экономического роста.
Политика доходов предполагает
параллельный контроль за ценами и оплатой
труда путем полного их замораживания
или установления предела их роста. Ее
осуществление может вызвать социальные
противоречия.
Российская инфляция отличается
своеобразием, что обусловлено условиями
ее развития в связи со специфическими
причинами, которые слабо реагируют на
приводимую государством денежно-кредитную
политику. Для стабилизации денежной системы
и осуществления эффективной антиинфляционной
политики государству необходимы:
– оздоровление экономики в
целом, преодоление спада инвестиционной
активности и обеспечение приемлемых
темпов роста производства;
– разработка и осуществление
государственной экономической стратегии,
способствующей становлению конкурентоспособного,
высокотехнологического и наукоемкого
производства;
– усиление стимулов производственного
накопления у предпринимателей и населения;
– изменение структуры производственных
фондов в целях расширения производства
товаров народного потребления;
– стимулирование кредитной
инвестиционной деятельности банков;
– совершенствование налоговой
системы, обращая особое внимание на регулирующую
роль налогов;
– формирование и развитие единого
общероссийского рынка товаров, кредита,
валюты, земли, труда и т. д.;
– восстановление государственных
структур управления и контроля за ценами,
доходами, распределением материальных
и финансовых ресурсов при сохранении
свободных рыночных цен;
– создание условий для превращения
зарубежных долларовых запасов в товары
производственного назначения для национальной
экономики;
– изменение денежно-кредитной
политики, а также платежно-расчетного
механизма в пользу безналичных расчетов
в целях тесной увязки всех элементов
рыночных товарно-денежных отношений;
– стимулирование экспертной
продукции, в том числе вооружения, и проведение
разумной протекционной политики.
5. Денежные реформы
в России
5.1 в России
а) в 1839
году
Была проведена в 1839—1843 годах под руководством министра
финансов Канкрина. Привела к созданию системы серебряного монометаллизма. Был начат обмен всех ассигнаций на государственные кредитные
билеты, обменивающиеся на золото и серебро. Проведение реформы позволило
установить в России стабильную финансовую
систему, сохранявшуюся вплоть до начала Крымской
войны.
Первый этап денежной реформы
1839—1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 манифеста «Об устройстве денежной
системы». Согласно манифесту с 1 января 1840 в России все сделки должны
были исчисляться исключительно в серебре.
Главным средством платежа становился
серебряный рубль с содержанием чистого
серебра 4 золотника 21 доля(18 г). Государственным ассигнациям,
согласно первоначальному их назначению
отводилась роль вспомогательного денежного
знака. Они должны были приниматься по
неизменному курсу (3 руб. 50 коп. ассигнациями
за серебряный рубль). Поступления в казну
и выдача денег из неё исчислялись в серебряных
рублях. Сами же платежи могли совершаться
как в звонкой монете, так и в ассигнациях.
Золотая монета должна была приниматься
и выдаваться из казённых учреждений с
3%-ной надбавкой от её нарицательной стоимости.
Таким образом, на первом этапе денежной
реформы был зафиксирован фактический
уровень обесценивания ассигнационного
рубля.
Одновременно с манифестом
был опубликован указ от 1 июля 1839 г. «Об
учреждении Депозитной кассы серебряной
монеты при Государственном Коммерческом
банке», который объявлял билеты Депозитной
кассы законным платежным средством, обращающимся
наравне с серебряной монетой без всякого
лажа[2]. Касса начала выполнять операции
в январе 1840 г., она принимала на хранение
вклады серебряной монетой и выдавала
взамен депозитные билеты на соответствующие
суммы. В период с 20 декабря1839 по 18 июня 1841 в соответствии с рядом сенатских
указов были выпущены депозитные билеты
достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они
изготавливались экспедицией Депозитной
кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года.
Вторым этапом денежной реформы
стала эмиссия кредитных билетов сохранных
казен, воспитательных домов и Государственного
заемного банка. Она осуществлялась в
соответствии с манифестом от 1 июля 1841 «О выпуске в народное обращение
кредитных билетов на 30 миллионов серебром».
Принятие этого акта не рассматривалось
в качестве мероприятия по упорядочению
денежного обращения, а было вызвано экономической
необходимостью. В 1840 г. в средней полосе
России был сильный неурожай. Началось
усиленное изъятие вкладов из кредитных
учреждений. Банки находились на грани
банкротства. Этому в значительной мере
способствовала система перманентных
«позаимствований» из государственных
кредитных учреждений, в силу чего они
оказались не в состоянии не только открывать
кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля1841 в качестве экстренной меры
было принято решение об эмиссии кредитных
билетов с целью оказания помощи государственным
кредитным учреждениям и казне. Билеты
свободно разменивались на серебряную
монету и обращались наравне с ней.
Итак, начиная с 1841 г. в России
параллельно обращались три вида бумажных
денежных знаков: ассигнации, депозитные
и кредитные билеты. Их экономическая
сущность была различна. Ассигнации являлись
средством обращения и платежа, их реальная
стоимость была в четыре раза ниже номинальной.
Депозитные билеты были фактически квитанциями
на серебро. Они находились в обращении
в размере, равном сумме вкладов, и казна
не имела дополнительных доходов от их
эмиссии.
Кредитные билеты сохранных
казен и Государственного заемного банка
находились в обращении в незначительном
количестве. Они, как и депозитные билеты,
должны были иметь стопроцентное покрытие
серебром. Позднее правительство разрешило
выдачу ипотечных ссуд кредитными билетами,
частично обеспеченными металлом, но при
этом, опасаясь их обесценения, сильно
ограничило эти выдачи.
Незначительный выпуск, частичное
обеспечение металлом, размен на звонкую
монету превратили кредитные билеты в
устойчивые бумажные денежные знаки.
На последнем этапе в соответствии
с проектом реформы должна была произойти
замена ассигнаций на депозитные билеты.
Но эмиссия депозитных билетов не приносила
дополнительных доходов государству.
В то же время в обороте находились устойчивые
бумажные денежные знаки, только частично
покрытые металлом, — кредитные билеты.
Их эмиссия была выгодна для казны. Поэтому
правительство приняло решение о расширении
выпуска в обращение кредитных, а не депозитных
билетов.
В результате на третьем этапе
реформы ассигнации и депозитные билеты
были обменены на кредитные
билеты. Обмен осуществлялся на основе
манифеста «О замене ассигнаций и других
денежных представителей кредитными билетами»
от 1 июня 1843 года. Для изготовления кредитных
билетов при Министерстве финансов была
создана экспедиция государственных кредитных
билетов постоянным фондом звонкой монеты
для размена крупных билетов. В соответствии
с манифестом выпуск депозитных и кредитных
билетов сохранных казен и Государственного
заемного банка прекратился. Они подлежали
обмену на государственные кредитные
билеты. Ассигнации были девальвированы.
Они выпускались по курсу 3 руб. 50 коп. ассигнациями
за 1 руб. новыми кредитными билетами. Обмен
ассигнаций прекратился с 13 апреля1851, а обмен депозитных билетов —
с 1 марта 1853 года.
Депозитные и кредитные билеты
1841 г., разменные на серебро, обменивались
по номиналу. Кроме того, кредитные билеты
выпускались взамен вкладов золотом и
серебром. Никаких других возможностей
эмиссии кредитных билетов закон не предусматривал.
Размен кредитных билетов производился
на серебро и на золото. Разменная касса
Экспедиции государственных кредитных
билетов в Петербурге была обязана осуществлять
размен без ограничения, в Москве — до
3 тыс. руб. в одни руки, а в уездных казначействах —
до 100 рублей.
В результате проведения реформы
в России была создана система денежного
обращения, при которой бумажные деньги
разменивались на серебро и золото. Кредитные
билеты имели на 35-40 % золотое и серебряное
обеспечение. Законодательство в области
денежного обращения, сложившееся в результате
реформы Канкрина, запрещало выпуск кредитных
билетов для кредитования торговли.
Денежная система, созданная
в результате реформы 1839—1843 гг., обладала
рядом важнейших признаков, типичных для биметаллизма:
Существовала свобода чеканки
не только серебра, но и золота.
Золотые империалы и полуимпериалы чеканились с надписью «десять
рублей» и «пять рублей», причем правительство
стремилось закрепить с помощью законодательства
стоимостное отношение между золотым
и серебряным рублем. Манифест от 1 июля
1839 г. устанавливал, что «золотая монета
в казну и кредитные установления принимается
и из них выдается 3 % выше нарицательной
её стоимости, а именно — империал в 10 руб.
30 коп. и полуимпериал в 5 руб. 15 коп. серебром».
Кредитные билеты были разменны
не только на серебро, но и на золото. Размен
этот производился «с соблюдением указанного
между сими деньгами соотношения» — 103
руб. кредитными билетами обменивались
на 103 руб. серебром или на 100 руб. золотом,
то есть правительство стремилось закрепить
за кредитным рублем не только определенное
серебряное, но и золотое содержание.
Анализируя итоги проведения
денежной реформы 1839—1843 гг., необходимо
учитывать и следующие обстоятельства.
В России в 30-40-х гг. XIX в., несмотря на развитие
товарно-денежных отношений, господствовало
натуральное хозяйство. Соответственно
объём покупаемых предметов потребления
был невелик, и деньги как средство обращения
требовались в незначительных количествах.
Рабочие, чиновники и другие лица, жившие
на жалованье, не играли такой важной роли,
как в условиях развитых товарно-денежных
отношений. При сравнительно неразвитом
рынке и плохих путях сообщения цены на
продукты были очень низкими, а уровень
промышленного развития — относительно
невысоким. Товары промышленного производства,
зачастую ввозимые из-за границы, приобретались
небольшим кругом лиц. Денежный оборот
осуществлялся преимущественно с казной.
Поэтому денежная реформа, проведенная
в 1839—1843 гг. обеспечила относительно устойчивое
денежное обращение.